Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.
Объект исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………5
Семья и брак
1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5
1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14
Гендерные исследования в отношении к семье браку у студенческой молодежи
1.2.1.Определение гендера……………………………………………………....21
1.2.2.Гендерные исследования……………………………………………….....22
1.2.3.Представления о семье и браке у юношей и девушек…………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34
2.1 Процедура проведения эксперимента……………………………………34
2.2 Описание методического инструментария..………………………….....35
2.3 Анализ полученных данных……………………………………………....37
2.4 Выводы по главе…………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

1.2.3.Представления  о семье и браке  у юношей и девушек 

C.В. Ковалев  подчеркивает важность формирования  адекватных брачно-семейных представлений  юношей и девушек. В настоящее  время представления о браке  у молодежи имеют ряд негативных  особенностей: так, в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее  разделение и противопоставление  понятий любви и брака. У  студенческой молодежи значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака. Задача заключается в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценности семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.

Следующее, что  характеризует брачно-семейные представления  молодежи, — это их явная потребительская  нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов  оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам  превосходил «среднего» реального  юношу из непосредственного окружения  девушек-студенток, аналогично юношам-студентам  идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью  и трудолюбию.

Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого  спутника жизни и предполагаемого  партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в  общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.

Образ будущей  супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных  черт характера: честность, умение держать  слово, порядочность, верность, доброта  и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов —  уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гостеприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть студентов затруднились назвать  качества будущей супруги.

Таким образом, выявилось некоторое рассогласование  образов партнерши, с которой  хотелось бы общаться, и будущей  жены. Качества последней оказались  для юношей менее определенными, что, вероятно, связано с общей  неопределенностью их семейного  будущего (часть молодых мужчин не думает о браке).

Анализ предбрачных  представлений девушек-студенток (философского и экономического факультетов) показал  большее, чем у юношей, рассогласование  между качествами предпочитаемого  партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Так, если для привлекательности партнера важны его внешность или особенности  телосложения (атлетизм, спортивная форма  и т. д.), а также чувство юмора  и ум, то среди качеств, предпочтительных для семейной жизни, важнее оказываются  отношение к самой опрашиваемой (любящий, выполняющий мои желания  и т. д. — формулировки разнообразны), зрелость, ответственность и ум. Внешность и чувство юмора  теряют свои лидирующие позиции, а коммуникативные  качества из срединных рангов перемещаются к последним. Зато половина опрошенных девушек ждет от своего будущего избранника способности обеспечить семью, а  одна четвертая часть — защиты.

Если же рассматривать  предбрачные предпочтения молодежи не в усредненной форме, а произвести качественный анализ данных — индивидуальное сопоставление предпочтений партнера и будущего мужа, то можно заметить, что студенты (и студентки) сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа. У некоторых  опрошенных наблюдается достаточно большое совпадение тех качеств, которые делают молодого человека привлекательным  для общения с ним, и желаемых свойств будущего супруга. В данном случае можно предсказать, что существует осознание качеств личности, важных для долговременного общения, и  именно на них данные респонденты  и ориентируются в выборе друзей (по словам С. В. Ковалева, на «значимые  общечеловеческие ценности»). Таких  юношей и девушек в нашей выборке  оказалось 40%. У части студентов  существует некоторое расхождение  качеств желаемого партнера и  спутника жизни. К сожалению, почти  у половины (45%) студентов и студенток  существует практически полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены).

Наблюдается также  и другая опасная тенденция —  чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен  практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных — он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские качества («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут ригидны, вероятность построения успешных отношений снижается до минимума.

В. И. Зацепин  отмечает также пигмалионизм в межличностном  восприятии юношей и девушек. Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по многим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень  развития у себя таких качеств, как  честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы эстонских социологов показали, что  подобный пигмалионизм весьма свойствен  и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал  супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его  положительных составляющих). В целом  в этих наборах больше всего ценятся  сердечность, общительность, откровенность  и интеллигентность (девушки еще  ценят силу и целеустремленность, а юноши — скромность своих  избранниц).

Вместе с тем  выяснилось, что молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры  друг друга — оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно  расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности (Ковалев С. В., 1989).

Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает в себя формирование у них правильных воззрений о  соотношении любви и брака, преодоление  потребительских тенденций в  отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности  в восприятии себя и других.

Очень важная область  полового воспитания — формирование эталонов мужественности и женственности. Именно в юношеском возрасте у  школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и  женщины. У девушек резко усиливается  интерес к своей внешности  и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим  ростом самооценки, увеличением потребности  нравиться и обостренной оценкой  своих и чужих успехов у  противоположного пола. У мальчиков  же во главу угла встают сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими целью найти  себя и сформировать свой образ взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности  начинается с первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола.

Исследования  Т. И. Юферевой показывают, что практически  единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления  подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения  с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе — семейно-бытовые  отношения, в 8-м и, особенно, в 9-м  — более близкие эмоционально-личностные отношения между юношами и  девушками, причем прежние отношения  с возрастом не углубляются, а  просто замещаются другими.

Представления подростков об идеальных для взаимоотношений  полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой  принадлежности. Поэтому идеальные  представления и реальное поведение  не совпадают, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности  юноши связывали исключительно  с материнством, а в раскрытии  понятия мужественности забывают о  таком качестве, как ответственность (Юферева Т. И., 1985, 1987).

С. В. Ковалев  утверждает, что половое воспитание должно не сглаживать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия мужчин и женщин. Эти различия проявляются  уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка  все более яркими и отчетливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предметно-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей  природе эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени  проявляется и в области полового поведения и влечений.

Трудно переоценить  роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина. Здесь огромную роль играет добрачный опыт юности, в котором особенно важно познание как можно большего количества реальных семей, царящих в них взаимоотношений  и укладов. В настоящее время  не принято знакомство домами, которое  крайне необходимо юношам и девушкам по двум причинам: во-первых, привычно встречаясь вне семейного круга  в местах проведения досуга, юноши  и девушки не имеют возможности  составить полноценное впечатление  друг о друге, поскольку оно невозможно без знания о том, каким их избранник  бывает среди родных и близких. Во-вторых, только при таком «домашнем» знакомстве молодые люди могут составить  достаточно точное впечатление не только об особенностях семейного микроклимата и уклада, но и об их приемлемости с точки зрения принятых в их собственном  доме представлений о правах и  обязанностях членов семьи, о том, как  можно и должно поступать в  семейной общности. Основываясь на этом, молодые люди могли бы принять  более точное решение о возможности  будущей совместной жизни. В. А. Сысенко (1985) так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:

1) нравственная (осознание ценности брака, детей  и т. д.);

2) психологическая  (сумма психологических знаний, необходимых  в супружеской жизни);

3) педагогическая (навыки и способности к воспитанию  детей);

4) санитарно-гигиеническая  (гигиена брака и быта);

5) экономическая  и хозяйственно-бытовая.

Таким образом, делая выводы из вышесказанного, можно  сказать что отпечаток гендерных  различий, начиная с физиологических  и кончая  психологическими различиями , накладывается на отношение студенческой молодежи  к браку и семье ,создавая своеобразные особенности картины  восприятия семье и брака у  обоих полов. 
 

Глава II.  Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи 
 

2.1    Процедура проведения  эксперимента 

Проведение исследования длилось с 8 ноября  по 23 ноября 2011 года.

Опытно- экспериментальной  базой исследования служили 20 студентов Казахского Национального Университета имени аль-Фараби.

Рабочий план исследования.

Исследование  включило в себя следующие этапы:

1) определение  поля и объекта исследования - подбор респондентов. В ходе исследования  было выбрано 20 студентов КАЗНУ им.аль-Фараби в возрасте 18-21 год:10 девушек и 10 юношей

2) разработка  программы исследования предмета  анализа, гипотез, вопросов методического инструментария;

3) тиражирование методического инструментария («Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант), рисуночный тест «Моя будущая семья»,анкета по изучению различных аспектов семейной жизни);

4) сбор первичной  информации и ее обработка  (без помощи средств ЭВМ);

5) анализ итогов  предложения выводов и рекомендаций.

Цель  исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

 Диагностические задачи:

1)Выявить гендерные  различия в отношении к семье  и браку у студенческой молодежи

2)Диагностика  особенностей отношений к семье  и браку у юношей и девушек  студентов.

Информация о работе Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи