Гендерная специфика мотивации участия в кадровом резерве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать гендерную специфику мотивации участия в кадровом резерве.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определить сущность понятия кадрового резерва;
Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
Исследовать современные подходы к формированию резерва кадров;
Сформировать концепции работы с кадровым резервом;
Исследовать кадровый резерв как элемент системы мотивации;
Исследовать гендерные аспекты мотивации карьерного роста

Содержание

Глава 1. Мотивация участия в кадровом резерве у сотрудников организации
Понятие кадрового резерва
Отбор сотрудников и работа с кадровым резервом
Подходы к набору сотрудников в кадровый резерв
Концепции работы с кадровым резервом
Кадровый резерв как элемент системы мотивации
Кадровый резерв как перспектива карьерного роста
Гендерные аспекты мотивации карьерного роста
Понятие «пол» и «гендер»
Классические представления о «мужской» и «женской» мотивации карьерного роста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная часть
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Мотивация участия в кадоровом резерве.doc

— 329.00 Кб (Скачать)
  1. Разработка индивидуальной программы подготовки для каждого резервиста (индивидуальный план развития).

Цель: обеспечить подготовку резервиста под требования целевой должности с учетом его индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон.

Составление для каждого резервиста индивидуального  плана развития (как правило, на 1 год), в котором сочетаются различные  методы развития профессиональных и деловых качеств, необходимых для успешной работы на целевой должности.

Среди основных методов развития следует  отметить:

  • Развитие на рабочем месте – получение нового опыта без отрыва от основной производственной деятельности;
  • Развивающие поручения – решение рабочих задач, направленных на развитие менеджерских компетенций сотрудника;
  • Участие в развивающих проектах – формирование проектных групп из числа резервистов и других сотрудников для достижения производственных целей и развития управленческого потенциала резервистов;
  • Временные замещения – получение нового менеджерского опыта при временном исполнении резервистом обязанностей вышестоящего руководителя;
  • Обучение на опыте других (работа с наставником) – получение необходимого опыта от более опытного коллеги или руководителя в совместной работе;
  1. Закрепление за каждым резервистом наставника из числа более опытных коллег или вышестоящего руководителя.

Задача, которую необходимо решить на данном этапе – это создать эффективную  систему мотивации самих наставников на выполнение своих функций.

Варианты:

  • – регулярная надбавка за наставничество (ежемесячная/квартальная);
  • – поощрение наставников, чьи резервисты продемонстрировали лучшие результаты подготовки по итогам прохождения программы развития (или в ходе промежуточной оценки).

При необходимости полезно провести внутренне обучение наставников навыкам передачи опыта и помощи в развитии резервистов.[12]

  1. Мониторинг эффективности подготовки резервистов.

Подведение  регулярных промежуточных встреч резервистов и их наставников с сотрудниками службы персонала для оценки прогресса в развитии. Своевременная корректировка индивидуального плана развития резервиста в случае необходимости.

Результат этапа: развитие требуемых компетенций резервистов.

     Этап 8. Оценка результатов подготовки резервистов.

  1. Проведение комплексной оценки качества подготовки резервистов.

Направления оценки:

  • Оценка результатов прохождения общей программы подготовки и индивидуальных планов развития – насколько улучшились профессиональные и управленческие качества резервиста по сравнению с показателями первичной оценки (при отборе);
  • Оценка результатов проектной работы, – какие результаты получены по итогам выполнения развивающих проектов, определение вклада резервиста в достижение результата.

Методы оценки:

  • Анализ производственных результатов и достижений резервиста;
  • Получение обратной связи от наставника резервиста;
  • Повторная оценка резервиста
  • Анализ результатов проектной деятельности
  1. Подведение итогов программы подготовки резервистов.

По результатам  оценки качества подготовки резервистов, принятие решения:

  • Поощрении успешных резервистов, продемонстрировавших рост результативности и повышение уровня развития профессиональных и менеджерских компетенций.
  • Исключении из резерва сотрудников, продемонстрировавших снижение производственных показателей и/или отсутствие прогресса в развитии профессиональных и управленческих компетенций

Результат этапа: определены резервисты с высоким уровнем готовности для замещения вакантных руководящих должностей.

     Этап 9. Планирование дальнейшей работы с резервом.

1. При наличии на предприятии открытых целевых вакансий, рассмотрение кандидатов на замещение из числа успешных резервистов.

2. Планирование и организация адаптационных мероприятий для резервиста при вхождении в новую должность.

  • Составление плана адаптации на новой должности;
  • - Закрепление за резервистом на период адаптации/испытательного срока наставника из числа вышестоящих руководителей для обеспечение необходимой поддержки.
  1. При отсутствии на момент окончания программы подготовки резервистов открытых целевых вакансий, планирование мероприятий по удержанию перспективных сотрудников на предприятии.

Резервисты, успешно прошедшие программу  подготовки и повысившие свой профессиональный уровень, зачастую «вырастают» из своей текущей должности. Этот факт и отсутствие карьерного продвижения может серьезно снизить мотивацию сотрудника и в крайних случаях, послужить причиной ухода из компании в поисках более перспективной работы. Для минимизации этого риска, полезно спланировать программу по удержанию резервистов в организации.

