Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:18, дипломная работа
Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1. Изучение литературы по проблеме исследования, которое позволило выделить основные теоретические понятия и положения, связанные с проблемой дипломной работы.
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3. Диагностическое исследование уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы социально-эмоционального развития дошкольника 5
1.1. Основные характеристики эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника 19
1.3. Связь эмоционального и социального развития 24
1.4. Игра-драматизация, как средство социально-эмоционального развития дошкольника 33
2. Диагностика социально–эмоционального развития дошкольника 41
2.1. Подходы к диагностике социально–эмоционального развития детей дошкольного возраста 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника 46
3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника 57
3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ 57
3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. Г.
ЧЕРНЫШЕВСКОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики, психологии и начального образования
Кафедра
психологии образования
Специальность 050607
Педагогика
и психология
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломная работа
студентки
5 курса СМОЛЕНСКОВОЙ ЮЛИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Научный руководитель
старший
преподаватель Н. А. Рябинина
Заведующий кафедрой
докт. психол.
наук, профессор Р. М. Шамионов
Саратов
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Коррекция развития социально – эмоциональной сферы детей на ранних этапах становления личности является одной из важных и актуальных проблем в связи с тем, что развитие эмоций, воспитание чувств содействует успешной социализации человека.
Ведущая роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре. В последнее время отмечается, что игровой деятельности в образовательном процессе отводится мало места. Исследования по проблемам игровой деятельности выявили значительный развивающий и воспитательный потенциал игр в целом и отдельных их видах, в частности. Самыми значительными возможностями обладают сюжетно-ролевые игры. Их относят к социальным, так как с их помощью дети начинают осваивать социальный опыт.
Для социально-эмоционального развития детей могут быть использованы игры-драматизации, как один из видов сюжетно-ролевых игр. Это объясняется тем, что они одновременно могут способствовать усвоению детьми социального опыта и обеспечивать эмоциональное развитие детей в специально смоделированных ситуациях. Кроме того, игры-драматизации являются одним из самых привлекательных для детей видов игровой деятельности. Достаточно большой опыт работы в дошкольных учреждениях, в том числе с детьми имеющих отклонения в развитии привел нас к предположению, что эти игры можно использовать для коррекции социально-эмоционального развития дошкольников.
Все это определило выбор темы исследования «Игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития дошкольников»
Это определило цель исследования: выявление потенциала игр-драматизаций в коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1.
Изучение литературы по
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3.
Диагностическое исследование
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.
В процессе выполнения дипломной работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ работ по проблемам социализации дошкольников, социально-эмоционального развития, игровой деятельности.
2.
Сравнительный анализ
3. Наблюдение за деятельностью детей;
4. Изучение продуктов деятельности детей.
5. Диагностические методики, направленные на определение уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Дипломная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка используемой литературы,
6 приложений и содержит 4 таблицы, 5
рисунков.
Для выявления особенностей эмоциональной сферы личности мы обратились к исследованиям Л.С. Выготского, Н.Я. Грота, Е.И. Изотовой, А.Н. Леонтьева, П.В. Симонова и др.
Анализ показал, что в психологии понятие «эмоции» рассматривается с разных точек зрения.
С точки зрения американского психолога и философа У. Джеймса «эмоция есть просто ощущение телесного состояния и причиной своей имеет чисто физиологический процесс» (Ю.Б. Гиппенрейтер 2006: 96).
Швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг рассматривал «эмоцию как аффект, эмоция это нечто такое, что воздействует на вас. Такое вмешательство что-то делает с вами» (Ю.Б. Гиппенрейтер 2006: 109).
В Большом психологическом словаре под ред. Мещерякова Б., Зинченко В. отмечается, что эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения. Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека (Мещеряков 2002).
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. Богатство эмоционального мира человека оказывается полезным для выживания и развития человечества (Тертель 2006).
Эмоции
выполняют в жизни и
Существует тесная связь эмоций и с такими познавательными процессами, как память и воображение. Фиксация следов мотивационных воздействий тесно связана с процессами памяти, которые лежат в основе научения. Фактически открытый Э. Торндайком закон эффекта как раз и рассматривает роль эмоций и памяти в процессе научения. Эмоциональные факторы заметно влияют на память. Способность эмоций оставлять следы в опыте зависит от их интенсивности. Наиболее ярко и прочно человеку помнятся сильно поразившие его радости, огорчения и тревоги.
П.В. Симонов связывает эмоции с творчеством. Говоря о значении эмоций в творчестве, он подчеркивал, что сознание вооружено речью и другой символикой, в то время как неосознаваемое психическое сообщает сознанию о результатах своей деятельности «переживанием чувств, т.е. эмоцией», среди которых наиболее значимых являются эстетическое наслаждение, способность воспринимать красоту и юмор.
Изучая связь эмоций с деятельностью, А.Н. Леонтьев отмечал, что эмоции играют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивом и реализующей его деятельностью. В отличие от аффектов, эмоции «сдвинуты к началу», т.е. способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищающими обстоятельствами (Изотова 2004).
Также в психологии отмечается, что деятельность, поддерживаемая эмоциями человека, протекает, как правило, много успешней, чем деятельность, к которой он себя принуждает одними «холодными доводами рассудка» (Гиппенрейтер 2006).
О значимой роли эмоций в развитии человека писал А. Валлон, который подчеркивал, что именно эмоции соединяют человека с социальной жизнью, с окружающим миром ценностей. Эмоции оказывают специфическое влияние на активизацию мотивов поведения (Изотова 2004).
Перейдем
к характеристикам
В психологической литературе исследуются функции эмоций личности. Наиболее часто рассматривают следующие функции эмоций.
Во многих теориях (Р.С. Лазарус, Ж.П. Сартр, П.В. Симонов) эмоция рассматривается как система сигналов о нарушении психической деятельности субъекта, т.е. авторы говорят о сигнальной функции эмоций. Но это назначение эмоций не выполняется само по себе, а осуществляется во взаимосвязи с другими функциями.
Большое значение также отводится оценочной функции эмоций. Так, Н.Я. Грот характеризовал эмоцию как систему сигналов, позволяющую понять значимость происходящего. В.К. Вилюнас подчеркивает, что «эмоции не являются опосредованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов, ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту» (Цит. по: Изотова 2004: 6).
С оценочной функцией эмоций связана функция побуждения, направляющая субъекта на освоение полезного и избегание вредного.
В критических ситуациях эмоция перерастает в аффект и способствует аварийному эмоциональному разрешению ситуации: субъект выполняет определенные эволюционно закрепленные стереотипные действия, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Но эмоциональное разрешение ситуаций – функция не только аффекта; ее могут выполнять и другие ситуативные эмоции, например гордость, обида, возмущение и др.
Во многих исследованиях отмечалось влияние эмоций на протекание целенаправленной деятельности в целом. С одной стороны, эмоции могут способствовать концентрации внимания, направляя его на эмоционально привлекательный объект или деятельность, - организующая функция эмоций; с другой стороны такое состояние субъекта может нарушать другую организованную деятельность, отвлекая субъекта от нее (Э. Клапаред, Х. Пьерон и др.). Таким образом, эмоция выполняет и дезорганизующую функцию.
Ряд авторов (П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.В. Симонов) показали, что эмоции способствуют сосредоточению познавательных процессов на предметном содержании объекта или деятельности, т.е. выполняют регулятивную функцию.
Также
подчеркивается, что эмоция способна
оставлять следы в опыте
В работах А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича говорится о том, что эмоция как сигнал о предстоящем изменении ситуации и (или) возможном ее разрешении выполняет предвосхищающую функцию. Данная функция обеспечена тем, что актуализация следов эмоций обычно опережает развитие событий, что, в свою очередь, вызывает определенные эмоциональные состояния, известные субъекту из прошлого опыта.
Эвристическая функция эмоций, по мнению О.К. Тихомирова, также обеспечивается данным механизмом: эмоциональное предвосхищение событий существенно сокращает поиск способа выхода из ситуации.
Особое значение в исследовании роли эмоций в процессах познания уделяется их синтезирующей функции. В работах В. Вундта было выявлено, что эмоциональный тон ощущений, представлений, воспринимаемых субъектом одновременно или последовательно, сливается по определенным законам, которые организуют в восприятии более общие переживания и отдельные единицы познания в целостное «отражение». Роль эмоции в данном процессе связана с тем, что эмоциональное переживание является синтезирующей основой образа.