Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.
Объект исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………5
Семья и брак
1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5
1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14
Гендерные исследования в отношении к семье браку у студенческой молодежи
1.2.1.Определение гендера……………………………………………………....21
1.2.2.Гендерные исследования……………………………………………….....22
1.2.3.Представления о семье и браке у юношей и девушек…………………..29
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34
2.1 Процедура проведения эксперимента……………………………………34
2.2 Описание методического инструментария..………………………….....35
2.3 Анализ полученных данных……………………………………………....37
2.4 Выводы по главе…………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

Факультет философии и политологии

Кафедра общей и этнической психологии 
 
 
 
 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА

на  тему: «Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи» 

   Специальность - «Психология» 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                     Фольмер А.Э.  2 курс 

Проверила:                                                                      Садыкова А.Т.

                                                                                        
 
 

                                                     Алматы 2011 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий в отношении к  семье и браку у студенческой молодежи………5

Семья и брак

1.1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.......................................5

1.1.2.Типы семьи и брака……………………………………………………......14

Гендерные исследования в отношении  к семье браку  у  студенческой молодежи

1.2.1.Определение  гендера……………………………………………………....21

1.2.2.Гендерные  исследования……………………………………………….....22

1.2.3.Представления  о семье и браке у юношей  и девушек…………………..29 

Глава II.  Эмпирическое исследование гендерных различий в отношении к семье и браку у студенческой молодежи………………………………….34

2.1    Процедура  проведения эксперимента……………………………………34

2.2    Описание  методического  инструментария..………………………….....35

2.3    Анализ  полученных данных……………………………………………....37

2.4    Выводы  по главе…………………………………………………………...45

Заключение……………………………………………………………………….46

Список литературы………………………………………………………………48

Приложение…………………………………………………………………….    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования :в современное время, как показывает  демографическая статистика ,растет количество разводов, снижается уровень брачности ,уменьшается число детей в семье, также усложняется поиск партнера и  усиливаются гендерные и  межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанционирование обоих полов от каких-либо семейно-брачных отношений. Для общества решение таких проблем имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать различное  отношение мужчины и женщины  к браку  и семье(мотивы вступления в брак, степень готовности вступления в брак, особенности формирования гендерной культуры как аспекта подготовки молодежи к семейной жизни).

Исследование  этих гендерных  различий в отношении к браку у молодежи позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

Цель  исследования: выявить гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи.

Объект  исследования: гендерные различия

Предмет исследования: гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи

Задачи  исследования:

1. Проанализировать  теоретические подходы к проблеме отношения молодежи к семье и браку в особенности гендерных различий в отношении к семье и браку

2. Подбор методик, позволяющих изучить гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

3. Проведение эмпирического исследования.

4. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Гипотеза :отношение к семье и браку у девушек и юношей студентов различны.

Методы  исследования:

1.Анкета  по изучению различных аспектов семейной жизни.

2.Тест«Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант)

3.Рисуночный тест «Моя будущая семья»

Опытно- экспериментальной  базой исследования служили 20 студентов Казахского Национального Университета имени аль-Фараби.

Практическая  значимость: предложенные в семестровой работе анкета «Отношение к любви и браку»,которая была  разработана мной может быть использована в качестве диагностического аппарата для

 выявления  особенностей отношения у юношей  и девушек к семье и браку,  в психотерапевтических целях в психологическом консультировании для построения индивидуальной модели отношения к любви и браку.

Также практическая значимость состоит в  возможности применения полученных результатов и выводов исследования для

 выявления  особенностей отношения у юношей  и девушек к семье и браку,  в психотерапевтических целях  в психологическом консультировании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретический  анализ гендерных  различий в отношении  к  семье и браку у студенческой молодежи 

    1. «. Понятия «семья», «брак»  в научной литературе»
 

Выявление содержательной стороны отношения студенческой молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу  таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак», «функции семьи».

Анализ понятия  «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к  его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово  «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами»[3,с.119]. В педагогическом словаре  и словаре «Семейное воспитание»  вообще нет слова «семья», а раскрывается лишь понятие «семейное воспитание». В «Философском словаре» дается определение  «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации  личного быта, основанной на супружеском  союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между  мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими  родственниками, живущими вместе и  ведущими общее хозяйство»[4, с.46]. А.Г. Харчев в своих исследованиях  рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке  или кровном родстве, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»[5, с.27].

В последние  годы семью все чаще называют специфической  малой социально-психологической  группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей  степени управляются законами, нравственными  нормами, традициями. Зарубежные исследователи  признают семью социальным институтом только в том случае, если она  характеризуется тремя основными  видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством; при  отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Социальный институт – это  определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной  системы целесообразно ориентированных  стандартов поведения, возникновение  и группировка которых в систему  обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи[2,c.42].

Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений  в обществе. Они обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные    институты    функционируют    лишь     при    наличии   соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают. Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование   желаемого   и   подавление   отклоняющегося   поведения;   культурные

символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен.

Важнейшими социальными  институтами являются:

  а) экономические (собственность, деньги, банки);

  б) политические (государство, партии, союзы);

 в) социокультурные  и воспитательные (наука, образование)  и другие.

    Они  выполняют разнообразные функции,  важнейшими из которых являются  интеграционная, регулятивная, коммуникативная,  транслирующая, функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений и многие другие. Социальные  институты образуются на основе  социальных связей, взаимодействий  и отношений конкретных индивидов,  социальных групп, слоев и иных  общностей. Они носят индивидуальный  характер, обладают собственным  системным качеством. Следовательно,  социальный институт представляет  собой самостоятельное общественное  образование, которое имеет свою  логику развития. С этой точки  зрения социальные институты  могут быть охарактеризованы  как организованные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью  их элементов, определенной изменчивостью  их функций.

К определению  природы и сущности семьи мыслители  прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит  древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства  возникают в результате объединения  семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального  государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал  введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий  историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у  ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»[6, c.68].

 Философы  античности, средневековья и отчасти  даже нового времени выводят  общественные отношения из семейных  отношений, обращают основное  внимание на отношение семьи  к государству, а не на характеристику  ее как особого социального  института. В определенной мере  эти взгляды разделяли даже  немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в  правовом порядке, а Гегель  – в абсолютной идее. Заметим,  что ученые, признающие вечность  и изначальность моногамии, фактически  отождествляют понятия «брак»  и «семья», различия между ними  сводятся к формальному началу.

Информация о работе Гендерные различия в отношении к семье и браку у студенческой молодежи