Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:18, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1. Изучение литературы по проблеме исследования, которое позволило выделить основные теоретические понятия и положения, связанные с проблемой дипломной работы.
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3. Диагностическое исследование уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы социально-эмоционального развития дошкольника 5
1.1. Основные характеристики эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника 19
1.3. Связь эмоционального и социального развития 24
1.4. Игра-драматизация, как средство социально-эмоционального развития дошкольника 33

2. Диагностика социально–эмоционального развития дошкольника 41
2.1. Подходы к диагностике социально–эмоционального развития детей дошкольного возраста 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника 46

3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника 57
3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ 57
3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 656.00 Кб (Скачать)

3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника

3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ

      Для того чтобы разработать программу  коррекции социально – эмоциональной  сферы дошкольника мы проанализировали существующие программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.

      Согласно  статье 55 Закона РФ «Об образовании» дошкольные учреждения имеют право  самостоятельно выбирать образовательные  программы. В настоящее время  предлагается широкий выбор  комплексных  и парциальных программ. Обратимся к некоторым из них.

      Сначала мы проанализировали программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (в редакции 2009 года), так как она чаще других используется в дошкольных учреждениях.

     «Программа  воспитания и обучения в детском  саду»  представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципе культуросообразности.

     Ведущие цели обновленной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

     Эти цели реализуются в процессе разнообразных  видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно- трудовой.

     Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном  всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения и др.

      Проанализировав программу мы выявили, что задачи социально-личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста отдельно не выделяются, а решаются косвенно через задачи разделов «Ребенок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Художественная литература», «Художественно-эстетическое воспитание», «Трудовое воспитание», «Музыкальное воспитание», «Культурно-досуговая деятельность», «Игра». Развитие социально-эмоциональной сферы по данной программе проходит через разнообразные игры во всех возрастных группах. В рамках данных разделов рассматриваются следующие задачи по социально–эмоциональному развитию:

– способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство  радости и удовлетворения от участия  в совместной с взрослыми деятельности;

– обогащать  речь существительными, характеризующими эмоции, чувства, переживания;

– с  помощью различных приемов и  специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

–  развивать  эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус;

– развивать  умение через движение передавать эмоционально образное содержание музыки;

– при  подготовке к праздникам и на праздниках вызывать эмоционально положительное отношение;

– развивать  эмоции, возникающие в ходе ролевых  и сюжетных игровых действий с  персонажами;

– учить  чувствовать и понимать эмоциональное  состояние героя, вступать в ролевое  взаимодействие с другими персонажами (Васильева, Гербова, Комарова 2009).

      Достаточно  широко в дошкольных учреждениях  используют программу развития и воспитания детей «Детство» под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст – период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки. Социально – эмоциональное развитие детей отражается в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношения».

      В старшем дошкольном возрасте в реализации задач развития на первый план выступает:

– социально – нравственное развитие, становление взаимоотношений с окружающими, развитие межличностных отношений в группе и др.;

– развития  умения замечать состояния сверстников и проявлять сочувствие, готовность помочь, развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса (Логинова, Бабаева, Ноткина и др. 2002).

      В комплексной программе «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой задачи социального развития обеспечиваются посредством формирования бережного, уважительного отношения к миру рукотворных предметов, сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, заинтересованного отношения к произведениям искусства, уважения и доверия к взрослым, уважения и терпимости к сверстникам. Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников достигается за счет отсутствия психологического давления, введение традиций непринужденных бесед ребенка с детьми и взрослыми, учета интересов детей при планировании занятий и др. формы работы с детьми – специальные занятия, обучающие ситуации, режимные моменты, игры, самостоятельная деятельность детей.

      В старшем дошкольном возрасте, по задачам данной программы, педагоги должны:

      1. Способствовать моральному развитию  ребенка: формировать у детей  образ «Я» включающий положительные  моральные качества, желание ценить  их в себе и одновременное  неприятие в себе противоположных  качеств на материале вымышленных рассказов о нем самом в разных ситуациях; создавать эмоционально – положительный опыт участия в морально одобряемых действиях в ситуациях, не требующих морального выбора; способствовать выработке у ребенка эмоционально значимых критериев морального и неморального поведения; знакомить детей с переживаниями тех, кто столкнулся с нарушениями норм относительно себя и др.

      2. Продолжать развивать эмоциональную  отзывчивость к эстетической  стороне окружающей действительности: создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы; условия для слушания музыки по выбору детей и по возможности в живом исполнении; показать детям красоту всех периодов суток и др. (Доронова 2004).

      В современных дошкольных учреждениях  используются парциальные программы, как дополнительные к комплексным программам. Рассмотрим две парциальных программы, которые реализуют задачи социально – эмоционального развития детей дошкольного возраста.

      Одной из таких программ является экспериментальная  программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания детей 6 -7 года жизни «Чувствую! Знаю! Поступаю!» под редакцией И.В. Сушковой.  Содержание данной программы построено на основе учета особенностей развития и проявления начал нравственного сознания у детей в период старшего дошкольного детства. В программе отмечается, что нравственные чувства и эмоции, являясь составляющими нравственного сознания или результатом его деятельности, в одних случаях «окрашивают» и «проясняют» его, в других являются источником импульсивных, не всегда достаточно осознанных действий и поступков.

      Цель  программы – формирование у детей 6 – 7 лет начал нравственного  сознания на основе учета целостности  его внутренней структуры в условиях непротиворечивого и индивидуализирующих  аспектов его развития посредством образовательного материала.

      Программа структурирована в соответствии с эмотивным (нравственные чувства  и эмоции), когнитивным (нравственные знания) и конативным (нравственное поведение) компонентами начал нравственного  сознания дошкольников.

      Средствами  формирования начал нравственного  осознания, рекомендуемые данной программой, являются образец поведения; ситуативные  задачи; педагогические ситуации; художественная литература, анимация; игры с нравственно-ценностным содержанием и др. (Сушкова 2005).

     Другой  программой является программа социально-эмоционального развития детей «Я - Ты - Мы» О.Л.Князевой. Данная программа является программой не столько обучения, сколько воспитания.

     В основу данной программы положено утверждение о том, что специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности.

     Целями  программы  «Я - Ты – Мы» являются следующие: воспитание детей свободными и ответственными; учить их обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим; быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих; владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми.

     Данная  программа состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».

     Раздел «Уверенность в себе» - предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.

     Раздел  «Чувства, желания, взгляды» - поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

     Специальные темы раздела предоставляют педагогам возможность побеседовать со старшими детьми о чувстве страха и одиночества. Также дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

     Этот  раздел предусматривает знакомство старших дошкольников со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злостно, люто), радость (празднично, бодряще, ярко, лучисто).

     Содержание  этого раздела поможет педагогам  понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания  в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует. Таким образом, педагог может  установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

     Раздел  «Социальные навыки» - направлен на обучение детей этически ценным  формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Темы этого раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их урегулировать, предотвращать ссору и недопускать её крайнего проявления - драки.

     Чтоб  научить детей строить отношения  с другими людьми, уважительно  и деликатно вести себя со сверстниками, воспитатель может предложить детям среднего возраста проблемные ситуации, разрешая которые они будут овладевать определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания.

     Содержание  трех разделов постоянно перекликаются  между собой. Эта программа носит рекомендательный характер, то есть задает только основу планирования педагогического процесса.

     Программа «Я - Ты - Мы» требует строгого соблюдения следующих основных принципов: систематичность, интеграция программного содержания, координация деятельности педагогов.

     Задачи  программы реализуются в процессе проведения занятий, разнообразных  игр (Князева 2003).

     По  сравнению с остальными программами  программа «Я - ты – мы» Князевой О.Л. больше раскрывает значение социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

     Результаты анализа программ показали, что в работе с детьми по развитию социально – эмоциональной сферы мало уделяется внимания сюжетно – ролевым играм, а именно играм – драматизациям как одного из вида этих игр. Выше мы уже отмечали, что игры – драматизации обладают значительным воспитательным и развивающим потенциалом при развитии и коррекции социально – эмоциональной сферы старшего дошкольника, позволяют моделировать различные ситуации проявления эмоций и социальных чувств.

      Учитывая имеющийся опыт работы по развитию социально – эмоциональному развитию детей, результаты исследователей по данной теме и результаты нашего исследования мы разработали программу коррекции социально – эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Подходы к разработке программы, ее цель, задачи и содержание мы предложили в следующей части нашей работы и в приложение Е.

3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника

Информация о работе Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника