Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 01:18, дипломная работа
Предмет исследования: игры-драматизации как средство коррекции социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель была реализована с помощью задач:
1. Изучение литературы по проблеме исследования, которое позволило выделить основные теоретические понятия и положения, связанные с проблемой дипломной работы.
2. Выявление потенциала игр-драматизаций в развитии социально-эмоциональной сферы детей.
3. Диагностическое исследование уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработка и апробирование программы коррекции социально-эмоционального развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы социально-эмоционального развития дошкольника 5
1.1. Основные характеристики эмоциональной сферы личности 5
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника 19
1.3. Связь эмоционального и социального развития 24
1.4. Игра-драматизация, как средство социально-эмоционального развития дошкольника 33
2. Диагностика социально–эмоционального развития дошкольника 41
2.1. Подходы к диагностике социально–эмоционального развития детей дошкольного возраста 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования социально-эмоционального развития дошкольника 46
3. Коррекция социально-эмоционального развития дошкольника 57
3.1. Задачи социально-эмоционального развития дошкольников в современных образовательных программах ДОУ 57
3.2. Коррекционная программа социально – эмоционального развития дошкольника 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Анализ работ по проблемам эмоционального развития показал значительную связь и влияние эмоциональной сферы личности на процесс ее социализации. Чтоб уточнить характер этой взаимосвязи мы обратились к психолого-педагогическим исследованиям, которые занимаются данной проблемой.
Для того чтобы выявить связь эмоций и социального развития мы проанализировали работы Г.М. Андреевой, Е.В. Андриенко, С.А. Беличева, Ю.В. Васильковой, Т.А. Васильковой, А.В. Мудрика и др. Сначала раскроем общие характеристики процесса социализации.
В
современной отечественной
Так, Г.М.Андреева трактует социализацию как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей» и т.д. (Андреева 1980).
В отечественной социальной психологии социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапа основываясь на субъект-субъектном подходе.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином и т.д. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе (Мудрик 2004).
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.
В процессе социализации человек проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); младший подростковый (10-12 лет); старший подростковый (12-14 лет); ранний юношеский (15-17 лет); юношеский (18-23 года) возраста; молодость (23-30 лет); раннюю зрелость (30-40 лет); позднюю зрелость (40-55 лет); пожилой возраст (55-65 лет); старость (65-70 лет); долгожительство (свыше 70 лет) (Мудрик 2000).
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы:
Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья – мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. (Мудрик 2000).
Социализация осуществляется через ее сферы и институты. Сферами, посредством которых осуществляется социализация, являются деятельность, общение и самосознание; единство изменения этих сфер – есть процесс социализации.
Деятельность – на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.
Общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что часто, само собой разумеется, так как оно неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами.
Развитие самосознания личности – в самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я». Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром, различными институтами.
В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
В дошкольном возрасте институтами социализации для ребенка являются семья, референтная группа и учреждения образования.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
К референтным группам относятся друзья, знакомые, группа сверстников. Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму.
В отношениях со сверстниками они узнают и усваивают новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейными нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором (Мудрик 2000).
Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально окрашенные игровые действия; общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности (Смирнова 1997).
Учреждения образования выступают институтами социализации, в которых социализация осуществляется как направленный и организованный процесс передачи общественно значимых ценностей. Для детей дошкольного возраста такими учреждениями являются дошкольные образовательные учреждения. В дошкольных образовательных учреждениях детей систематически и планомерно учат осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие); знакомят с языком эмоций через проигрывание разнообразных ситуаций. Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых или условных ситуациях, которые возникают по инициативе педагога или стихийно, обогащают эмоциональный и социальный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия (Бабаева 2006).
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Социальные чувства рождаются вместе с социальным опытом ребенка, так как всякий социально-психический опыт выражается, прежде всего, в чувствах. Не благодаря интеллекту ребенок входит в связь с социальной средой, а благодаря тому, что непосредственно чувствует эту среду. Первичное и непосредственное переживание среды, лежит в основе всего социального взаимодействия. Самые разнообразные чувства, питаясь из социального взаимодействия ребенка с его средой, оказывают влияние на его социальные чувства. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Средством социализация дошкольника выступает игра. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в игре различные эмоциональные состояния (Зеньковский 1995). Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатств культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Процесс социализации ребенка в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до глубоких и опосредованных. Сошлемся на позицию В.А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрывает творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (Цит. по: Шмаков 1991: 63).
Игровые
действия для ребенка важны не
результатом, а тем, сто позволяют
осваивать недоступные ему