Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:22, курсовая работа
Цель работы – исследовать гендерную специфику мотивации участия в кадровом резерве.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определить сущность понятия кадрового резерва;
Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
Исследовать современные подходы к формированию резерва кадров;
Сформировать концепции работы с кадровым резервом;
Исследовать кадровый резерв как элемент системы мотивации;
Исследовать гендерные аспекты мотивации карьерного роста
Глава 1. Мотивация участия в кадровом резерве у сотрудников организации
Понятие кадрового резерва
Отбор сотрудников и работа с кадровым резервом
Подходы к набору сотрудников в кадровый резерв
Концепции работы с кадровым резервом
Кадровый резерв как элемент системы мотивации
Кадровый резерв как перспектива карьерного роста
Гендерные аспекты мотивации карьерного роста
Понятие «пол» и «гендер»
Классические представления о «мужской» и «женской» мотивации карьерного роста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная часть
Заключение
Список используемой литературы
Тем не менее, несмотря на высокую занятость женщин, именно сейчас появилась обратная тенденция — отток женщин из производства. Б. Фридан (1994) так иллюстрирует это движение: «Более чем странным парадоксом является тот факт, что сегодня, когда женщина в Америке наконец может выбрать себе любую профессию, выражение «работающая женщина» стало чем-то ругательным; что по мере того, как высшее образование становится доступным любой, имеющей к нему способности, оно вызывает такое подозрение; что все больше и больше девушек оканчивают школу и колледж лишь для того, чтобы выйти замуж и иметь детей; что в современном обществе женщинам предоставлено столько возможностей, а они упорно ограничивают себя только одной ролью».
Распределение мужчин и женщин по сферам деятельности неоднородно, а предпочтения в профессиональной ориентации наблюдаются с самого раннего возраста. Девочки чаще проявляют интерес к человеческому лицу, природе, семейным отношениям, а мальчики — к технике, геометрическим фигурам, индустриальным достижениям. Девочки больше склонны к сопереживанию, состраданию. Для мальчиков нормой считаются умеренно агрессивные проявления, решительность, склонность к риску и большая подвижность по сравнению с девочками. С. В. Koвaлeв (1988) отмечает, что в возрасте 1,5 — 2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Девочки этого возраста чаще обращают внимание на качество и полезность объектов, а мальчики стремятся к анализу внутренних механизмов и смысла явлений. Социальное окружение предъявляет к мальчикам требование хладнокровия, сдержанной эмоциональности. Девочкам разрешается большее проявление чувств, культивируется слабость, эмоциональность. На ребенка с самого рождения начинают влиять полоролевые стереотипы.
Биографические исследования успешных женщин-руководителей показали, что в большинстве своем эти женщины были единственным или старшим ребенком, росли в полной семье и имели хорошие отношения с отцом. Родители девочек имели достаточно высокий образовательный уровень. Будущие руководительницы часто принимали участие в традиционно мужских сферах деятельности и рано научились у своих отцов сознательно взвешивать собственные шансы на успех или проигрыш, стали испытывать радость от способности идти на риск. В процессе профессионального становления эти женщины использовали компетенцию как важнейший фактор самоутверждения, стремились опережать требования занимаемых должностей. С мужчинами, которые были их непосредственными руководителями, у женщин складывались хорошие и прочные дружеские отношения.
В планировании собственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущее положение дел, нежели на перспективу развития. Как правило, женщины позже устраивают свою карьеру, чем мужчины, но формы построения профессиональной карьеры у женщин гораздо разнообразнее
Существуют и различия в мотивации между мужчинами и женщинами. Как показывают исследования, для женщин характерна большая дифференциация мотивов, а для мужчин — стремление к реализации более высоких потребностей (по пирамиде А. Маслоу). Сложности удовлетворения потребности в самореализации у женщин ведут к частым внутренним разочарованиям и, как следствие, к невыходам на работу по болезни и другим уважительным причинам. Это связано с противоречивой ориентацией женщин на успешность в профессиональной и семейной сферах.
Опросы женщин показывают, что в профессиональном самоопределении их в первую очередь привлекают возможность общения, социального взаимодействия, отношения, складывающиеся в организации. Ориентация на личные, комфортные отношения на производстве может компенсировать неудовлетворенность заработной платой или неблагополучными семейными отношениями. Возможно, как подчеркивает американский психолог Г. Крайг, что по крайней мере для части женщин межличностные отношения на работе потому особенно значимы, что помогают им в определении своей профессиональной Я-концепции. Кроме того, социальная поддержка на работе связана с меньшим процентом депрессий и физических недомоганий у женщин. На втором месте по значимости стоит материальная оплата труда и лишь на третьем — интерес к содержанию профессиональной деятельности.
Среди различных ориентиров выбора карьеры мужчины чаще стремятся к предпринимательской активности, менеджменту, соревновательности, испытывают потребность создавать новый продукт, услугу или организацию. Женщины в работе чаще ориентированы на независимость, стабильность, безопасность, профессиональную компетентность. Важным мотивом выбора работы для женщин являются условия труда, санитарно-гигиенические характеристики деятельности, организация работы.
Женщины чаще воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию, а мужчины относятся к карьере как к перспективной и престижной должности. Мужчины соотносят работу с продвижением по службе, тогда как женщины разделяют два понятия: выполняемая работа и карьера. Существует ряд различий, и в первую очередь в мужских и женских мечтах. Если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присуща раздробленность, они стремятся сочетать карьеру и замужество. При этом женщины по-разному распределяют свои планы в отношении традиционной роли жены и матери и перспективы карьерного роста, склоняясь в одну или в другую сторону, чередуя осуществление целей или пытаясь совместить их.
Успешность женщины во многом зависит от наличия у нее наставника. Проблема заключается в том, что не так уж много женщин занимают положение, позволяющее им руководить, давать советы или оказывать покровительство молодым женщинам по месту работы. Когда же роль наставника женщины берет на себя мужчина, отношения между ними могут быть нарушены «сексуальным влечением друг к другу». Исследования Д. Левинсона показали, что в противоположность мужчинам женщины дольше находятся в периоде ученичества и продолжают числиться новичками вплоть до достижения ими среднего возраста.
В оценке собственного труда женщина в существенной мере ориентирована на похвалу или негативную оценку со стороны других участников деятельности. Не менее важной по сравнению с оценкой профессиональной компетентности для женщин является оценка их личных качеств, в том числе физических достоинств и недостатков. Для мужчин определяющей становится оценка их профессиональной деятельности.
Стремление к профессиональному успеху у многих женщин носит противоречивый характер, получивший название «конфликта боязни успеха». Профессиональный успех зачастую вызывает у женщин тревогу, сомнения в собственной женственности и способности реализовывать роли матери и жены. Культурные традиции, как правило, усиливают эту тревогу, формируя взаимоисключающий выбор женщины по отношению к работе и семье. Отсутствие внешнего давления в традиционно женских профессиях приводит к резкому снижению страха успеха.
В
ходе профессиональной адаптации у
женщин на первый план выходит социально-
В
сущности, гендерные различия заведомо
уступают индивидуальным. В ходе многочисленных
исследований, проведенных в конце 80-х
годов, выяснилось, что у мужчин и женщин
гораздо больше схожих качеств, чем отличий.
Более того, многие из действительно существующих
различий поддаются изменению в ходе обучения,
при перемене жизненного уклада и социальных
ожиданий.
Выводы
к 1 главе
Создание кадрового резерва - мощный инструмент подбора и развития персонала, к которому рано или поздно обращается любая растущая компания. Современный этап развития экономики, характеризующийся ростом конкуренции, привел к качественному изменению роли человека в организации, превращению его в решающий фактор развития.
В
современных условиях знания, опыт,
навыки, инициатива и предприимчивость
персонала организации
Политика развития персонала направлена, прежде всего, на обеспечение возможностей непрерывного обучения для улучшения исполнения своих обязанностей и подготовки резерва кадров на выдвижение. Эффективная система подготовки резерва руководителей позволяет выявить сотрудников с высоким потенциалом к продвижению, планомерно готовить их к замещению вакантных должностей, повышая компетентность. При этом обеспечивается плановое замещение должностей, безболезненная смена поколений, преемственность управления. Подготовку резерва кадров следует рассматривать как целевую комплексную программу организации, тесно связанную с ее кадровой политикой.
Таким образом, даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизированность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня. На самом деле, гендерные различия далеко не так велики, как нам внушают. Различия по психологическим характеристикам, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживается далеко не всегда. Тенденция преувеличивать различия между полами скрывает от нас существующее многочисленное сходство в психологическом облике мужчин и женщин. Результаты многочисленных эмпирических исследований не дают основания считать, что мужчины и женщины – два противоположных пола, хотя гендерные стереотипы дифференцируют и поляризуют мужчин и женщин на две группы.
В
сущности, гендерные различия заведомо
уступают индивидуальным. В ходе многочисленных
исследований, проведенных в конце 80-х
годов, выяснилось, что у мужчин и женщин
гораздо больше схожих качеств, чем отличий.
Более того, многие из действительно существующих
различий поддаются изменению в ходе обучения,
при перемене жизненного уклада и социальных
ожиданий.
Глава 2. Экспериментальная часть
Цель работы – исследовать гендерную специфику мотивации участия в кадровом резерве.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Объект исследования: мотивация участия в кадровом резерве.
Предмет исследования: гендерная специфика мотивации участия в кадровом резерве
Гипотеза исследования: мужчины больше мотивированы участвовать в кадровом резерве, чем женщины.
Определение переменных.
Зависимая переменная: мотивация участия в кадровом резерве
Независимая переменная: гендер
Определение методов исследования: Для выявления мотивации участия в кадровом резерве была разработана анкета, с использованием метода незаконченных предложений. Для обработки результатов взят метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке – контент–анализ.
Характеристика выборки: испытуемыми являются сотрудники организаций в количестве 60 человек, из них 30 человек – женщины и 30 – мужчины.
где
f — число положительных
оценок; n — число
отрицательных оценок; r
— объем содержания
текста, имеющего прямое
отношение к изучаемой
проблеме; t — общий
объем анализируемого
текста.[34]
Информация о работе Гендерная специфика мотивации участия в кадровом резерве