Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:44, реферат
Существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, но в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и выполняет профессиональные обязанности психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.
Введение …………………………………………………3
Основная часть
Основные роли ведущего группы ……………………..4
Стили руководства группой …………………………..10
Характеристика личности группового тренера ……….11
Заключение …………………………………………..….14
Литература ………………………………………………15
Содержание
Введение …………………………………………………3
Основная часть
Основные роли ведущего группы ……………………..4
Стили руководства группой …………………………..10
Характеристика личности группового тренера ……….11
Заключение …………………………………………..….14
Литература
………………………………………………15
Введение
Существуют
психотерапевтические группы, не имеющие
назначенного руководителя и выдвигающие
лидера из своей среды, но в большинстве
тренинговых групп никак не обойтись без
специально подготовленного ведущего.
Именно он отвечает за результаты процессов,
происходящих в тренинге, и выполняет
профессиональные обязанности психолога
или психотерапевта. Совершенно очевидно,
что роль поведения и личности ведущего
тренинга, применяемых им методов, предлагаемых
группе упражнений и психотехник очень
велика.
Основные роли ведущего группы
Среди
личностных характеристик группового
психотерапевта, традиционно рассматриваемых
в качестве факторов, способствующих
эффективности групповой
Термин
«руководство психотерапевтической группой»
по сути дела предполагает анализ поведения
группового психотерапевта. При систематизации
возможных типов поведения
Понятие «роль» сводится к положению, которое занимает психотерапевт в структуре группы. Ялом выделяет две основные роли группового психотерапевта: технический эксперт и эталонный участник. В качестве эксперта психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и профессиональные навыки для достижения психотерапевтических целей, в нужный момент применяет соответствующие необходимые методы. Как эталонный участник он преследует двоякую цель: демонстрация желательных образцов поведения и ускорение процесса социального научения. Отказываясь от главенствующего положения в группе, он тем самым ускоряет достижение ею независимости и сплоченности. Кратохвил выделяет пять основных ролей группового психотерапевта: «активный лидер (руководитель)», «аналитик», «комментатор», «посредник», «истинный член группы».
Активный лидер (руководитель) распределяет активность группы, направляет ее действия, разъясняет, управляет, учит, руководит. В группе, руководимой подобным образом, пациенты часто обращаются к психотерапевту за указаниями, советами, поддержкой и очень зависимы от него. Позицию психотерапевта здесь можно сравнить с ролью инструктора, учителя, инициатора и опекуна.
Роль аналитика характерна для психотерапевтов в психоаналитически (психодинамически) ориентированных группах. Аналитик ведет себя индифферентно, никак не проявляет себя и остается эмоционально и личностно нейтральным. Такое поведение психотерапевта должно способствовать осуществлению пациентами переноса инфантильных чувств. Основные функции психотерапевта — интерпретация и анализ. В отличие от индивидуальной психоаналитической терапии психотерапевт в группе может оставаться более пассивным, его усилия направлены на то, чтобы стимулировать группу к анализу.
Комментатор,
как и аналитик, не руководит и
не направляет группу, позволяет свободно
развиваться групповым
Роль посредника является ролью эксперта. Посредник не берет на себя полной ответственности за происходящее в группе, однако периодически он вмешивается в ее деятельность и направляет так, чтобы она наиболее эффективно продвигалась в нужном направлении. Посредник воспринимается группой как эксперт, который разбирается во многих вопросах и может предоставить группе любую необходимую информацию. Он не навязывает группе решений, но не отказывается содействовать. Посредник также использует различные психотерапевтические приемы, но в отличие от активного лидера (руководителя) предоставляет группе возможность самостоятельно перерабатывать полученный материал. Эксперт может комментировать, классифицировать, обобщать, интерпретировать, однако его толкования и интерпретации подаются в виде обычной гипотезы.
В роли
истинного члена группы, аутентичного
лица, психотерапевт выступает в
группе как один из ее участников, делает
все, что делают остальные, и проявляет
свои настоящие чувства и
Гольдштейн выделяет ориентацию на индивида и лечение индивида на фоне группы, ориентацию на группу и лечение посредством ее воздействия. При ориентации на индивида и его лечение на фоне группы психотерапевт является директивным, интерпретирующим, ориентированным на психодинамику отдельной личности. Ориентация на группу и лечение посредством ее воздействия предполагает более косвенные действия психотерапевта, они направлены на динамику группы и носят в большей степени стимулирующий, побудительный и катализирующий характер. Цель этих воздействий состоит в том, чтобы способствовать интеракциям участников группы между собой и, в меньшей степени, с самим психотерапевтом.
Либерман выделил 4 психотерапевтических стиля: эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация, исполнительская функция. Эмоциональная стимуляция предполагает, что руководитель группы особо подчеркивает проявление различных чувств, конфронтацию различных участников группы, их мнений и позиций. Он участвует в происходящем как равноправный член группы, побуждая и стимулируя остальных участников группы. Опека предполагает такой стиль поведения психотерапевта, при котором он окружает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает обратную связь и эмоциональную поддержку, открыто выражает теплоту и заботу о пациентах. При познавательной ориентации психотерапевт определяет происходящее в группе соответствующими понятиями, объясняет смысл поведения всей группы и отдельных ее участников, интерпретирует события в группе и переживания отдельных пациентов. Исполнительная функция определяет нормы, цели и направление деятельности, побуждает или прерывает активность, сосредоточивает внимание на определенном поведении группы и ее членов, использует собственное положение в группе для достижения определенных целей.
Поскольку
указанные стили встречаются
в различном сочетании, была создана
следующая типология
Основные
характеристики поведения группового
психотерапевта описывают обычно с
точки зрения целевых аспектов и
его личности как переживающего
и самовыражающегося субъекта. Целевые
аспекты поведения группового психотерапевта
характеризуют такими параметрами, как
директивность-недирективность, определенность-
Параметр
определенность-
Параметр
анонимность-самораскрытие
Все перечисленные
выше характеристики поведения группового
психотерапевта в целом не могут
быть оценены как положительные
или отрицательные, эффективные
или неэффективные, так как степень
их значимости для успешности психотерапевтического
процесса в группе практически полностью
определяется теоретической ориентацией.
В самом общем виде основные задачи группового психотерапевта могут быть сформулированы следующим образом: 1) побуждение членов группы к проявлению отношения, установок, поведения, эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной связи, анализу групповых ситуаций и проблем отдельных пациентов и пр.; 2) создание в группе атмосферы взаимного принятия, доверия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, способствующей самораскрытию пациентов; 3) разработка и поддержание психотерапевтически ценных групповых норм, гибкость в выборе директивных или недирективных техник. При этом лучших результатов в психотерапии достигают психотерапевты, которые в большей степени ориентированы на опеку и эмоциональную поддержку, а затем уже на стимулирование и руководство.
Средства воздействия, используемые психотерапевтом в ходе групповых занятий, можно условно разделить на вербальные и невербальные. Первые относительно легко поддаются регистрации и анализу. Вторые труднее выделить и классифицировать, хотя именно они во многом определяют климат и атмосферу занятия: к ним принадлежит мимика психотерапевта, его жестикуляция, интонации и т. д. Используемые более или менее сознательно и целенаправленно, они выражают собственные эмоциональные особенности психотерапевта и служат стимулированию пациентов к определенной активности, являются средством положительного или отрицательного подкрепления определенных форм поведения пациентов.