Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.
Объект исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………5
Семья и брак
1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5
1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14
Гендерные исследования в отношении к семье браку у студенческой молодежи
1.2.1.Определение гендера……………………………………………………....21
1.2.2.Гендерные исследования……………………………………………….....22
1.2.3.Представления о семье и браке у юношей и девушек…………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34
2.1 Процедура проведения эксперимента……………………………………34
2.2 Описание методического инструментария..………………………….....35
2.3 Анализ полученных данных……………………………………………....37
2.4 Выводы по главе…………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

   б) ссоры  на почве разных потребностей  и интересов в проведении отдыха  и досуга, различных “хобби”  и   увлечений

   в) финансовые  разногласия, возникающие на основе  преувеличенных потребностей одного  из супругов, отсутствие денег

   г) размолвки  на почве пристрастия одного  из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим  гипертрофированным  потребностям.

Информация  о Себе:

Ваш пол:    ______________      Ваш возраст: ______________

 Ваш социальный  статус:______________

                                                                                                
 
 

                                                                                           Приложение №2 
 
 

                     Тест "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"  

Пол :_______________________

Возраст: _______________________ 

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить  предложения одним или несколькими  словами". 

1. Идеалом женщины  (мужчины) для меня является_______________________  

2. Считаю, что  большинство юношей (девушек)__________________________  

3. Мне очень  не нравится, когда женщины (мужчины)_____________________  

4. Супружеская  жизнь кажется мне_____________________________________ 

5. По сравнению  с большинством других моя  семья_______________________  

6. Моя семья  обращается со мной как с__________________________________  

7. Когда я  был ребенком, моя семья_____________________________________  
 

8. Большинство  известных мне семей___________________________________ 

__________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

Факультет философии и политологии

Кафедра общей и этнической психологии 
 
 
 
 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА 

   на тему: «Гендерные различия в отношении к  семье и браку у             молодежи 
 
 
 

Специальность - «Психология» 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                     Фольмер А.Э.  2 курс 

Проверила:                                                                      Садыкова А.Т.

                                                             

                                                     Алматы 2011                       

                                                     

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава I. Теоретический анализ психологии семьи  и брака и гендерных  различий в отношении  к  семье и браку  у молодежи………5

Семья и брак

1.1.1.Понятия «семья»,  «брак»  в научной литературе.......................................5

1.1.2.Типы семьи  и брака……………………………………………………......14

Гендерные исследования в отношении  к семье браку  у  молодежи

1.2.1.Определение  гендера……………………………………………………....21

1.2.2.Гендерные  исследования……………………………………………….....22

1.2.3.Представления  о семье и браке у юношей  и девушек…………………..29 

Глава II.  Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у молодежи………………………………….34

2.1    Процедура  проведения эксперимента……………………………………34

2.2    Описание  методического  инструментария..………………………….....35

2.3    Анализ  полученных данных……………………………………………....37

2.4    Выводы  по главе…………………………………………………………...45

Заключение……………………………………………………………………….46

Список литературы………………………………………………………………48

Приложение…………………………………………………………………….    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования :в современное время, как показывает  демографическая статистика ,растет количество разводов, снижается уровень брачности ,уменьшается число детей в семье, также усложняется поиск партнера и усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанционирование обоих полов от каких-либо семейно-брачных отношений. Для общества решение таких проблем имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать различное  отношение мужчины и женщины  к браку  и семье(мотивы вступления в брак, степень готовности вступления в брак, особенности формирования гендерной культуры как аспекта подготовки молодежи к семейной жизни).

Исследование  этих гендерных  различий в отношении к браку у молодежи позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

Цель  исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и   браку у студенческой молодежи.

Объект  исследования:

Предмет исследования:

Задачи  исследования:

1. Проанализировать  теоретические подходы к проблеме отношения молодежи к семье и браку в особенности гендерных различий в отношении к семье ибраку

2. Подбор методик, позволяющих изучить гендерные различия в отношении к семье и  браку у молодежи.

3. Проведение эмпирического исследования.

4. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Гипотеза :отношение к семье и браку у девушек и юношей студентов различны.

Методы  исследования:

1.Анкета  по изучению различных аспектов семейной жизни.

2.Тест«Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант)

3.Рисуночный тест «Моя будущая семья»

Опытно- экспериментальной  базой исследования служили 20 студентов Казахского Национального Университета имени аль-Фараби.

Практическая  значимость: предложенные в семестровой работе анкета «Отношение к любви и браку»,которая была  разработана мной может быть использована в качестве диагностического аппарата для

 выявления  особенностей отношения у юношей  и девушек к семье и браку,  в психотерапевтических целях  в психологическом консультировании  для построения индивидуальной  модели отношения к любви и браку.

Также практическая значимость состоит в  возможности применения полученных результатов и выводов исследования для

 выявления  особенностей отношения у юношей  и девушек к семье и браку,  в психотерапевтических целях  в психологическом консультировании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

так формулирует  основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:

1) нравственная (осознание ценности брака, детей  и т. д.);

2) психологическая  (сумма психологических знаний, необходимых  в супружеской жизни);

3) педагогическая (навыки и способности к воспитанию  детей);

4) санитарно-гигиеническая  (гигиена брака и быта);

5) экономическая  и хозяйственно-бытовая.

Таким образом, делая выводы из вышесказанного, можно  сказать что отпечаток гендерных  различий, начиная с физиологических  и кончая  психологическими различиями , накладывается на отношение студенческой молодежи  к браку и семье ,создавая своеобразные особенности картины  восприятия семье и брака у  обоих полов. 
 

Глава II.  Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи 
 

2.1    Процедура проведения  эксперимента 

Проведение исследования длилось с 8 ноября  по 23 ноября 2011 года.

Опытно- экспериментальной  базой исследования служили 20 студентов Казахского Национального Университета имени аль-Фараби.

Рабочий план исследования.

Исследование  включило в себя следующие этапы:

1) определение  поля и объекта исследования - подбор респондентов. В ходе исследования  было выбрано 20 студентов КАЗНУ им.аль-Фараби в возрасте 18-21 год:10 девушек и 10 юношей

2) разработка  программы исследования предмета  анализа, гипотез, вопросов методического  инструментария;

3) тиражирование  методического инструментария («Незаконченные  предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант), рисуночный тест «Моя будущая семья»,анкета по изучению различных аспектов семейной жизни);

4) сбор первичной  информации и ее обработка  (без помощи средств ЭВМ);

5) анализ итогов  предложения выводов и рекомендаций.

Цель  исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

 Диагностические задачи:

1)Выявить гендерные  различия в отношении к семье  и браку у студенческой молодежи

2)Диагностика  особенностей отношений к семье  и браку у юношей и девушек  студентов.

Объект  исследования:

 

Предмет исследования:  

Гипотеза :отношение к браку у девушек и юношей студентов различны. 
 
 
 

2.2 Описание методического  инструментария 

1. Анкета «Отношение к семье и браку»

Цель: анкета предназначена для изучения отношения юношей и девушек к семье и браку.

Эта анкета была разработана мной  на основе теста Т.Н.Тычковой  .

Анкета  состоит из 20 вопросов и имеет  различные варианты ответа: закрытого  типа, полуоткрытого и открытого  типа.

Ответы  анкеты можно классифицировать в  зависимости от компонентов психологической  готовности:

1)когнитивный компонент, который включает в себя знания о семье, ролевых позициях в браке;

2)эмоциональный компонент, подразумевает отношение к браку, мотивацию и побуждение к вступлению в брак.

Перед проведением анкетного опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

Информация о работе Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи