Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:18, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1. Изучение литературы по проблеме исследования, которое позволило выделить основные теоретические понятия и положения, связанные с проблемой дипломной работы.
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3. Диагностическое исследование уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы социально-эмоционального развития дошкольника 5
1.1. Основные характеристики эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника 19
1.3. Связь эмоционального и социального развития 24
1.4. Игра-драматизация, как средство социально-эмоционального развития дошкольника 33

2. Диагностика социально–эмоционального развития дошкольника 41
2.1. Подходы к диагностике социально–эмоционального развития детей дошкольного возраста 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника 46

3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника 57
3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ 57
3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 656.00 Кб (Скачать)
justify">     Рассматривая  вопрос о коррекции социально-эмоционального развития ребенка, исследователи отмечают, что речь идет о преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании и отставании в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных моментов социализации, складывающихся в связи с этим. То есть, методы коррекционного воздействия призваны осуществить такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации ее функционирования.

     Основными условиями осуществления коррекционных воздействий при работе с эмоциональной сферой ребенка являются следующие:

  1. Проведение коррекционных воздействий по механизму компенсации, т.е. с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы;
  2. Системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную работу включаются и другие стороны его развития (познавательные способности, компетентность и др.), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится; таким образом, устраняются причины, обуславливающие эмоциональные нарушения. Те факторы психической жизни ребенка, которые включаются в коррекционную работу, выявляются на основе психологической диагностики его развития;
  3. Оказание кредита доверия ребенку, т.е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействия с ним;
  4. Формулирование целей коррекционной работы в позитивных формулировках (создание позитивных «точек роста»), а также учет того, что цели коррекционного воздействия должны быть реалистичными;
  5. Охрана интересов ребенка. Для этого психолог должен предусмотреть возможные негативные последствия своей коррекционной работы и не допустить их.

     Коррекция    эмоционального    развития    ребенка   происходит с опорой на   различные  виды  деятельности,  что  позволяет  продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста (Изотова 2004).

     В составлении программы коррекции  социально-эмоционального развития мы опирались на деятельностный подход, в связи с чем коррекционная работа строилась с учетом ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игровой деятельностью. Коррекционная деятельность была направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, а также на оптимизацию социальной ситуации его развития.

      С учетом всего вышеперечисленного была разработана Программа коррекции социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

      Целью данной программы является повышение уровня эмоциональной идентичности и эмоциональных проявлений во взаимоотношениях с другими людьми.

      Задачи  программы:

  1. Знакомство детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением, спокойствием.
  2. Обогащение эмоциональной сферы ребенка. 
    Формирование    и      развитие   у   детей   умения      распознавать                                                                         

     эмоциональные проявления других людей по различным признакам   (мимике, пантомимике, интонации и пр.).

  1. Овладение детьми умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
  2. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
  3. Развитие у детей умения давать оценку своему поведению и поведению других людей.
  4. Развитие у детей чувства сопереживания, сочувствия другим людям.

      Основные  средства, используемые в работе с детьми:

  1. Игровые упражнения по психогимнастике.
  2. Подвижные игры.
  3. Игры-драматизации.

      Тематика  занятий на год и примерные  игры из содержания занятия представлены в Приложении Е.

      При составлении программы были использованы этюды и упражнения, разработанные М.И. Чистяковой и Н.Ф. Ивановой. Кроме того, в программу включены игры и занятия, разработанные нами самостоятельно.

      Проведя с детьми работу по коррекции социально – эмоционального развития с помощью данной программы мы убедились, что, несмотря на то, что у детей имеются нарушения центральной нервной системы (гидроцефальный синдром, резидуальная энцефалопатия, неврозоподобный синдром, субкомпенсированная гидроцефалия и другие), произошло повышение показателей уровня социально-эмоционального развития. У троих детей повысился уровень идентификации эмоций с низкого до среднего. У одного ребенка уровень идентификации эмоций повысился со среднего до высокого.  Эти данные представлены в рисунках 4, 5.

       

          Рис. 4. Гистограмма развития идентификации эмоций у детей старшей группы за 2009-2010 учебный год 

          Рис. 5. Гистограмма развития социальных переживаний у детей старшей группы за 2009-2010 учебный год

     Таким образом, коррекционная работа показала, что наше предположение о возможности игры-драматизации как средства коррекции социально-эмоционального развития дошкольника подтвердилось.

