Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:37, контрольная работа
Когнитивная психология одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
1. Сравнительный анализ функционализма и когнитивной психологии. 3
2.1 Представители. 3
2.2 Предметы рассмотрения. 4
2.3Теоретические положения. 4
2.4 Применение на практике. 5
2.5 Вклад в психологию. 5
2. История развития психологии и педагогики, основных школ и направлений. 7
Введение 7
2.1 Основные этапы развития психологии как науки 9
2.2 Основные направления психологии 13
2.3 Основные школы. 16
2.4 Этапы развития педагогики 19
Заключение 31
Список используемой литературы. 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУРОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«ВЛАДИМИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет ИТ
Кафедра
СГД
Контрольная
работа
по Психологии и педагогике .
Тема
.
Руководитель
Гуралевич Н.К.
(фамилия, инициалы)
(подпись) (дата)
Студент ИСз-208
(группа)
Акимова О.А.
(фамилия,
инициалы)
(подпись) (дата)
Муром 2010
Содержание
Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер ), прежде всего в американской экспериментальной психологии. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона Вернике и др.), однако с тех пор представления функционалистов подверглись коренному пересмотру в связи с развитием когнитивной психологии и нейробиологии.
Когнитивная психология одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
Функционализма:
Когнитивной психологии:
Цель
функционализма - изучить посредством,
каких психических функций индивид приспосабливается
к изменчивой среде, найти способы более
эффективного приспособления.
В когнитивной психологии рассматривается зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
В функционализма психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».
Учение об эмоциях: показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.
Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.
Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.
Степень
самоуважения зависит от возрастания
успеха либо от уменьшения уровня притязаний,
т.е. самоуважение = успех / притязания
В когнитивной психологии человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Функционализм
стремился рассмотреть все
Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.
Функциональная
психология рассматривала проблему
действия под углом зрения его
биологически адаптационного смысла,
его направленности на решение жизненного
важных для индивида проблемных ситуаций.
Когнитивная психология занимается разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.
Работа, анализ, создание прикладной теории.
Функционализма предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.
Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.
В
атмосфере слабости функционализма
зарождается новое
Во
многом идеи функционализма подхватил
бихевиоризм.
Когнитивная психология ввела понятия кратковременной и долговременной памяти.
Существует
внутренняя изменчивость личных актуализируемых
в конкретных ситуациях схем интерпретации,
что является причиной неточного
предсказания людьми своего собственного
будущего поведения.
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство.
Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.
История психологии – одна из самых комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывала на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX века), то опять усиливаясь (как в середине XX века). Все это и многое другое можно увидеть в контрольной работе.
Этап и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения | |
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э | Душа- без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охраните-льной и активной роли души | |
Философский, VII –VI до н.э – конец XVIII – начало XIX в. | Античная психология | Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души | Определение основных
проблем психологии, связанных с
исследованием познания, активности
тела, способов регуляции поведения
и пределов свободы человека |
Психология Средневековья | Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувствительного познания мира | Появления собственного психологического метода – интроспек-ции | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс | |
Психология Возрождения и Нового времени | Сознание – его содержание и пути его формирова-ния | Интроспек-ция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. | Развитие рационалисти-ческого и сенсуалисти-ческого (эмпиричес-кого) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознате-льное | |
Ассоциани-ческая психология, конец XVII – начало XIX в. – середина XIX и. | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение | Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) | Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознатель-ного | |
Экспериментальная психология, середина XIX- начало XX в. | Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы | Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа а целом, появление первых тестов | Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса | |
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10 -30-е годы XX в. | Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) | Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская психология) | Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии | |
Дальнейшее
развитие психологических школ, 40 –
60-е годы XX в. |
Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) | Появление опросников,
новых экспериментальных |
Дальнейшее
развитие теоретических концепций
в русле основных проблем психологии,
развитие и совершенствование | |
Современная психология, 60-е годы – конец XX в. | Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ | Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик | Появление тенденций к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"