Роль Декарта в развитии психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

С именем Рене Декарта (1596-1950) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - душевное - бытие, в противопоставлении телу и всему материальному миру. Их абсолютная разнородность - главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования сначала в рамках философии, а в середине XIX в. - психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно - научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта его философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души»- последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Рене Декарт (1596-1650)……………………………………………….…4
2. Учение о сознании…………………………………………………………6
3. Соотношение души и тела……………………………………………..…7
4. Взаимодействие души и тела……………………………………………..8
5. Учение Декарта о рефлексе……………………………………….……..11
6. Заключение……………………………………………………………..…13
Список литературы…………………………………………….……………15

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 40.78 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Рене Декарт (1596-1650)……………………………………………….…4

2. Учение о сознании…………………………………………………………6

3. Соотношение души и тела……………………………………………..…7

4. Взаимодействие души и тела……………………………………………..8

5. Учение Декарта о рефлексе……………………………………….……..11

6. Заключение……………………………………………………………..…13

Список литературы…………………………………………….……………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

ХVII век - время коренных изменений в социально-политической жизни европейских народов - предстает перед нами как переломная эпоха в развитии взглядов на психику. Именно в XVII веке берут начало те длительные процессы, которым обязана своим существованием современная наука. В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались за разъяснениями к трудам Аристотеля или других древних авторов, к Библии. В своих исследованиях человек должен был руководствоваться догмой, установлениями господствующей церкви или мнением авторитетных авторов. В XVII же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Знание, ориентированное только на традицию и авторитет, теперь воспринималось как нечто внушающее сомнение. В период своего расцвета XVII век преподнес миру ряд значительных открытий и прозрений, которые отражали произошедшие изменения в способе научного мышления.

Среди тех ученых, чье  творчество ознаменовало собой данный период, в первую очередь следует  упомянуть Декарта, внесшего непосредственный вклад в развитие современной  психологии. Именно его работы позволили  научной мысли освободиться от сковывающих  теологических и традиционалистских предубеждений, господствовавших до того веками. Именно имя Декарта символизирует  собой переход к новой эре  в современной науке. Им же впервые  была развита идея рассмотрения человеческого  организма как подобия часового механизма. А потому можно с уверенностью сказать, что именно с его работами связано становление эры современной  психологии.

С именем Рене Декарта (1596-1950) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением  о сознании, развиваемым в контексте  им же поставленной психофизической  проблемы, он ввел критерий для выделения  психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика  стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - душевное - бытие, в  противопоставлении телу и всему  материальному миру. Их абсолютная разнородность - главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования сначала в рамках философии, а  в середине XIX в. - психологии как  самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил  начало естественно - научному анализу  поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта его  философские и психологические  аспекты представлены в неразрывном  единстве. «Страсти души»- последнее  произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать  собственно психологическим.

1. Рене Декарт (1596-1650).

Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило  ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. С 1604 по 1612 годы он обучался в иезуитском колледже, где получил  хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие  способности в области философии, физики и психологии. По причине  слабого здоровья директор колледжа освободил Декарта от посещения  утренних богослужений и позволил ему  оставаться в постели вплоть до полудня - привычка, сохранившаяся у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние часы были для него особенно плодотворными в творческом отношении.

После завершения образования  Декарт вел в Париже беззаботную  жизнь, полную удовольствий. Но, в конце концов, такой образ жизни стал тяготить его, и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. Когда ему исполнился 21 год, он несколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии. За это время он приобрел неплохие воинские навыки, а также некоторые авантюристические черты характера. Ему нравились балы и азартные игры - причем игроком он был весьма удачливым, в чем немалую роль сыграл его математический талант. Ничто человеческое ему не было чуждо - правда, единственно длительный его любовный роман продолжался всего лишь три года. Его возлюбленной была некая голландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенка и был глубоко потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он всегда говорил об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.

Декарт придавал большое  значение практическому использованию  научных знаний. Так, его интересовало, каким образом можно предохранить волосы от поседения. Он проводил также  некоторые опыты с креслом-каталкой.

Во время службы в армии  Декарту однажды привиделся сон, имевший огромное значение для всей его жизни. Весь день 10 ноября он провел в одиночестве в своей комнате, размышляя над научными и математическими  проблемами. Это было в старинном  баварском доме. где комната отапливалась большой дровяной печью, что, по-видимому, способствовало творческому процессу. Незаметно для себя Декарт задремал, и ему приснилось - как он впоследствии рассказывал, что пред ним предстал некий “дух истины” и принялся упрекать его за леность. Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определенность.

Для продолжения занятий  математикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро наскучила ему. Продав поместье, доставшееся  ему от отца, он перебрался в уединенный сельский дом в Голландии. Его  тяга к одиночеству и уединению  была столь велика, что в течение  двадцати лет он сменил 24 дома в 13 различных городах - и притом держал свой адрес в секрете даже от близких друзей, с которыми поддерживал постоянную переписку. Его единственным и неизменным требованием к новому месту жительства были близость к католическому собору и университету.

Декарт прославил свое имя целым рядом трактатов  в области математики и философии, и, в конце концов, на него обратила свое внимание шведская королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. И как бы ни были ему дороги свобода и отшельнический образ жизни, он не мог не проявить уважения к королевской просьбе. Королева послала за ним военный  корабль, и на исходе 1649 года он ступил на землю Швеции. Однако королева Христина оказалась не слишком прилежной  ученицей. Она смогла выделить для  встреч с великим философом лишь ранние утренние часы - около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в том году выдалась необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт стойко переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. Однако, в конце концов, он заболел воспалением легких и умер 11 февраля 1650 года.

Интересным постскриптумом к смерти этого великого человека, который, как мы увидим дальше, отдал  много сил изучению взаимодействия тела и души, может послужить посмертная история его собственного тела. Через 16 лет после его смерти друзья решили, что тело его должно покоиться  во Франции. Но гроб, который для  этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком короток. А потому шведские власти, недолго думая, решили отделить голову Декарта от тела и захоронить ее отдельно - до той поры, пока не будут получены соответствующие распоряжения из Парижа.

Пока останки философа готовили к отправке во Францию, французский  посол в Швеции решил, что неплохо  было бы ему иметь что-нибудь на память о великом соотечественнике. А  потому он отсек указательный палец  на правой руке Декарта. Тем временем тело, лишенное головы и пальца, было с большой помпой и пышными  церемониями перезахоронено в Париже. По прошествии нескольких лет один армейский офицер выкопал череп Декарта в качестве сувенира, который затем в течение 150 лет переходил от одного коллекционера к другому, пока, наконец, не был захоронен в Париже.

Все личные бумаги и рукописные работы Декарта были собраны, и после  его смерти морем отправлены в  Париж. Однако корабль затонул, не дойдя  до причала. Бумаги в течение трех дней находились под водой. Семнадцать лет потребовалось впоследствии для того, чтобы отреставрировать их и сделать пригодными для печати.

2. Учение о сознании.

Рассуждения о душе и  теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился построению истиной системы знаний. Проблема метода - центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать её без метода. Метод содержит правила, соблюдения которых не позволяет принимать за истину то. Что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей - сочетание интроспекции с естественно - научным методом.

Убедившись, что в философии  и в других науках нет каких-либо прочих оснований, Декарт избирает в  качестве первого шага на пути к  истине сомнения во всём, по поводу чего можно обнаружить малейшие подозрения в недостоверности, замечая, что  его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в  области научного исследования. В жизни часто пользуемся лишь правдоподобными - вероятными - знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философских и научных исследований.

В первую очередь, Декарт сомневается  в достоверности чувственного мира, т.е. «в том, имеются среди тех  вещей, которые попадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существуют на свете». О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто  обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас  обмануло хотя бы один раз». Поэтому  Декарт «допустил, что нет, не одной  вещи, которая была бы такова, какой  она нам представляется». Так  как мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет, так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в  ампутированных конечностях. Но при  этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно  мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключения: я мыслю, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли». Вслед за выводами о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос - я есть человек - отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящим из тела и души, ибо нет уверенности - нет теоретического доказательства - в обладании ими. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: оно проистекает из непосредственности нашего переживания.

Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от субъективного описания «Я» и  обращается только к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. При этом, в отличие от задачи, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность «Я».

 

3. Соотношения души и тела.

Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление  современной науки является его  попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических  проблем - проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и  тело, материальное.

Первоначально центральный  вопрос здесь представляется абсолютно  простым: различаются ли вообще между  собой душа и тело, мир идеальный  и мир реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий  мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют  совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как  возможно их взаимоотношение? Полностью  ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?

Во времена Декарта  общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие  крайне незначительно. Современные  историки предлагают в пояснение  этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны  взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник - это душа, а кукла - тело.

Декарт же по этому вопросу  занял дуалистическую позицию. С  его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке  их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки.

После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более  оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей - кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям.

Информация о работе Роль Декарта в развитии психологии