Заключение

     Дошкольный  возраст – время активного  вхождения ребенка в  социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждение гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства.

     Изучение  литературы по проблеме исследования позволили выделить основные теоретические понятия и положения, такие как «эмоция», «социализация» и «игра – драматизация», их основные характеристики. Рассматривая их взаимосвязь исследователи выделяют, что в дошкольном возрасте состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии активного включения в ситуацию возникновения этого состояния, при непосредственном знакомстве с причинами этого состояния. У ребенка появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачи как свои. В работах исследователей выделяются фундаментальные (основные) эмоции и социальные переживания. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться и проявляться отдельные социальные переживания. Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия с взрослыми и сверстниками; с другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержательным мотивом ее поведения.

     Результаты  диагностического исследования уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста позволили нам сделать предположение, что для развития у них социальных переживаний в соответствии с возрастной нормой нужно развивать восприятие и понимание эмоциональных состояний, то есть умений осуществлять эмоциональную идентификацию.

     Большим потенциалом в развитии социально-эмоциональной сферы детей обладают сюжетно – ролевые игры, а именно игры – драматизации, так как они позволяют ребенку не только представить, но и пережить социальную ситуацию. Это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и обогащения его эмоционального опыта, для профилактики и коррекции его психических состояний. Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей и может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими.

       На основании результатов нашего исследования нами была разработана и апробирована программа коррекции социально-эмоционального развития, в которой основным средством являлись игры-драматизации. Апробирование программы проводилось с детьми, имеющими нарушения центральной нервной системы, и мы убедились в возможностях игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы дошкольников. Мы предполагаем, что, проведение дальнейшей работы по данной программе, позволит детям достичь уровня развития соответствующего возрастной норме.

Список используемой литературы

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология [Текст]. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Арановская–Дубовис Д.М., Е.В. Заика [Электронный ресурс] статья «Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника». Поступила в редакцию 15.11.1995 г. http: www.yandex.ru
  3. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст]// Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание», 2006 – № 6.
  4. Бондаренко А.К., Матусик А.И.. Воспитание детей в игре/ под ред. Д.В. Менджерицкой [Текст]. – М.: Просвещение, 1979.     
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст]. – М.: Педагогика, 1990г.                     
  6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  7. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст]. – М.: Академия, 2004.
  8. Детский практический психолог / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  9. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст]. – М., 2004.
  10. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 1995.
  11. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5 – 7 лет: диагностика, занятия, рекомендации/ авт.-сост. Н.Ф. Иванова [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Изард К.Е. Психология эмоций [Текст]/ К.Е. Изард. – СПб.: Питер, 1995.
  13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст]. - СПб: Питер, 2001.
  14. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольника/ Сост. О.Л. Князева [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  15. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  16. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]. – СПб., 2002.
  17. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст]. – М.: 2002.
  18. Мудрик А.В. Социализация человека [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  19. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  20. Психология мотиваций и эмоций [Текст] / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Фаликман М.В.. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омна-Л, 2006.
  21. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. Васильевой М.А.. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.                     
  22. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  23. Смирнова Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М.: Школа – Пресс, 1997.
  24. Сушкова И.В. Чувствую! Знаю! Поступаю!: Экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания у детей 6 – 7 года жизни [Текст]. – Елец, 2005.
  25. Тертель А.Л. Психология [Текст]. – М.: ТК Велбл, Изд-во Проспект, 2006.
  26. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст]. – М.: «Просвещение», 1990.
  27. Широкова Г.А., Жанко Е.Г. Практикум для детского психолога [Текст]. - Ростов-на-Дону, 2005.
  28. Шмаков С.А., Н.Я. Безбородова. От игры к самовоспитанию [Текст]. – М.: Новая школа, 1993.
  29. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]. – М.: Просвещение, 1991.
  30. Шмаков С.А. Игра и дети [Текст]. – М.: Просвещение, 1978.
  31. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой [Текст]. – М.: Просвещение, 1985.
  32. Юсупов И. М. Вчувствование, проникновение, понимание [Текст]. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.

     Приложение

Информация о работе Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника