Групповые роли в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Роль – позиция в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, а также особенности общения и взаимодействия, круг функций и видов поведения в групповом процессе, закрепляющиеся за участниками на более или менее продолжительный срок.
Каждый член малой группы, будь то семья или производственный коллектив, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой группы.

Содержание

Принципы, нормы и функции ролей в психологии________________________3

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи_______________6
Поддерживающие роли_____________7
Процедурные роли_________________9
Эгоцентрические роли_____________11
Заключение_______________________13

Список использованной литературы_14

Работа содержит 1 файл

психология срс.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

      «Переводчик»

    — человек, от которого ожидают знакомства с различиями в социальной, культурной и гендерной ориентации членов группы и умения использовать эти знания, чтобы помочь членам группы понять друг друга.

    «Переводчики» особенно важны в группах, чьи  участники принадлежат различным  культурам, (Jensen & Chilberg, 1991). Например, переводчик может сказать: «Пол, Лин Чу китаянка, поэтому когда она говорит, что обдумает твой план, она, вероятно, дает понять, что не поддерживает твои идеи, но не хочет ставить тебя в неловкое положение перед другими». Или переводчик может сказать: «Джим, большинство из нас латиноамериканцы, и в нашей культуре считается невежливым обсуждать дела, прежде чем мы не пообщаемся и не почувствуем доверия друг к другу».

 

    Процедурные роли 

    Процедурные роли требуют специфических паттернов  поведения, которые помогают группе при решении проблем.

    Процедурная роль

    — специфический паттерн поведения, который помогает группе при решении  проблем.

    Члены группы, которые играют процедурные  роли, в свою очередь, подразделяются на диспетчеров, протоколистов и  хранителей.

      «Диспетчер»

    — человек, который отслеживает действия группы и помогает ей придерживаться повестки дня.

    Когда группа сбивается с пути, «диспетчер»  может, например, сказать: «Мне приятно  это слышать, но я совершенно не вижу, что это имеет общего с решением проблемы» или «Давайте посмотрим, не можем ли мы попытаться определить, является ли это условие единственным, которое нужно учитывать?».

      «Протоколист»

    — человек, который ведет точную запись того, что решила группа и на чем  основано это решение.

    «Протоколисты»  обычно раздают членам группы отредактированные  копии своих заметок перед  следующим собранием. Иногда эти  заметки публикуются как протоколы, которые образуют архив группы.

      «Хранитель»

    — человек, который управляет течением беседы, чтобы каждый член группы имел равные возможности участвовать  в ней.

      «Хранители» также замечают невербальные сигналы, указывающие на то, какой член группы хочет высказаться. «Хранитель» обратит внимание, что Хуанита уже едва сидит на краешке стула, полная страстного желания прокомментировать что-то, и произнесет: «Позволь прервать тебя, Даг. Мы еще не слышали Хуаниту, а у нее, кажется, есть что сказать». 

 

    Эгоцентрические роли 

    Эгоцентрические роли отражают специфические паттерны поведения, которые концентрируют  внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым.

    Эгоцентрическая роль

    — специфический паттерн поведения, который концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах  в ущерб групповым.

    Обеспечивающие  решение, поддерживающие и процедурные  роли должны помогать группам быть эффективными, тогда как эгоцентрические роли уменьшают эффективность групп. Участники, которые исполняют эгоцентрические роли, — это «агрессоры», «шутники», «отсутствующие» или «монополисты».

      «Агрессор»

    — человек, который добивается повышения  собственного статуса, критикуя почти  все или порицая других, когда  дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус других.

    «Агрессорам»  нужно противостоять и побуждать  их к более конструктивному поведению. Их следует спросить о том, понимают ли они, что они делают, и осознают ли влияние своего поведения на группу.

      «Шутник»

    — человек, который пытается привлечь внимание к себе, дурачась, передразнивая  других или вообще превращая в  шутку все происходящее.

    В отличие от снимающего напряжение, «шутник» не концентрируется на помощи группе в снятии стресса или напряжения. Скорее, «шутник» мешает работе, когда  группа пытается сосредоточиться на задаче. «Шутникам» необходимо противостоять, чтобы группа работала продуктивно, и поощрять их, когда группа нуждается  в перерыве.

      «Отсутствующий»

    — человек, который решает свои собственные  проблемы за счет группы, путем уклонения  от дискуссии или работы группы.

    Иногда  «отсутствующие» добиваются такого эффекта, физически отсутствуя на собрании. В других случаях они присутствуют физически, но молчат в ходе дискуссии  или отказываются нести ответственность  за работу. Если человек принимает  на себя эту роль, необходимо выяснить, почему он ее выбрал. Когда возможно, цели «отсутствующего» необходимо привести в соответствие целям группы. Например, члены группы заметили, что Марианна опаздывает на собрания и выглядит неподготовленной к ним. Группа наконец решила с ней побеседовать, и выяснилось, что Марианна опаздывает из-за своей работы. Она также сообщила, что не принимает участия в обсуждении, потому что отсутствовала на многих дискуссиях. Группа смогла изменить время встреч, и Марианна стала полноправно действующим членом. 

    «Монополист»

    — человек, который непрерывно говорит, стараясь создать впечатление, что  он хорошо осведомлен и ценен для  группы.

    Следует поощрять их, когда их комментарии  полезны, но останавливать их, когда  они говорят слишком много  или когда их комментарии бесполезны.

    От  «монополистов» можно ожидать непрерывного разговора, они стараются создать  впечатление, что хорошо осведомлены  и ценны для группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Сколько времени в «нормальных» группах  отводится на исполнение различных  ролей, описанных в этом разделе? Согласно Роберту Бейлзу (Bales, 1971), одному из ведущих исследователей процессов группового общения, от 40% до 60% времени дискуссии тратится на передачу информации и выяснение сведений и взглядов; от 8% до 15% времени — на выявление расхождений во мнениях, напряженные или конфликтные состояния; и от 16% до 26% времени дискуссия проходит в атмосфере согласия и дружелюбия (функции позитивной поддержки). Следует соблюдать два правила эффективного функционирования группы: (1) приблизительно половину всего времени обсуждения нужно делиться информацией и (2) время, когда группа пребывает в согласии, должно намного превышать период несогласия в группе.

 

    Список  использованной литературы

  • Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. 
  • Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.
  • Кутолин С. А. Мир как Труд и Рефлексия. — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2001.- 260с.
  • Кутолин С. А. Феномен Ноосферы (Метахимия псиэргетки). — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2009.- 260с.-
  • Кутолин С. А. Философия интеллекта реального идеализма. — Новосибирск.: СГУПС, 1996.-116с
  • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. 
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. 
  • Семенов И. Н. — Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности
  • Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
  • Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
  • Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с. 

Информация о работе Групповые роли в психологии