Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.
Объект исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………5
Семья и брак
1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5
1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14
Гендерные исследования в отношении к семье браку у студенческой молодежи
1.2.1.Определение гендера……………………………………………………....21
1.2.2.Гендерные исследования……………………………………………….....22
1.2.3.Представления о семье и браке у юношей и девушек…………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34
2.1 Процедура проведения эксперимента……………………………………34
2.2 Описание методического инструментария..………………………….....35
2.3 Анализ полученных данных……………………………………………....37
2.4 Выводы по главе…………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

Мы, в своем  исследовании, рассматриваем семью  как духовно-нравственный союз, состоящий  из родителей и детей и связанный  не только жилищем и экономической  зависимостью, но и чувствами, основанными  на кровном родстве. Относительно понятий  «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Так, ученые убедительно  доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Именно поэтому в литературе прошлого, а  иногда и настоящего, они нередко  используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Современные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой, общество упорядочивает и  санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родительские права и обязанности[3, c.72-76].

Согласно Закону Республики Казахстан  о браке  и семье,

«семья – это круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений»; а «брак – это равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами».

Семья представляет собой более сложную  систему отношений, чем брак, поскольку  она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также  других родственников или просто близких супругам и необходимых  им людей. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

   1) при помощи исследования прошлого  семьи, в частности, брачно-семейного  уклада так называемых примитивных  народов; 

   2)   путем изучения семьи в различных  социальных условиях.

   У истоков первого направления  стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через  анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и  у греков и у азиатов было такое  состояние, когда не только мужчина  вступал в половые отношения  с несколькими женщинами, но и  женщина – с несколькими мужчинами. Крупнейшей вехой на пути обоснования  эволюционных идей был труд американского  ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс  и Ф. Энгельс. Они утверждали, что  экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических  формаций, являются в то же время  и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как  изменяется общество». Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая  ячейка, под влиянием социально-экономических  условий переходит из низшей формы  в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические  отношения. Значит, семья является продуктом  исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения [10, c.42-46].

      С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции, а позже – в СССР и странах восточной Европы. В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной  и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав  множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. 

     А.В. Мудрик считает, что «...семья  являет собой персональную среду  жизни и развития человека  от рождения до смерти, качество  которой определяется рядом параметров  конкретной семьи»[5, с.65]. Социально-культурный  параметр зависит от образовательного  уровня членов семьи и их  участия в жизни общества. Социально-экономический  параметр определяется имущественными  характеристиками и занятостью  членов семьи на работе, учебе.  Технико-гигиенический параметр  зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических  особенностей образа жизни семьи.  Наконец, демографический параметр  обусловливается структурой семьи:  расширенная или нуклеарная, полная  или неполная, бездетная, мало- или  многодетная. Семья – неотъемлемая  часть общества, и невозможно  уменьшить ее значение. Ни одна  нация, ни одно сколько-нибудь  цивилизованное общество не обходились  без семьи. Обозримое будущее  общества также не мыслится  без семьи. Для каждого человека  семья – начало начал. Понятие  счастья почти каждый человек  связывает, прежде всего, с  семьей: счастлив тот, кто счастлив  в своем доме. Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Такой подход выражен в лаконичной формулировке С.И. Голода, рассматривающего семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. [6, с.23].

     Семья - это важнейшая форма  организации личной жизни, вид  социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе,  родственных связях или усыновлении,  т.е. на многосторонних отношениях  между мужем и женой, родителями  и детьми, братьями, сестрами, другими  родственниками, живущими вместе  и ведущими общее хозяйство.  Семью как социальную группу  невозможно понять, исходя из  знания о ее членах, взятых  в отдельности. Семья является  открытой, постоянно развивающейся  системой, имеющей значительные  адаптивные возможности. Изменения  в одном из элементов системы,  например во взаимоотношениях  супругов, сказываются на всей  семье. Индивидуальные дисфункции  членов семьи являются отражением  системных нарушений.

В науке сложилась  традиция изучения семьи и как  социального института, и как  малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социального института» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормальн6ого функционирования общества проблемы. Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, кода муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальны связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о себе самом. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи. Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей[7, с.44-48].

Понимание семьи  как малой группы находит множество  своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической  помощи семье. При всем многообразии определений понятия «малая группа»  можно выделить основное его содержание. Малая группа – это малочисленная  по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся  в непосредственном контакте друг с  другом, что является основой для  возникновения как эмоциональных  отношений, так и особых групповых  ценностей и норм поведения. Перечислим основные признаки малой группы: общие цели и общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; особые групповые нормы и ценности; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость этой группы от других; принципы приема в группу; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы. Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Первичная группа является неформальным объединением. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения, и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с принятием этого желания партнером укрепляет чувства любви и симпатии. Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение[11, с.29-33].

  Содержание  жизнедеятельности семьи может  быть понято через описание  основных функций, на реализацию  которых семья ориентирована.  В ряде функций, присущих семье  на определенном этапе ее исторического  развития, обнаруживает себя ее  специфическое целевое назначение  как малой группы и социального  института. Выполнение этих функций  обеспечивается ролевым сотрудничеством  всех членов семьи, и прежде  всего супругов.  Ученые выделяют  ряд функций присущих семье  (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Функции семьи Характеристика  функций
 Хозяйственно-экономическая  функция Ведение членами  семьи общего хозяйства, общего бизнеса  способствуют формированию крепких  экономических связей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества, где обязательны помощь и поддержка. Также, эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, созданием домашнего уюта, организацией быта и жизни семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма отхода от них.
Репродуктивная  функция Одна из основных задач любого общества – воспроизводство  новых поколений его членов. При  этом важно, чтобы дети были физически  и психически здоровыми и в  последствии имели способности  к обучению социализации. Важным условием существования общества является регулирования  рождаемости, избегания демографических  взрывов и спадов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство  новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально  не одобряются. Цельность сексуальной  потребности, обеспечивающей продолжение  рода, и любви как высшего чувства  делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в  значительной мере зависит от характера  удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и  отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.  В  любой семье  важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена  часто с неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это  фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений  между супругами. Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах рождения.
Регенеративная  функция (лат. regeneratio – возрождение,  возобновление). Она связана с  наследованием статуса, фамилии,  имущества, социального положения.  Сюда же можно отнести и  передачу каких-то фамильных драгоценностей. Каждый воспитанный человек в  семье получает в качестве  наследия некоторые статусы, близкие  к статусам членов его семьи.  Это, прежде всего отношения  к таким важным для личности  статусам, как национальность, место  в городской и сельской культуре  и др. В классовых обществах  принадлежность семьи к определенному  социальному статусы предоставляет  ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя  и в подавляющем большинстве  случаев определяет его дальнейшую  жизнь. Конечно, классовый статус  может измениться благодаря умениям  человека и благоприятным обстоятельствам,  но начало будущего нужно искать  в семье этого человека. Семья  должна обязательно осуществлять  ролевую подготовку ребенка к  статусам, близким к статусам  его родителей и родственников,  прививая ему соответствующую  интересы, ценности, образ жизни.
Функция безопасности

(защитная)

Она подразумевает  охрану биологического и социального  бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих  от окружающего мира. Во всех обществах  институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую  и психологическую защиту своих  членов. Общеизвестно, что, задевая  интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены  которой защищают своего близкого.
Рекреативная  функция Она связана с  отдыхом, организацией досуга, заботой  о здоровье и благополучии членов семьи.
Образовательно-воспитательная функция (социализирующая) Семья – это самый  мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная, полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Информация о работе Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи