Групповые роли в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Роль – позиция в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, а также особенности общения и взаимодействия, круг функций и видов поведения в групповом процессе, закрепляющиеся за участниками на более или менее продолжительный срок.
Каждый член малой группы, будь то семья или производственный коллектив, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой группы.

Содержание

Принципы, нормы и функции ролей в психологии________________________3

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи_______________6
Поддерживающие роли_____________7
Процедурные роли_________________9
Эгоцентрические роли_____________11
Заключение_______________________13

Список использованной литературы_14

Работа содержит 1 файл

психология срс.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

Карагандинский  государственный  медицинский университет

Кафедра психологии, психиатрии и наркологии

СРС

На  тему: Групповые роли в психологии

Выполнил: студент группы 163

Сакевич А. А.

Проверила: Беркун А. П.

Караганда 2011

Оглавление

 
  1. Принципы, нормы и функции  ролей в психологии________________________3
 
  1. Роли, обеспечивающие решение  поставленной задачи_______________6
  2. Поддерживающие роли_____________7
  3. Процедурные роли_________________9
  4. Эгоцентрические роли_____________11
  5. Заключение_______________________13
 
  1. Список  использованной литературы_14
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы, нормы и функции  ролей в психологии  

    Психология  малой группы включает в себя такие  понятия, как роли, нормы, лидерство, типы поведения, групповой процесс.

    Роль – позиция в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, а также особенности общения и взаимодействия, круг функций и видов поведения в групповом процессе, закрепляющиеся за участниками на более или менее продолжительный срок. 
Каждый член малой группы, будь то семья или производственный коллектив, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой группы.

    Участники групп, опираясь на собственное понимание  и жизненный опыт, приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую они будут играть в группе. Гибкость ролевой тактики  требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют  вне группы. Например, учитель, высоко оценивающий свои способности управлять  школьным классом, будет смущен открытием, что его умение руководить оказывается  непригодным в групповой ситуации. Более того, участник, взявший на себя роль человека, помогающего группе на ранних стадиях ее развития избегать конфликтных ситуаций, в последующем  может оказаться “беспомощным”, испытать сложности в конфронтации с другими, когда конфронтация станет необходимой в жизни группы. Это  требует от пациента психологической  перестройки, понимания необходимости  новой роли, а при ее принятии – гибкости в ролевой тактике.

    С развитием группы возникают различные групповые роли. М.Богданофф и Р.Элбом (1978) считают, что потребность в той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней появляются такие персонажи, как Вожак, Нытик, Скептик и т.д. Вечно Недоверчивый может появиться тогда, когда возникнет необходимость помочь группе в самораскрытии или затрудняется проявление участниками каких-либо эмоций.

    В психокоррекционной группе для описания межличностного поведения используется большой перечень стереотипных ролей. Многие носят яркие названия: Добродетельный моралист, Провокатор, Мятежный лидер и т.д. 
Широко применяется факторный анализ для сведения большого числа ролей и видов группового поведения к нескольким основным измерениям. Т. Лири (1957) все групповые роли расположил на двух осях: гнев – любовь, сила – слабость. Г.Келлерман выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары противоположностей: Романтик – Проверяющий, Невиновный – Козел отпущения, Философ – Ребенок, Пуританин – Объединяющий.

    Принятая  каждым участником группы новая роль помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи. 
Были выделены две функции поведения: функция решения задачи и функция оказания поддержки.

    Функции решения задачи -  это инструментальные процессы решения проблем. Они включают выдвижение и принятие предложений, мнений и информации. Функции оказания поддержки связаны с социальным и эмоциональным климатом коллектива и включают дружеские и недружеские действия, согласие и несогласие, демонстрацию или драматизацию напряжения.  

    Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки. Поддерживающая, корригирующая функция  группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только согласие, но и несогласие. Чем более  гибкими, пластичными будут участники  группы, тем более эффективной  будет группа в достижении своей  конечной цели. 
Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм. Групповая норма – это принятые правила поведения, руководящие взаимодействием участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Типичными нормами психокоррекционных групп являются самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы. 
Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа. Структура группы также влияет на соблюдение групповых норм. В относительно гомогенных группах подчинение нормам строже, чем в гетерогенных. 
Выполнение норм поведения во многом зависит от сплоченности группы. Члены сплоченной гармоничной группы более склонны принимать групповые нормы и руководствоваться ими. Курт Левин определил сплоченность как “тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться”. Чем больше группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее подчиненность групповым нормам, обязательность их соблюдения. В высокосплоченных группах участники более открыты для влияния друг друга, легче переносят враждебность в группе, придают большую ценность групповым целям, активнее при обсуждении. Отрицательные моменты чересчур сплоченной группы проявляются в нежелании участников критически мыслить и принимать конструктивные решения. Однако сплоченность обычно желательна.   

    Каждая  психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и открытость.

    Б.Д.Карвасарский (1985) определяет основные обязанности каждого члена психокоррекционной группы: 
-    выполнять распорядок групповых занятий; 
-    говорить в группе обо всем открыто и искренне; 
-    не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий; 
-    помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам; 
-    отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу “здесь и теперь”; 
-    выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

    Перечисленные нормы не являются обязательными, но от их соблюдения зависит работа психотерапевтической группы, а следовательно, эффективность лечения. 

    Выше  нами уже были описаны различные  стили руководства психотерапевтическими  группами. Следует отметить, что  термин “лидер” обозначает человека, руководящего группой и обладающего  авторитетным влиянием на нее. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение  руководителя является взаимодействующим, и степень оказываемого влияния  зависит от желания или способности  участников принять его и следовать  за ним. В любой эффективно взаимодействующей  группе назначенный руководитель –  не единственный человек, осуществляющий руководство. Активные члены группы, влияющие на других ради целей группы или личных целей участников, также  могут осуществлять руководство  группой. Некоторые виды групп с  самого начала осуществляют самоуправление и не имеют руководителя. Примером групп без руководителя являются “Анонимные алкоголики”. Многие группы встреч организовывались без присутствия  руководителя, которого иногда заменяли записанные упражнения и инструкции.

Хочется сказать несколько слов о поведении  пациентов в группах. Знание типов  поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении  ролей, способствует более глубокому  пониманию механизмов психологической  несовместимости отдельных ее членов. Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы.

 

Роли, обеспечивающие решение  поставленной задачи 

— специфические  паттерны поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей.

    Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, вероятно, будут сообщать группе информацию или высказывать свою точку зрения, заниматься поиском  и анализом информации или мнений.

  1. Сообщающий информацию или высказывающий свою точку зрения— человек, предлагающий новый материал для обсуждения.

    От  людей, которые исполняют эти  роли, ожидают компетентности или  большей информированности о  содержании задачи, а также что  они будут делиться своими знаниями с группой. Чем больше материала  вы изучили, тем более ценным будет  ваш вклад. «Прочитанные мной статьи свидетельствуют о том, что_» и  «Основываясь на опыте многих лет  жизни в общине и на данных недавнего  социологического опроса, я полагаю, мы должны» — это типичные высказывания для сообщающего информацию или  высказывающего свою точку зрения.

  1. Воспринимающий информацию или точку зрения— человек, который выясняет мысли и мнения других людей по стоящим перед группой проблемам.

    Типичные  замечания исполняющих эти роли включают такие высказывания: «Прежде чем продолжить, давайте выясним, какую информацию мы имеем о влиянии повышения вступительных взносов на рост числа членов организации?» или «Как остальные члены группы относятся к этой мысли?».

  1. «Аналитик»— человек, от которого ожидают исследования аргументации членов группы в ходе дискуссии.

    При этом их роль сводится к постановке вопросов и помощи участникам в понимании  скрытых предположений в их высказываниях. «Аналитики» высказываются, например, таким образом: «Энрике, вы сделали обобщение только на основании одного примера. Не можете ли вы предложить нам еще несколько?». 
 

 

    Поддерживающие  роли 

    Поддерживающие  роли требуют специфических паттернов  поведения, которые помогают группе развиваться и поддерживать хорошие  отношения между ее членами, групповую  сплоченность и эффективный уровень  разрешения конфликтов.

    Поддерживающая  роль

    — специфический паттерн поведения, который помогает группе развиваться  и поддерживать хорошие отношения  между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов.

    Участники, которые выполняют поддерживающую роль, вероятно, будут ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию или объяснять.

    «Сторонник»

    — человек, который ободряет других членов группы.

    Когда члены группы вносят свой вклад в  общее дело, «сторонники» демонстрируют  одобрение своим невербальным или  вербальным поведением. Сторонник может  улыбнуться, кивнуть или отрицательно помотать головой. Вербально он демонстрирует  свою поддержку в таких высказываниях: «Хорошая точка зрения, Минг», «Мне действительно нравится эта мысль, Ник» или «Очевидно, вы хорошо справились с домашним заданием, Джейнил».

    Снимающий напряжение

    — человек, который определяет, когда  члены группы находятся в состоянии  стресса или утомлены, и помогает снять напряжение или стимулировать  работу группы.

    Человек, способный исполнять эту роль, может шутить, рассказывать анекдоты и веселые истории, чтобы группа восстановила силы, прежде чем решать задачу. В некоторых ситуациях  уместные остроумные реплики могут  вызвать улыбку, снять напряжение или скуку и встряхнуть группу. Хотя снимающий напряжение на мгновение отвлекает людей от решения задачи, это помогает группе оставаться сплоченной.

      «Гармонизатор»

    — человек, от которого ожидают вмешательства  в групповую дискуссию, когда  конфликт угрожает нанести вред ее сплоченности или отношениям между  отдельными членами группы.

    Снимающие напряжение отвлекают членов группы, тогда как «гармонизаторы» выступают посредниками в конфликтах и устраняют трения, возникшие между отдельными членами группы. «Гармонизато-ры» могут высказываться так: «Том, Джек, остановитесь на секунду. Я знаю, что вы придерживаетесь противоположных точек зрения, но давайте посмотрим, где вы можете прийти к согласию», «Остыньте-ка, мы, похоже, затеяли перепалку, давайте не забывать о главном».

 

Информация о работе Групповые роли в психологии