Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:22, курсовая работа
Цель работы – исследовать гендерную специфику мотивации участия в кадровом резерве.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
Определить сущность понятия кадрового резерва;
Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
Исследовать современные подходы к формированию резерва кадров;
Сформировать концепции работы с кадровым резервом;
Исследовать кадровый резерв как элемент системы мотивации;
Исследовать гендерные аспекты мотивации карьерного роста
Глава 1. Мотивация участия в кадровом резерве у сотрудников организации
Понятие кадрового резерва
Отбор сотрудников и работа с кадровым резервом
Подходы к набору сотрудников в кадровый резерв
Концепции работы с кадровым резервом
Кадровый резерв как элемент системы мотивации
Кадровый резерв как перспектива карьерного роста
Гендерные аспекты мотивации карьерного роста
Понятие «пол» и «гендер»
Классические представления о «мужской» и «женской» мотивации карьерного роста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная часть
Заключение
Список используемой литературы
Основными принципами работы с кадровым резервом остаются общими.
После определения пути и принципов формирования кадрового резерва необходимо разработать перечень резервируемых должностей и критерии отбора сотрудников для резерва. Компания может сама определить, по каким критериям осуществлять отбор резервистов. Критерии могут быть едиными для всех включенных в кадровый резерв должностей, а могут дополняться в зависимости от резервируемой должности.[30]
До начала формирования кадрового резерва разрабатывается список базовых должностей для каждой резервируемой вакансии. Соответствие кандидата требованиям базовой должности может являться отдельным критерием отбора. Также необходимо сразу определить максимальное число включаемых в резерв кандидатов на каждую резервируемую вакансию.
Критерии отбора в кадровый резерв могут быть следующими.
Список не ограничивается
перечисленными критериями. Каждая организация
может его дополнять или сокращать в соответствии
с задачами, решаемыми с помощью кадрового
резерва, и устоявшихся норм корпоративной
культуры. Если критерии отбора определены,
списки резервируемых и базовых должностей
составлены, то нужно определить порядок
формирования кадрового резерва.
1.3.Кадровый
резерв как элемент
системы мотивации
В последнее время в HR-практике все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда в числе основных мотивов трудовой деятельности работников (особенно находящихся на позициях менеджеров различного уровня и специалистов) выступает самореализация работника, его желание и возможность сделать деловую карьеру.
Продвижение по служебной лестнице для многих – это очень сильный человеческий мотивационный фактор. Этот способ вознаграждения требует серьезных финансовых затрат компании, но именно он позволяет в настоящее время таким компаниям известным компаниям как «IBM», «General Motors» сохранять лидирующее положение на мировом рынке. Продвижение вверх по служебной лестнице дает не только материальные блага, но и власть. Некоторые люди ее любят больше чем деньги. Повышение заработной платы заставляет сотрудника лучше работать несколько месяцев, такой инструмент как обучение – от полугода до года, а возможность карьерного роста является наиболее долгосрочным мотивом, который воздействует на сотрудника должным образом на протяжении длительного времени. [30]
Система кадрового резерва очень тесно вплетается в систему мотивации и является ее элементом, включающим в себя сразу несколько способов мотивации сотрудника. Ведь не секрет, что наряду с повышением в должности, сотрудник получает повышение уровня заработной платы, повышение процентов в бонусных программах, служебный автомобиль и мобильную связь (в зависимости от уровня должности). Дополнительно к повышению в должности сотрудник получает в «пакете» еще ряд бесплатных способов мотивации: повышение уровня ответственности, степень вовлеченности, интересную работу, публичное признание.
На что нужно обратить особое внимание при работе с системой кадрового резерва в компании, для того чтобы из инструмента, который повышает мотивационный климат в компании, он не превратился инструмент демотивации? Самый первый и очень важный момент - своевременность. В небольшой компании, где все сотрудники на виду, возглавляемой грамотным руководителем, не составит большого труда отслеживать временные моменты необходимости профессионального и карьерного роста сотрудника. В большой компании для эффективного функционирования системы кадрового резерва необходима четко слаженная и рабочая система.
Необходимо
поддерживать с сотрудниками из кадрового
резерва информационную связь, дабы не
упустить момента выгорания сотрудника.
И один из наиболее значительных моментов
-это четкая последовательная позиция
компании: продвижение сотрудников по
карьерной лестнице не только на бумаге,
а на деле тоже. «Все, что компания декларирует,
она должна выполнять на деле».[25]
Очень
важным моментом при формировании системы
кадрового резерва является, так
называемый, средний возраст сотрудников
компании. От этого зависит, сможем ли
мы обеспечить продвижение «резервистов»
в определенные нами сроки, - говорит Елена
Пилипенко: «иначе, кандидаты из «кадрового
резерва» в лучшем случае уйдут из компании,
в худшем – уйдут к конкурентам, и в самом
худшем – будут саботировать ситуацию
у себя коллективе».
1.4.Кадровый резерв как перспектива карьерного роста
Кадровый резерв — это группа сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящих должностей, сформированная по результатам формализованного отбора. Перспектива карьерного роста воодушевляет людей и заставляет их работать с удвоенной силой. С другой стороны, если руководители знают, кого из сотрудников имеет смысл продвигать, а кто безнадежен, компания не распыляет деньги на тренинги, обучая всех без разбору, и не расходует их на поиск менеджеров через агентства.[25]
Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволяет компании значительно снизить затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников, а также построить систему инвестиций в развитие персонала, что в свою очередь значительно повышает нематериальную мотивацию работников и способствует их закреплению в компании. Стандартных решений при формировании кадрового резерва нет. Крупным компаниям необходимо иметь кадровый резерв. Это более экономично и эффективно, нежели набирать людей со стороны. А во многих компаниях среднего и мелкого бизнеса происходит закономерное продвижение сотрудников по мере роста их компетенций, успешной реализации того или иного проекта.
Планирование карьеры на основе формирования кадрового резерва - составная часть развития персонала на предприятии.
Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях. Планы карьеры в отличие от планов развития не направлены на конкретные рабочие места, а отражают только профессиональную деятельность на предприятии. Они должны разрабатываться на основе тщательного анализа работы, так как обладают сильным мотивирующим действием, которое при неблагоприятных условиях может привести к серьезному разочарованию.
Любая карьера делается ради чего-то, и, таким образом, имеет движущие мотивы, которые с годами меняются. Отталкиваясь от них, люди предпринимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. К таким мотивам относятся следующие: автономия (стремление к независимости), функциональная компетентность (стремление быть лучшим специалистом), безопасность и стабильность (желание сохранить и упрочить свое положение), предпринимательская креативность (творческое самовыражение), потребность в первенстве, материальное благосостояние и другие.[30]
Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и, наконец, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях.
Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. В этот период происходит поиск вида деятельности и процесс самоутверждения человека как личности, он заботится о безопасности существования.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет - от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжают беспокоить безопасность существования, здоровье. Появляется желание получать заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума.
Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице.
Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, начинается самовыражение работника как личности. Усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда и здоровья.[31]
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Его продолжает интересовать уровень оплаты труда, проявляется все больший интерес к другим источникам дохода.
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить и другие источники дохода, которые заменили бы заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На последнем, пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и людям своего круга. Но финансовое положение и состояние здоровья могут стать причиной постоянной заботы о других источниках дохода и о здоровье.
Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в одной организации. Она может быть:
деятельности
либо выполнение определенной служебной
роли на ступени, не имеющей жесткого
формального закрепления в
Профессиональный и должностной рост - важнейший мотив в деятельности большинства работников. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и ухудшению деятельности предприятия. Профессиональный рост тесно связан с проблемой кадрового резерва и планированием карьеры.[25]
Очень
многое, если не все, зависит от уровня
и качества управления. Менеджер формирует
кадры, устанавливает систему
Информация о работе Гендерная специфика мотивации участия в кадровом резерве