     Программа может включать в себя следующие  способы удержания (зависят от возможностей и кадровой политики компании):

  • Расширение функциональных обязанностей сотрудника, расширение зоны его ответственности и уровня принятия решений (по возможности, добавление части менеджерских функций, например, руководство каким-либо ответственным проектом);
  • Надбавка к заработной плате;
  • Предоставление дополнительных социальных льгот;
  • Организация временных замещений руководителя (на время отпуска, командировки, болезни и др.)
  • Возможность стать наставником для менее опытных сотрудников.

В любом  случае, при выборе методов удержания  необходимо также учитывать индивидуальные потребности сотрудника (например, для некоторых сотрудников более важным является материальная составляющая, а для кого-то получение более высокого статуса в компании и т.п.)

Результат этапа: продвижение подготовленных резервистов на вакантные целевые должности, сохранение кадрового потенциала предприятия за счет удержания перспективных сотрудников в кадровом резерве.

     Таким образом, для успешной работы с кадровым резервом, прежде всего, необходимо понимание  руководством компании целей и задач  при его создании, осознание того, что эта составляющая работы с персоналом может быть в значительной степени затратной и не приносить видимых дивидендов в сжатые сроки. Нужно, чтобы оно понимало, что кадровый резерв — это долгосрочная инвестиция в персонал, которая приносит свои плоды только при кропотливом и аккуратном отношении к принципам и задачам его формирования. 

    1.2.1.Подходы к набору сотрудников в кадровый резерв

     Применяются также и практические методы: назначение кандидата руководителем коллектива, выполняющего временную задачу; замещение  отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни, отпуска; стажировка, дублерство и др. Методы подбора кандидатов в резерв показаны на рис. 1.

     

     Рис. 1 Классификация методов подбора кандидатов в резерв руководящих кадров

     Наибольшее распространение получили методы: изучение личных документов работника («биографический»); получение произвольных устных и письменных характеристик («интервью»); обобщение независимых экспертных мнений («экспертиза»); психологическое тестирование и тестирование самооценки работника.[15]

     Биографический  метод состоит в изучении объективных  показателей личности работника  по его документам. Он позволяет  получить данные, связанные с передвижением  работника по должностям и профессиям, его образованием, квалификацией и другими показателями. Однако этот метод дает неполную картину данных: он не позволяет получить достаточное количество информации об уровне развития личностно-деловых свойств и качеств работника.

     Метод «интервью» дает возможность расширить  систему получаемых показателей, однако при этом данные о работнике будут не объективными, а преломленными с учетом отношений людей, обеспечивающих получение необходимой информации. Это затрудняет оценивание работника с объективных позиций. Метод «интервью» используется как основной в практике деятельности кадровых работников при подборе кандидатов в резерв на выдвижение.[18]

     В процессе осуществления подбора  кандидатов представители отдела кадров ведут длительные беседы с работниками  разного уровня по заранее разработанному сценарию. Основная задача таких бесед состоит в получении большего количества информации об изучаемом работнике с различных точек зрения и по разным направлениям его деятельности.

     В последнее время широко применяются  методы обобщения независимых экспертных мнений («экспертиза»). В качестве экспертов  привлекаются работники предприятия, хорошо знающие изучаемого работника  по совместной работе и обладающие независимым суждением. Осуществляется их опрос по специально разработанной анкете, и полученная информация после соответствующей обработки используется как дополнительный источник для принятия решения по индивидуальной работе, профессиональному продвижению работника и т.д.

     Для получения объективной информации о возможностях и способностях работника часто используются методы психологического тестирования, в процессе которых изучаются его личностно-деловые характеристики. Применения таких методов требует особой предварительной подготовки работников, осуществляющих тестирование, и работников, проходящих его. Указанная работа проводятся специалистами-психологами или социологами.

     Работа  по изучению личностно-деловых качеств  работника требует определенной квалификационной подготовки специалистов кадровых служб и изменения содержания трудовых функций кадровика. Новые требования к квалификации кадровиков предполагают:[30]

  • наличие практически доступных методик осуществления тестирования работников или проведения опроса экспертов;
  • умение работников по кадрам обеспечить проведение инструктажа и подготовительной работы по осуществлению тестирования или опроса экспертов;
  • создание системы накопления информационного фонда и его обработки для получения наглядных результатов деятельности кадровиков в сборе информации о степени развития личностно-деловых качеств работника;
  • совершенствование системы работы с кадрами с целью повышения их творческой отдачи и развития способностей.

    В результате можно сказать, что при отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие требования, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т. д., а также особенности требований к личности кандидата, основанные на анализе ситуации в подразделении, типе организационной культуры и т. д. 

    1.2.2 Концепции работы с кадровым резервом

     Одним из элементов управления карьерой является отбор специалистов в кадровый резерв руководства. В настоящее время  способность выявлять и успешно  готовить на руководящие должности  потенциальных руководителей является сегодня важнейшим фактором успеха, а конкурентной борьбе. Но далеко не все современные организации эффективно управляют данным процессом, многие до сих пор решают проблему преемственности в оперативном порядке в момент высвобождения определенной ключевой должности. Это мероприятие дает работникам возможность почувствовать, что руководство организации считает их кандидатами на вакантные должности, и способствует возникновению мотива самоуважения.

Информация о работе Гендерная специфика мотивации участия в кадровом резерве