Гендерная специфика мотивации участия в кадровом резерве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать гендерную специфику мотивации участия в кадровом резерве.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определить сущность понятия кадрового резерва;
Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
Исследовать современные подходы к формированию резерва кадров;
Сформировать концепции работы с кадровым резервом;
Исследовать кадровый резерв как элемент системы мотивации;
Исследовать гендерные аспекты мотивации карьерного роста

Содержание

Глава 1. Мотивация участия в кадровом резерве у сотрудников организации
Понятие кадрового резерва
Отбор сотрудников и работа с кадровым резервом
Подходы к набору сотрудников в кадровый резерв
Концепции работы с кадровым резервом
Кадровый резерв как элемент системы мотивации
Кадровый резерв как перспектива карьерного роста
Гендерные аспекты мотивации карьерного роста
Понятие «пол» и «гендер»
Классические представления о «мужской» и «женской» мотивации карьерного роста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная часть
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Мотивация участия в кадоровом резерве.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

    1.5.Гендерные аспекты мотивации карьерного роста

     Движущие  силы при построении карьеры женщин и мужчин во многом схожи, хотя присутствуют и заметные различия. Как правило, мужчины делают карьеру, потому что не видят другого способа реализовать себя и оправдать ожидания окружающих. Успешная женщина-лидер все еще воспринимается как исключение из правил, однако, ориентируясь на карьерный рост, женщины крайне рациональны. Компании, развивающие практики женского лидерства, используют этот потенциал и добиваются хороших результатов, выстраивая сбалансированные команды профессионалов.

     Основные  гендерные различия в мотивации строить карьеру во многом обусловлены социальными ожиданиями. Мужчины склонны объяснять свою мотивацию, апеллируя к независимости, которую дает руководящая роль, большей ответственности, профессиональным интересам. Однако среди значимых для мужчин мотиваторов, о которых они не говорят напрямую, есть властные амбиции, желание управлять людьми и оказывать влияние на процессы в компании. С точки зрения женщин, мужчина стремится сделать карьеру, потому что «иначе нельзя». К тому же это практически единственный способ доказать всем и себе свою успешность. [20]

     В то же время женщина, зачастую, не ограничена подобными рамками социальных ожиданий, поэтому не пытается, во что бы то ни стало продвинуться в должности. И ее карьерные устремления более гибкие – женщина может себе позволить делать не только вертикальную карьеру, но и расширять пределы своей компетенции в рамках горизонтальной карьеры. Женщины воспринимают все деловые взаимосвязи на глубоком эмоциональном уровне. Поэтому они очень болезненно реагируют на критику и личные оскорбления. Следующим типичным различием в мышлении мужчины и женщины является их оценка риска. Для мужчины риск означает потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс. Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска. Возможно, поэтому у большинства женщин карьерный рост имеет не скачкообразный характер и кажется не настолько ярким и успешным, как у мужчин. [32]

     Также, очень важным аспектом в разнице  карьерного возраста у мужчин и женщин играет семья. Если мужчина настроен на карьерный рост, то это, как правило, не вызывает конфликта в семье, и  даже — наоборот, всячески поддерживается и поощряется. Ситуация с женской карьерой — несколько иная. Это связано с конфликтом ролей «жены и матери» и «женщины, строящей карьеру» или «зарабатывающей деньги». Глубина этого конфликта зависит от личностных особенностей, от отношений между мужем и женой, между родителями и детьми, от материального положения семьи, от количества детей в семье и т.д. При возникновении серьезного противоречия между этими ролями, женщина чаще выбирает роль «жены». Правда, в условиях современной жизни многим женщинам приходится делать противоположный выбор, даже если они не стремятся к этому.  

    1.5.1.Понятие  «пол» и «гендер»

     Современная психологическая наука различает  понятия пол и гендер (gender). Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука  не имела понятия «гендер». Социальные различия между полами не являлись предметом научного анализа. Появление данного термина и исследований о мужских и женских ролях свидетельствуют о возникших противоречиях между традиционными представлениями и новыми реалиями.

     Традиционно понятие «пол» использовалось для  обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами. Мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре.

     Малейшим  различиям в строении мозга у  представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо  большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия.

     В своем знаменитом обзоре «Психология  половых различий», который был  опубликован в 1974 г. в США, Маккоби  и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между  полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны.

     По  мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической  точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии.

     Помимо  биологических отличий между  людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в  поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

     Таким образом, когда говорят о биологических  различиях между мужчинами и  женщинами как индивидами, то используют термины "пол", "половой диморфизм", в англоязычной литературе — " sex", когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях.

По образному  выражению американского антрополога  Кэтрин Марч, пол относится к гендеру  как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки терминологически различают только два или три, а другие — несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои социальные причины и следствия.

В английском языке слово "gender" обозначает грамматический род, который с полом не имеет  ничего общего. Вопреки распространенному представлению, слово "гендер" заимствовали из грамматики и ввели в науки о поведении не американские феминистки, а в 1955 г. выдающийся сексолог Джон Мани (Money, 1955). Он считается первым, кто ввел понятие гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Объединив уже имеющиеся скудные данные с результатами собственных клинических исследований, Мани и его коллеги начали разрабатывать модель процесса формирования принадлежности человека к мужскому или женскому полу или приобретения качеств, типичных для обоих полов.Таким образом, термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.

Один  из самых авторитетных социологов современности  англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности  мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин.

     В отечественной психологии весьма распространенной является ситуация, при которой сущность гендерной проблематики трактуется довольно рутинно. Многими специалистами-психологами гендерное направление не рассматривается как научная новация, а выступает как «свежий» и модный ярлык традиционных проблем, разрабатываемых психологией пола. «Гендерное» отождествляется с традиционным пониманием особенностей поведения и полоспецифичных характеристик мужчин и женщин как проявлений, обусловленных биологическими особенностями их организмов.

Представляется  важным, в условиях современных интеграционных процессов, прояснить сходства и отличия гендерной психологии от таких отраслей психологической науки, как психология пола, психология половых различий, а также методологические основания гендерной психологии.

Отличия гендерной проблематики в психологии от психологии пола характеризуются также и различными теоретико-методологическими основаниями. Так, теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминистская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально-конструктивистской парадигме.

В соответствии с биодетерминистским принципом  рассмотрения явлений гендерные  характеристики человека определяются биологическими, природными факторами. В концепции биодетерминизма  природные факторы рассматриваются  как неизменные и их следствия  трактуются в жестко консервативном ключе. Ярким примером биодетерминистской концепции является эволюционная теория В.А. Геодакяна.

     С позиций социального конструирования  гендера, и пол, и гендер являются социально достигаемыми статусами. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации. В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие.

     Американский  социолог Рут Хартли выделяет 4 основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: 1) социализация через манипуляции, 2) вербальная апелляция, 3) канализация, 4) демонстрация деятельности.Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго — частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда — это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики — «как папа».

А. Маслоу считал, что понятие «мужское»  и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти понятия, говорит А. Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как  качества, которые в обществе считаются  присущи мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

     Таким образом, даже во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизированность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня. На самом деле, гендерные различия далеко не так велики, как нам внушают. Различия по психологическим характеристикам, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживается далеко не всегда. Тенденция преувеличивать различия между полами скрывает от нас существующее многочисленное сходство в психологическом облике мужчин и женщин. Результаты многочисленных эмпирических исследований не дают основания считать, что мужчины и женщины – два противоположных пола, хотя гендерные стереотипы дифференцируют и поляризуют мужчин и женщин на две группы. 

    1.5.2.Классические  представления о  «мужской» и «женской»  мотивации карьерного  роста

Информация о работе Гендерная специфика мотивации участия в кадровом резерве