Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:18, дипломная работа
Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1. Изучение литературы по проблеме исследования, которое позволило выделить основные теоретические понятия и положения, связанные с проблемой дипломной работы.
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3. Диагностическое исследование уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы социально-эмоционального развития дошкольника 5
1.1. Основные характеристики эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника 19
1.3. Связь эмоционального и социального развития 24
1.4. Игра-драматизация, как средство социально-эмоционального развития дошкольника 33
2. Диагностика социально–эмоционального развития дошкольника 41
2.1. Подходы к диагностике социально–эмоционального развития детей дошкольного возраста 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника 46
3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника 57
3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ 57
3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Основными условиями осуществления коррекционных воздействий при работе с эмоциональной сферой ребенка являются следующие:
Коррекция эмоционального развития ребенка происходит с опорой на различные виды деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста (Изотова 2004).
В
составлении программы
С учетом всего вышеперечисленного была разработана Программа коррекции социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Целью данной программы является повышение уровня эмоциональной идентичности и эмоциональных проявлений во взаимоотношениях с другими людьми.
Задачи программы:
эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
Основные средства, используемые в работе с детьми:
Тематика занятий на год и примерные игры из содержания занятия представлены в Приложении Е.
При составлении программы были использованы этюды и упражнения, разработанные М.И. Чистяковой и Н.Ф. Ивановой. Кроме того, в программу включены игры и занятия, разработанные нами самостоятельно.
Проведя с детьми работу по коррекции социально – эмоционального развития с помощью данной программы мы убедились, что, несмотря на то, что у детей имеются нарушения центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, резидуальная энцефалопатия, неврозоподобный синдром, субкомпенсированная гидроцефалия и другие), произошло повышение показателей уровня социально-эмоционального развития. У троих детей повысился уровень идентификации эмоций с низкого до среднего. У одного ребенка уровень идентификации эмоций повысился со среднего до высокого. Эти данные представлены в рисунках 4, 5.
Рис. 4. Гистограмма развития идентификации
эмоций у детей старшей группы за 2009-2010
учебный год
Рис. 5. Гистограмма развития социальных переживаний у детей старшей группы за 2009-2010 учебный год
Таким образом, коррекционная работа показала, что наше предположение о возможности игры-драматизации как средства коррекции социально-эмоционального развития дошкольника подтвердилось.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждение гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства.
Изучение литературы по проблеме исследования позволили выделить основные теоретические понятия и положения, такие как «эмоция», «социализация» и «игра – драматизация», их основные характеристики. Рассматривая их взаимосвязь исследователи выделяют, что в дошкольном возрасте состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии активного включения в ситуацию возникновения этого состояния, при непосредственном знакомстве с причинами этого состояния. У ребенка появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачи как свои. В работах исследователей выделяются фундаментальные (основные) эмоции и социальные переживания. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться и проявляться отдельные социальные переживания. Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия с взрослыми и сверстниками; с другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержательным мотивом ее поведения.
Результаты диагностического исследования уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста позволили нам сделать предположение, что для развития у них социальных переживаний в соответствии с возрастной нормой нужно развивать восприятие и понимание эмоциональных состояний, то есть умений осуществлять эмоциональную идентификацию.
Большим потенциалом в развитии социально-эмоциональной сферы детей обладают сюжетно – ролевые игры, а именно игры – драматизации, так как они позволяют ребенку не только представить, но и пережить социальную ситуацию. Это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и обогащения его эмоционального опыта, для профилактики и коррекции его психических состояний. Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей и может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими.
На основании результатов нашего исследования нами была разработана и апробирована программа коррекции социально-эмоционального развития, в которой основным средством являлись игры-драматизации. Апробирование программы проводилось с детьми, имеющими нарушения центральной нервной системы, и мы убедились в возможностях игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы дошкольников. Мы предполагаем, что, проведение дальнейшей работы по данной программе, позволит детям достичь уровня развития соответствующего возрастной норме.
Приложение