Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа
Цель исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.
Объект исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………5
Семья и брак
1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5
1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14
Гендерные исследования в отношении к семье браку у студенческой молодежи
1.2.1.Определение гендера……………………………………………………....21
1.2.2.Гендерные исследования……………………………………………….....22
1.2.3.Представления о семье и браке у юношей и девушек…………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34
2.1 Процедура проведения эксперимента……………………………………34
2.2 Описание методического инструментария..………………………….....35
2.3 Анализ полученных данных……………………………………………....37
2.4 Выводы по главе…………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……
Мы, в своем
исследовании, рассматриваем семью
как духовно-нравственный союз, состоящий
из родителей и детей и связанный
не только жилищем и экономической
зависимостью, но и чувствами, основанными
на кровном родстве. Относительно понятий
«брак» и «семья» нужно отметить,
что между ними существует тесная
взаимосвязь. Так, ученые убедительно
доказали, что брак и семья возникли
в разные исторические периоды. Именно
поэтому в литературе прошлого, а
иногда и настоящего, они нередко
используются как синонимы. Однако
в сути этих понятий есть не только
общее, но немало и особенного, специфического.
Современные социологи
Согласно Закону Республики Казахстан о браке и семье,
«семья – это круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений»; а «брак – это равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами».
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
1)
при помощи исследования
2)
путем изучения семьи в
У
истоков первого направления
стоит швейцарский ученый Иоганн
Бахофен, автор работы «Материнское
право», где он выдвинул тезис об
универсально-историческом развитии первобытного
человека от первоначального беспорядочного
общения полов («гетеризма») к материнскому,
а затем к отцовскому праву. Через
анализ древних классических произведений
он доказал, что до единобрачия и
у греков и у азиатов было такое
состояние, когда не только мужчина
вступал в половые отношения
с несколькими женщинами, но и
женщина – с несколькими
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции, а позже – в СССР и странах восточной Европы. В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
А.В. Мудрик считает, что «...
Семья - это важнейшая форма
организации личной жизни, вид
социальной общности, малая группа,
основанная на супружеском
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социального института» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормальн6ого функционирования общества проблемы. Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, кода муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальны связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о себе самом. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи. Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей[7, с.44-48].
Понимание семьи
как малой группы находит множество
своих сторонников среди
Содержание
жизнедеятельности семьи может
быть понято через описание
основных функций, на
Таблица 1.1
Функции семьи | Характеристика функций |
Хозяйственно-экономическая функция | Ведение членами семьи общего хозяйства, общего бизнеса способствуют формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества, где обязательны помощь и поддержка. Также, эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, созданием домашнего уюта, организацией быта и жизни семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма отхода от них. |
Репродуктивная функция | Одна из основных
задач любого общества – воспроизводство
новых поколений его членов. При
этом важно, чтобы дети были физически
и психически здоровыми и в
последствии имели способности
к обучению социализации. Важным условием
существования общества является регулирования
рождаемости, избегания демографических
взрывов и спадов. Семья - основной
институт, ответственный за воспроизводство
новых членов общества. Другие пути
неэффективны и, как правило, социально
не одобряются. Цельность сексуальной
потребности, обеспечивающей продолжение
рода, и любви как высшего чувства
делает невозможным отделение одного
от другого. Супружеская любовь в
значительной мере зависит от характера
удовлетворения сексуальных потребностей,
особенностей их регулирования и
отношения супругов к проблеме деторождения,
самим детям. В любой семье
важнейшей является проблема деторождения.
В нынешних условиях она сопряжена
часто с неразрешимым противоречием.
С одной стороны, дети – это
фактор стабилизации семьи, а с другой
– это неотвратимая масса проблем:
от неприемлемых условий для жизнеобеспечения
детей до складывающихся со временем
деформированных |
Регенеративная функция | (лат. regeneratio – возрождение,
возобновление). Она связана с
наследованием статуса, |
Функция
безопасности
(защитная) |
Она подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Общеизвестно, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого. |
Рекреативная функция | Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. |
Образовательно-воспитательная функция (социализирующая) | Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная, полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Информация о работе Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи