Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:18, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1. Изучение литературы по проблеме исследования, которое позволило выделить основные теоретические понятия и положения, связанные с проблемой дипломной работы.
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3. Диагностическое исследование уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы социально-эмоционального развития дошкольника 5
1.1. Основные характеристики эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника 19
1.3. Связь эмоционального и социального развития 24
1.4. Игра-драматизация, как средство социально-эмоционального развития дошкольника 33

2. Диагностика социально–эмоционального развития дошкольника 41
2.1. Подходы к диагностике социально–эмоционального развития детей дошкольного возраста 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника 46

3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника 57
3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ 57
3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 656.00 Кб (Скачать)

     Методика  «Эмоциональная идентификация» состоит  из двух диагностических серий. Каждая серия методики имеет модификации, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста: форма А — для детей 4 — 5 лет; форма В—для детей 5 —6 лет; форма С — для детей 6—7 лет.

     Кроме того, процедурный ход методики разработан в двух вариантах (вербальный и невербальный) для детей с различным типом направленности личности и особенностями компетентности в различных видах детской деятельности, что обеспечивает индивидуальный подход при диагностировании.

     Направленность  методики:

     Общая — выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;

     Диагностическая серия № 1, № 2:

     — выявление сформированности двух компонентов  процесса опознания эмоций: восприятия и понимания эмоциональных состояний;

     Диагностическая серия №2.

     — определение уровня произвольного  выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть);

     — выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

     — выявление фактора эмоциональной напряженности.

     Процедура обследования и обработки результатов  по данной методике представлены в  Приложении А.

     На  втором этапе были использованы следующие  методики:

     1. Оцени  свое  поведение  – диагностическая методика  для детей 5 – 8 лет. Она является модификацией теста А.Л. Венгера, разработанной и апробированной под руководством Т.Д. Марцинковской, М. Митру.

     Диагностическая направленность данной методики: социальные переживания ребенка старшего дошкольного – младшего школьного возраста, оцениваемые на основании его способности оценивать поведение по заданным моральным критериям нормам.

     Процедура обследования и обработки результатов  по данной методике представлены в  Приложении Б.

     2. Рисунок самого  красивого – самого  некрасивого. Данная методика построена на подходах к обработке неконструктивных рисуночных методов, предложенных В.С. Мухиной. Методика была разработана под руководством Т.Д. Марцинковской в ряде экспериментальных исследований, в которых изучались различные аспекты социальных переживаний детей дошкольного и младшего школьного возраста.

     Диагностическая направленность: социальные переживания ребенка дошкольного – младшего школьного возраста, оцениваемые на основании умения отражать в рисунке эмоциональные эталоны противоположных модальностей (при способности ребенка к рисованию значения не имеет).

     Процедура обследования и обработки результатов  по данной методике представлены в  Приложении В.

     Использование данных методик в нашем исследовании позволило показать зависимость формирования и развития социальных переживаний дошкольников от их восприятия и понимания эмоционального состояния человека. Анализ и интерпретацию данных диагностического обследования мы рассмотрим в следующей части нашей работы.

2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника

      Исследования  проводились в МДОУ «Детский сад  № 137 компенсирующего вида для детей  с нарушениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата» г. Саратова с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек.

      Диагностическое исследование проходило в три  этапа с помощью вышеуказанных  методик. Протоколы обследования детей  представлены в Приложении Г.

      Результаты  исследований по диагностической методике «Эмоциональная идентификация» представлены в таблице 1. Для интерпретации результатов по данной методике использовали таблицу дифференциации результатов с учетом типа помощи (см. Приложение А).

      Таблица 1

Результаты  исследования эмоциональной сферы  старших дошкольников

№ п/п Ф.И. ребенка Восприятие  экспрессии Понимание эмоционального содержания Идентификация эмоций
1 Александра  Ш. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
2 Афина П Низкий уровень Средний уровень Средний уровень
3 Богдан У. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
4 Вика Б. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
5 Данил В. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
6 Диана А. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
7 Женя Б. Средний уровень Средний уровень Средний уровень
8 Ксюша Д. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
9 Лиза С. Низкий уровень Средний уровень Средний уровень
10 Лиза Н. Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень
11 Максим И Средний уровень Средний уровень Низкий уровень
12 Маша С. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
13 Полина П. Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень
14 Сергей Р. Средний уровень Средний уровень Средний уровень
15 Тамилла К. Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
Низкий  уровень  80 % 53,4 % 73,4 %
Средний уровень  20 % 46,6 % 26,6 %
Высокий уровень  - - -
 

      По  итогам данного диагностического исследования мы сделали вывод, что в данной группе преобладает низкий уровень идентификаций эмоций (см. рис. 1).

     

    Рис. 1. Обобщающая гистограмма результатов исследования эмоциональной сферы старших дошкольников 

     На  втором этапе нашего исследования, для того чтобы определить есть ли взаимосвязь развития эмоциональной сферы и социального развития, мы использовали методики направленные на исследование социальных переживаний детей старшего дошкольного возраста.

     Результаты  исследования по методике «Оцени поведение» представлены в таблице 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      По  результатам исследования ответов дети были разделены на две группы.

      1 группа – 9 детей с низким уровнем социальных переживаний. При оценивании поведения дети в основном ориентировались на житейский опыт и симпатии. Почти во всех ответах детей встречаются такие высказывания: рвет книгу, кормит курочку, топчет цветы, поливает и т.д. Дети сравнивают поведение героев со своим опытом, не переживая за героев.

      2 группа – 6 детей со средним уровнем социальных переживаний.

      При оценивании дети обращали внимание не только на поведение и внешний вид, но и пытались дать оценку эмоциональному состоянию героя. В ответах детей встречаются такие высказывания: рвет книгу и улыбается – девочка плохая; обижает кошку и рад этому и др. Полученные показатели совпадают с нормами возрастного развития, так как дети 6-го года жизни начинают овладевать эталонами оценки поведения, которые еще не являются реально действующими: социальные мотивы еще не интериоризированы в деятельность и соответственно социальные переживания не регулируют поведение. Наглядное представление результатов исследования по методике «Оцени поведение» дано на рисунке 2. 

Рис. 2. Сводная  гистограмма по методике «Оцени поведение»

       

     Для дополнительного исследования социальных переживаний детей была использована методика «Рисунок самого красивого – самого некрасивого». Рисунки детей представлены в Приложении Д. Беседы с детьми по рисункам фиксировались в протоколах (см. Приложение Г). Результаты данного исследования представлены в таблице 3.

     Таблица 3

Результаты  исследования рисунков детей старшего дошкольного возраста 

№ п/п Ф.И. ребенка Уровень
1 Александра  Ш. Низкий  уровень
2 Афина П Средний уровень
3 Богдан У. Средний уровень
4 Вика Б. Низкий уровень
5 Данил В. Средний уровень
6 Диана А. Низкий уровень
7 Женя Б. Средний уровень
8 Ксюша Д. Средний уровень
9 Лиза С. Средний уровень
10 Лиза Н. Низкий уровень
11 Максим И Средний уровень
12 Маша С. Низкий уровень
13 Полина П. Низкий уровень
14 Сергей Р. Низкий уровень
15 Тамилла К. Низкий уровень
Низкий  уровень 53,4 %
Средний уровень 46,6 %
Высокий уровень -
 

     По  результатам исследования мы разделили детей на две группы.

      1 группа - 8 детей, которые практически не видят отличий между группами рисунков; они не умеют создавать адекватный сюжет, использовать адекватное цветовое решение. Почти полное тождество, как содержания, так и цветовой гаммы разных рисунков затрудняет не только для взрослого, но и для самого ребенка узнавание рисунка через некоторое время, прошедшее со дня рисования. Во время наблюдения за этими детьми было выявлено, что они не умеют регулировать свое поведение, редко стремятся к ответственности. Все эти данные позволяют отнести их к низкому уровню развития социальных переживаний.

      2 группа – 7 детей. Рисунки у этих детей были выполнены более тщательно, различие по содержанию были незначительны, но существенно отличались по цветовой гамме. При изображении красивого дети использовали теплые цвета, а некрасивого – преобладал черный цвет. При наблюдении за ними было отмечено, что они эмоциональны, открыты, предпочитают действовать самостоятельно.

       Наглядное представление результатов дано на рисунке 3.

 
            Рис. 3. Сводная гистограмма по методике «Рисунок самого красивого – самого некрасивого»
 

      На  третьем этапе мы провели сравнительный  анализ результатов, полученных с помощью  всех трех методик. Результаты представлены в сводной таблице 4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сопоставление результатов исследования по трем диагностическим методикам показали, что дети (10 человек), имеющие низкий уровень индетификации эмоций, имеют низкий или находятся на границе низкого и среднего уровня развития социальных переживаний. У детей (5 человек) со средним уровнем идентификации эмоций был выявлен средний уровень развития социальных переживаний, или он находится на границе низкого и среднего.

      Мы  сделали предположение, что для  развития у старших дошкольников социальных переживаний в соответствии с возрастной нормой нужно развивать восприятие и понимание эмоциональных состояний. Для этого нами была разработана программа коррекции эмоциональной сферы и социального развития. Перед разработкой программы мы проанализировали современные образовательные программы ДОУ с целью выявления их потенциала в реализации задач социально-эмоционального развития дошкольников. Обобщенные результаты анализа представлены в следующей части работы.

Информация о работе Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника