Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:18, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1. Изучение литературы по проблеме исследования, которое позволило выделить основные теоретические понятия и положения, связанные с проблемой дипломной работы.
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3. Диагностическое исследование уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы социально-эмоционального развития дошкольника 5
1.1. Основные характеристики эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника 19
1.3. Связь эмоционального и социального развития 24
1.4. Игра-драматизация, как средство социально-эмоционального развития дошкольника 33

2. Диагностика социально–эмоционального развития дошкольника 41
2.1. Подходы к диагностике социально–эмоционального развития детей дошкольного возраста 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника 46

3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника 57
3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ 57
3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 656.00 Кб (Скачать)

     3. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.

     4. Враждебность – взаимодействие эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть.

      5. Застенчивость — характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. Застенчивые люди часто погружены в себя, не общительны. В состоянии высокой тревоги не могут сконцентрировать внимание. Нерешительны, недостаточно настойчивы в достижении цели, им трудно принимать решение.

      Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса  и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия: способствует социальной изоляции и  тем самым полностью или частично лишает человека радости общения  и социальной (эмоциональной) поддержки.

      6. Обидчивость как эмоциональная черта личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У отдельного человека могут иметься особо чувствительные пункты обидчивости, с которыми он связывает наибольшую ущемленность чувства собственного достоинства и при задевании которых может дать бурную аффективную реакцию.

      7. Мстительность — это склонность человека к мести, т. е. к агрессии в отплату за причиненное зло.

      8. Некоторым людям свойственна эмоциональная чувствительность особого рода, обозначаемая как сентиментальность. Это излишняя эмоциональная чувствительность, имеющая оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умилительности. Сентиментален тот, кто способен легко растрогаться, расчувствоваться, взволноваться, кто легко приходит в состояние умиления, т. е. проявляет нежные чувства по отношению к объекту, кажущемуся ему трогательным. Они чувствительны и пассивны, их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний замкнут в самом себе, они любуются своими переживаниями.

      9. Любознательность  проявляется как положительное отношение и целенаправленное стремление к приобретению новых знаний, как пытливость. Человек испытывает потребность в положительных эмоциях именно от получения новых знаний. Любознательность как устойчивая черта личности, отражает и эмоциональную, и мотивационную сферу личности в их единстве, образуя своеобразный эмоционально-мотивационный комплекс.

      10. Совестливость. В ряде работ зарубежных авторов совесть или способность испытывать вину рассматривается как личностная черта. (Дж. Уайтинг, И. Чайлд 1953).

      11. Когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, у него проявляется свойство, называемое эмпатией. Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними. Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали.

      В ряде исследований говорится о том, что выраженность тех или иных эмоциональных свойств личности может влиять на самоопределение  человека в жизни (Ильин 2001).

     Анализ  исследований привел нас к выводам, что человек рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями, которые на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы. На каждом возрастном этапе развития личности формирование эмоциональных процессов имеет свои особенности, которые мы попытались выделить в следующей части нашей работы.

1.2. Особенности развития  эмоциональной сферы  дошкольника

     Эмоциональная жизнь дошкольника связана с  господством чувств над всеми  сторонами деятельности ребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурны. Ребенок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро угасает и забывается.

     Только  в особо нужных ситуациях и  только старшие дошкольники могут  сдерживать свои чувства, скрыть их внешние  проявления.

     На  протяжении дошкольного детства  происходит ряд закономерных изменений  эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением. С развитием эмоциональной сферы у дошкольников чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает все нормы морали и соотносит с ними свои поступки (Телегина 1991).

     Источником  эмоциональных переживаний ребенка  становятся в первую очередь его  взаимоотношения с взрослыми  и другими детьми, а также те ситуации, которые произвели на него новое, необычное, сильное впечатление. Поэтому чем больше впечатлений  получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.

     К старшему дошкольному возрасту появляются более сложные чувства – чувство  прекрасного, чувство красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чувства, которые  ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства, переживания, отношения, давая им оценку.

     Одной из ведущих потребностей детей дошкольного  возраста является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании их прав и потребностей. Ее удовлетворение учит ребенка платить другим «любовью за любовь». Обратные проявления по отношению к ребенку (непринятие его, грубость, невнимание) формируют чувство неуверенности в себе, страха, недоверия, невротические реакции и недоверчивое поведение. Все негативное отношение он переносит, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки.

     Выделяют  три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и  низкий, коррелирующие  с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Материнство основано на безусловном отношении материи к своему ребенку. Мать воплощает для ребенка эмоциональный полюс социальных отношений. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка  (Шаграева, Козлова 2001).

     С развитием эмоциональной сферы  дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения  от объекта переживаний.

     Развитие  эмоций, чувств ребенка связано с  определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к проявлению аффективных реакций.

     Эмоции  в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические  процессы ребенка, а также его  деятельность. Требуется много времени  и сил для того, чтобы ребенок научился осознавать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых (Ковалец 2003).

     Опыт  работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей  с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии второй младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. Хотя  само понятие «эмоция» не вводится, оно заменяется на более доступное для детей этого возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют (А.Н. Леонтьев).

     В результате экспериментального исследования А.М. Щетинина выделила типы восприятия детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека.

     Довербальный  тип (4-5 лет) эмоция не обозначается словами, ее осознание можно обнаружить через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации.

     Диффузно-аморфный тип (4-5 лет) – дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко. Это связано с недостаточной сформированностью эталона выражения эмоций. У некоторых детей данный тип восприятия отличается эмоциональной окрашенностью к отдельным изображениям. Кроме того, он является ведущим типом восприятия для детей среднего дошкольного возраста.

     Диффузно-локальный  тип (4-5 лет) – восприятие выражения эмоции глобально и поверхностно. Дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (преимущественно глаза). Данный тип восприятия характеризуется наличием ярко выраженного эмоционального отношения детей к различным эмоциональным состояниям.

       Аналитический тип (6 – 7 лет) – дети с восприятием этого типа опознают эмоциональные ситуации на основе выделения элементов экспрессии (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии. Данный тип восприятия проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста сочувствием, сопереживанием по отношению к изображенным людям.

     Синтетический тип (6 – 7 лет)  – обобщенное, целостное восприятие эмоции. Дети не дифференцируют элементы экспрессии, а воспринимают их в совокупности.

     Аналитико-синтетический  тип (6 – 7 лет) – дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их. Данный тип восприятия экспрессии является ведущим типом восприятия для детей старшего дошкольного возраста.

     Таким образом, А.М. Щетинина констатирует стойкие  возрастные различия в способах восприятия детьми экспрессии, а также динамику выраженности эмоциональной окрашенности (эмоциональности) восприятия. Возрастная динамика понимания детьми дошкольного возраста эмоциональных состояний может быть выражена в следующих положениях:

  1. К старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоциональных состояний повышается;
  2. Различия в понимании разных эмоций у старших дошкольников становится все менее значимыми;
  3. Увеличивается активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний;
  4. К 6 годам состояние человека становится объектом познания, а экспрессия играет роль значимых сигналов;
  5. К старшему дошкольному возрасту восприятие экспрессии становятся более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживания человека (Изотова 2004).

      Старший дошкольный возраст характеризуется  и специфической формой протекания эмпатийного реагирования. Это связано с преобразованием эмоциональной сферы от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной нравственными критериями и отношениями форме эмпатийного переживания.

      Содержание  эмпатийного реагирования в этом возрасте определяет характер мотивации личности. Так, некоторые отечественные экспериментальные исследователи подтверждают, что при эгоистической направленности ребенка в общении при удовлетворении потребности в собственном благополучии эмпатия проявляется как сопереживание. В случае альтруистической направленности при удовлетворении потребности в благополучии другого – как сочувствие (Кошелева 1985).

      Мотивационно-потребностная  обоснованность эмпатических проявлений у детей старшего дошкольного  возраста ведущая с точки зрения отечественной психологии, но не единственная. На основе этологических исследований эмпатического дистресса как  непроизвольного реагирования на болезненные состояния другого в раннем возрасте. М. Хоффман выделил симпатический дистресс  как осознанную эмоциональную реакцию сочувствия. «Симпатический дистресс» обусловлен собственным эмоциональным опытом негативных переживаний и формируется между 6 и 9 годами (Изотова 2004).

      Проявление  эмпатии у детей зависит от многих факторов: степени близости с объектом эмпатии и частоты общения с ним, интенсивности стимула эмпатии, предшествующего эмпатийного опыта; индивидуальных особенностей темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамических качеств личности; установок и требований социально-культурного окружения.

Информация о работе Игра - драматизация как средство коррекции социально - эмоционального развития дошкольника