Контрольная по возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Ответы на три вопроса по возрастной психологии.

Содержание

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет)....................................3
Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.........8
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.................................23
Список литературы................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 244.48 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально  педагогический университет»

филиал  в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

по дисциплине: «Возрастная психология» 

Вариант: № 5.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила:

                                                                                                           Студентка: Св-311(СОП) 

                                                                                       Огарова Н.В.

                                                                                 Проверил:

                                                                                   
 
 
 
 

Советский, 2010 г. 

План  контрольной работы:

Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет)....................................3

Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.........8

Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития следующего качества личности: толерантность.................................23

Список литературы................................................................................................32 
 

 

   Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности возрастного периода. Зрелость (31-60 лет).

                  Таблица 1

Социальная  ситуация развития Ведущая деятельность Центральные новообразования Возрастной  кризис Психологические особенности уровня развития познавательных и умственных процессов
Активное  включение человека в сферу общественного  производства, ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях Труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности. Продуктивность (профессиональная продуктивность и  вклад в развитие семейных отношений) - кризис 30 лет;

- кризис 40 лет;

- пенсионный  кризис

В 30—33 года наступает  высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и  внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также  эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются.
 

      Зрелость - самый длительный для большинства  людей период жизни. Зрелость считается  порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать  весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это  время исполнения своего человеческого  предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так  и в плане преемственности  поколений.

            Главными сторонами  жизни являются профессиональная деятельность и семейные отношения. На первый план выходит реализация себя, полное раскрытие  своего потенциала как в профессиональной деятельности, так и в семейных отношениях. Происходит переоценка ценностей, человек начинает в полной мере осознавать свою ответственность перед другими  людьми. Накопленный опыт, знания и  умения представляют для человека огромную ценность, но могут негативно сказаться  в восприятии новых профессиональных качеств.

      Меняются  и взаимоотношения с детьми и  престарелыми родителями. Стареющие  родители начинают нуждаться в помощи своих детей, меняются роли. Теперь ребенок несет ответственность  за жизнь родителей, помогает им морально, физически и материально. Взрослеющие  дети начинают уходить из семьи и  уже не нуждаются в контроле и  поддержке родителей. Часто трудности  возникают в том случае, когда  ребенок приводит в дом своего супруга.

      Утрата  непосредственного участия в  жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских  отношений. Зачастую бывает, что кроме  детей супругов ничто значимое для  них обоих не связывает, из-за чего семья может распасться. В связи  с вышесказанным происходит перераспределение  ролей в семье, что оказывает  большое влияние на психологическое  развитие личности.

      Вообще  развитие психофизиологических функций  организма достигает своего пика в период зрелости. У взрослого  человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами — кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта.

      По  мнению Б.Г. Ананьева интенсивность  старения интеллектуальных функций  зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образование. Научно доказано, что высокий уровень образованности замедляет процессы старения. Поэтому  подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

      Зрение  человека практические не меняется с  юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота  зрения начинает снижаться более  быстро. Однако близорукие люди часто  начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших  возраста средней взрослости, никак  не отражается на функционировании их когнитивной сферы.

      Слух  в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста, продолжая  ухудшаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор.

Проводимые  экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более  плавно и не столь заметны, как  снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным  изменениям практически остаётся высокой. Хотя, следует отметить, что развитие сенсорной сферы носит индивидуально  обусловленный характер.

      Изменения в жизни, перераспределение ролей  в семье, осмысление человеком своего профессионального уровня приводят к «внеплановому кризису» 40 лет (бывает как раньше, так и позже). Это  как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

      Если  в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство  и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает  уже объединенное образование. Оно  интегрирует результаты развития обоих  новообразований предыдущего периода  и называется продуктивностью.

      В заключение следует отметить, что  выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих  друг с другом возраста:

- хронологический  (паспортный);

- физический (биологический);

- психологический

      Остановимся поподробней на понятии "психологический  возраст" - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст. Психологический  возраст - возрастная идентификация, которая  может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный  с представлениями о времени.

      С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости  реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено  событиями, будущими целями и мотивами, развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим  прошлым, кажется продолжительным.

      В зрелости психологический возраст  в гораздо большей степени  зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и  их реализации.

      Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю  зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней  зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода  на пенсию. Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение  человека. Не каждый может себе позволить  такое удовольствие - не работать. Большое  число пенсионеров продолжает работать, во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений. Таким образом, этот последний  кризис является тоже достаточно тяжелым  испытанием для "очень взрослых людей". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапах подростничества, ранней юности или юности, используя следующую методику: Методика диагностики индивидуальных особенностей характера Н.И. Рейнвальд.

Введение.

      Теории  выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают  поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом  организованное, благодаря чему оно  становится понятным.

      Основным  признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие  дело с относительно неизменными  характеристиками, которые люди демонстрируют  в различных обстоятельствах  и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. В этом смысле они аналогичны таким  понятиям, как атомы и клетки в  естественных науках. Однако структурные  концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть  под микроскопом, как, скажем, нейроны  мозга.

      Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций - это концепция  черт личности. Черта рассматривается  как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом  в разнообразных ситуациях. Здесь  есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда  они рассуждают о наиболее характерных  поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности - импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд  Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих  авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру  личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.

Информация о работе Контрольная по возрастной психологии