Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.
Объект исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………5
Семья и брак
1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5
1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14
Гендерные исследования в отношении к семье браку у студенческой молодежи
1.2.1.Определение гендера……………………………………………………....21
1.2.2.Гендерные исследования……………………………………………….....22
1.2.3.Представления о семье и браке у юношей и девушек…………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34
2.1 Процедура проведения эксперимента……………………………………34
2.2 Описание методического инструментария..………………………….....35
2.3 Анализ полученных данных……………………………………………....37
2.4 Выводы по главе…………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

Объект  исследования: гендерные различия

Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.

Гипотеза :отношение к браку у обоих полов различны. 
 
 
 

2.2 Описание методического  инструментария 

1. Анкета «Отношение к семье и браку»

Цель: анкета предназначена для изучения отношения юношей и девушек к семье и браку.

Эта анкета была разработана мной  на основе теста Т.Н.Тычковой .

Анкета  состоит из 20 вопросов и имеет  различные варианты ответа: закрытого  типа, полуоткрытого и открытого  типа.

Ответы  анкеты можно классифицировать в  зависимости от компонентов психологической  готовности:

1)когнитивный компонент, который включает в себя знания о семье, ролевых позициях в браке;

2)эмоциональный компонент, подразумевает отношение к браку, мотивацию и побуждение к вступлению в брак.

Перед проведением анкетного опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

После анкетирования все анкеты (в данном случае анкеты 20 человек) обрабатываются следующим образом: подсчитываются проценты ответов на каждый вопрос и заносятся в общую таблицу, где можно легко просмотреть различия в процентах  у юношей и девушек на каждый вопрос.

2.Тест«Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант)

Цель: выявить отношение девушек и парней к семье и противоположному полу, сексуальные отношение.

Тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 шкал, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

При исследовании  были выбраны  определенные шкалы, относящиеся  к теме семестровой работы: сексуальное  отношение(1 вопрос),отношение к лицам  противоположного пола(3 вопроса),отношение  к семье(4 вопроса)

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений  как положительную-«+1», отрицательную-«-1» или безразличную «0». Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию  методом “незаконченные предложения” должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения  искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает  исследование как нежелательную  процедуру и, стремясь скрыть мир  своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений. 

3. Рисуночный тест «Моя будущая семья»

Цель:  выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии человека и особенности представления будущей семьи у человека. 

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с

четырехлетнего  возраста, но может быть с успехом применен и для

выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне  своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или  иной объект, человек невольно, а  иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет  нарисовать то, что кажется ему  наиболее важным и значимым; а вот  тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся  признаки тревоги. Рисунок – это  всегда какое-то сообщение, зашифрованное  в образах. Задача психолога состоит  в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют  выявить множество психологических  особенностей человека. При этом они  просты в проведении, занимают немного  времени и не требуют никаких  специальных материалов, кроме карандаша  и бумаги.

Дополнительным  достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным  видам человеческой деятельности. Тот  или иной опыт рисования есть практически  у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при  обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.

В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно  и сколь угодно часто, не утрачивая  своего диагностического значения. Они  применимы к клиентам самого разного  возраста – от дошкольного до взрослого  включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния  и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного  периода.

Проведение  тестирования

Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально.

Инструкция: «Нарисуйте на этом листе как вы представляете  себе свою будущую семью».

По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи  изображает каждый из

нарисованных  персонажей. При этом обследующий  не должен высказывать собственных предположений. Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т. п. Беседу проводят в свободной форме. 
 

                               2.3    Анализ полученных данных

1.Исследование  началось с  анкетирования «Отношение к семье и браку».

Всего в анкетировании участвовало 20 студентов :10 девушек  и 10 юношей.

Ответы анкеты можно классифицировать в зависимости  от компонентов психологической  готовности:

когнитивный компонент, который включает в себя знания о  семье, ролевых позициях в браке;

эмоциональный компонент, подразумевает отношение  к браку, мотивацию и побуждение к вступлению в брак.

     Рассмотрим  полученные результаты, характеризующие  эмоциональный компонент психологической  готовности к браку (отношение  к браку, мотивацию и побуждение  к вступлению в брак).

     Все опрошенные девушки относятся положительно к браку(100%).

А вот юношей только 80% к браку относят положительно. Остальные юноши(20%) пока не думали об этом и затруднялись ответить.   

Юноши отрицательно относятся к вступлению к браку  во время учебы (50%) и 30%юношей не отрицаются возможности женится во время  учебы в ВУЗЕ,в то время как  девушки не против  выйти замуж  во время учебы (40%) и считают это  нормальным(40%) лишь 20%  девушек отрицательно к этому относятся так как  брак помешает учебе. По этим показателям  можно сказать что юноши стремятся  сначала создать карьеру ,а потом  уже обзаводиться семьями. Так как большинство из них на вопрос кто должен зарабатывать к семье деньги ответили мужчина(50%).

В основном к  браку с представителями других национальностей юноши и девушки  относят положительно (проценты одинаковые-60%).20%девушек  ответили что относятся к этому  безразлично, а юноши (20%) отрицательно.

Сильных различий в этом вопросе нет.

На вопрос «Что вы считаете самым главным в Вашей  жизни, что может дать Вам чувство  уверенности, счастья, спокойствия?»  большинство девушек(70%) и юношей(50%) ответили семья, родственники и родители,20% девушек ответило что заработная плата, деньги, а вот 20%юношей ответили что здоровье личное и близких людей. Несмотря на то что и большинству девушек и парней  важны прежде всего их семьи, родственники и родители, но интересен тот факт что 20%девушек счастье выражается в зарплате и деньгах ,а у парней- в здоровье. Предположение: в современное время парни уже не гонятся за зарабатыванием денег, хотя это их основное занятие по жизни, они уже уделяют все таки больше внимание здоровью, в то время как современные девушки не хотят сидеть дома ,выйдя замуж, а хотят работать и зарабатывать свои деньги, дабы быть независимыми в финансах от мужа. Что касается мотивов вступления в брак, то  большинство девушек(70%) и парней(50%) самым главным мотивом считают любовь,20 %девушек- общие интересы и дружба,10%парней-материальный достаток,10% парней- сексуальное влечение.

Отрицательно  относящимся к ранним бракам юношей (50%)больше чем девушек(40%),40%парней и девушек относятся к этому нормально, но думают что это ненадолго, 20%девушек и парней затрудняются ответить на этот вопрос. Что касается тех, кто относится к ранним бракам нормально, но думают ,что это ненадолго, можно предположить, что этот процент молодежи думает ,что ранние браки совершаются лишь из за вспыхнувшей влюбленности и ради того чтобы почувствовать что такое быть замужем или быть женатым, но молодые люди вступающие в ранний брак не осознают всей ответственности за семейную жизнь.

Нормальной причиной вступления к брак все девушки (100%)считают  любовь, в то время как парней считающих также 90% и 10 %парней считают ,что нормальной причиной вступления в брак  является незапланированная  беременность.

60%девушек,у которых  есть друзья в браке одобряют  этот брак и лишь 30%из них  считают ,что это дело друзей, в то время как 60%парней,у  которых есть друзья в браке  ,считают, что это их дело  и лишь 10%не одобряют это брак.

70% и парней  и 80% девушек на вопрос «Хотели  бы вообще вступать в брак»  ответили положительно,10%парней  не знают, а вот остальные  40% парней и девушек(20%-20%)ответили  положительно но сначала доучатся .П о этим данным можно сказать  что больших различий нету  в этом вопросе между девушками  и парнями  и радует то ,что  студенческая молодежь (и парни  и девушки)хотят женится и выйти замуж ,но лишь после окончания учебы, то есть они задумываются не только о том чтобы вступить в брак но и том как обеспечить семью в будущем .

Причиной распада  семьи у большинства (40%)юношей и(50%) девушек может послужить сексуальная  дисгармония, измена, на втором месте  стоят 

«размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм  и другим гипертрофированным потребностям»-20%девушек,40%юношей,на третьем месте-  «ссоры на почве  разных потребностей и интересов  в проведении отдыха и досуга, различных  “хобби” и увлечений»-30%девушек  и 10%юношей.

В эмоциональном  компоненте психологической готовности к браку  как видим и вышесказанного сильных различий не выявлено, кроме  одного: девушки не против вступить в брак во время учебы, в то время  как юноши отрицательно к этому  относятся, для них в важна  карьера на ранних этапах жизни, для  того чтобы в будущем обеспечить семью.

Теперь рассмотрим полученные результаты, относящиеся  к когнитивному компоненту психологической  готовности к браку.

Идеальным возрастом  вступления в брак большинство юношей(90%)считаются  возраст от 20-до30 лет, почти также считают девушки-50%+20%девушек уточнило идеальный возраст вступления в брак 1)муж.-25-27, жен.- от 24,2)21-23года.Ни один опрашиваемый не выбрал наилучший возраст для вступления в брак от 16–18 лет. Это свидетельствует о том, что и юноши и девушки считают, что для создания семьи необходим определенный уровень личностной зрелости.

Для девушек  социальное положение будущего супруга  имеет больше значение если судить по проценту-70%.Для юношей наоборот социальное положение будущей супруги  не имеет  значения-60%,20%юношей-вовсе  безразличное социальное положение  будущей супруги.

Информация о работе Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи