Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:23, контрольная работа
Исследования функциональной адаптации сердечно-сосудистой
системы проводилось на базе средней школы №13, наблюдались 132
ученика 1-3 классов. Из общей группы наблюдения выявлено 9 %
учеников обладающих исключительными качествами (т.е одаренных),
из них 67% детей с художественно-эстетической направленностью,
25% с практической направленностью и 8% с познавательной на-
правленностью.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С УЧЕТОМ ФАКТОРА ОДАРЕННОСТИ
Исследования функциональной адаптации сердечно-сосудистой
системы проводилось на базе средней школы №13, наблюдались 132
ученика 1-3 классов. Из общей группы наблюдения выявлено 9 %
учеников обладающих исключительными качествами (т.е одаренных),
из
них 67% детей с художественно-
25%
с практической
правленностью. Обучение данной группы проводилось по образова-
тельным программам: с углубленным изучением предметов «художе-
ственно-эстетического цикла»-(I), Занкова Л.В.-(II) и программа «Со-
общество» -(III).). В течение учебного года, восьмикратно, в начале и
конце каждой четверти проводилась съемка параметров кардиоинтер-
валографии (КИГ) в стандартных условиях( условия покоя), в трех
стандартных отведениях, на приборе «Кардиоэксперт-1» с после-
дующим линейнографическим и статистическим анализом.
133
Освоение учебного плана наблюдаемыми школьниками связано
со значительной перестройкой вегетативных показателей, отражаю-
щих реакцию организма на учебную нагрузку. Установлено, что под
влиянием учебной нагрузки, средние значения индекса напряже-
ния(ИН) в первом классе составили (156,2±4,04); во втором классе
(136,5±
4,26). Принимая за стандарт
119
у.е ; проявилась картина
го тонуса над максимальным значением нормы, по среднегрупповым,
среднегодовым показателям у первоклассников на 31 % , у второ-
классников на 14 %. Между осмотрами по (ИН) различия не значимы
как в первом так и во втором классе, а между классами существуют
статистически значимая разница (F=11,97; сс=1/1055; р=0,006). Коле-
бания (ИН) у первоклассников в сравнении с второклассниками бо-
лее интенсивны, от начала к концу четверти, и испытывают некоторое
повышение от начала к концу учебного года; отражая, менее устойчи-
вую работу регуляторных механизмов деятельности сердца; и на фо-
не напряжения кратковременной адаптации, формирование положи-
тельного стереотипа долговременной адаптации этих же школьников
на втором году обучения. Во второмклассе, средний показатель (ИН)
снизился на 12,7%, что свидетельствует, по нашему мнению, о сни-
жении напряжения функционирования сердечно-сосудистой системы,
хотя параметр остается в зоне выраженного симпатического тонуса;
согласуясь с данными, что регуляция хронотропной функции сердца
у младших школьников на уроках в течение учебного года осуществ-
ляется
с высокой активностью
тральных механизмов. Степень напряжения адаптационных механиз-
мов снижается от первого к третьему классу. Снижение напряжения
функциональных систем, о чем говорит динамика статистических па-
раметров сердечного ритма, свидетельствует о долговременной адап-
тации (А) учащихся младших классов к учебной нагрузке. Регуляция
сердечного ритма у исследуемой группы, по среднегодовым показате-
лям у первоклассников находится на границе напряжения и перена-
пряжения (А); во втором и третьем классе в зоне средних параметров
напряжения (А).
Динамику ИН у детей, занимающихся по системе I («художест-
венно-эстетическое развитие» изначально разработанную как здо-
ровье сберегающую__________), следует считать благоприятной, т.к. его среднее
134
значение снижается от начала учебного года и затем стабилизируется
на всем протяжении обучения в 1-3 классов.
Одаренные дети в совокупности отличаются в более выгодную
сторону, по анализируемой переменной (ИН) (M± m =163,8±13,33),
на уровне устойчивой тенденции, от остальных детей- детей кон-
трольной группы (M± m =170,6 ±4,38); индекс напряжения детей
одаренных, находится в более близком отношении к эйтонии. Также
прослеживается разница, на уровне тенденций, в вегетативной обес-
печенности между мальчиками и девочками внутри групп. Характер-
но, что если в группе одаренных детей вегетативная напряженность
более высокая у мальчиков, то в контрольной группе она выше у де-
вочек.
Отсюда можно предположить, что дети одаренные, осваивают
предлагаемую учебную программу с меньшими энергетическими за-
тратами и с меньшим вегетативным напряжением. Динамичность
процесса напряжения вегетативной нервной системы (ВНС) у детей
одаренных и у остальных детей протекает параллельно. Однако пер-
вая группа ( одаренные дети), в течение всего учебного года, на уровне
тенденций, показывает менее интенсивное возбуждение и напряжение
(ВНС).
Дисперсионный анализ по
показывая тенденциозные разницы различий вегетативной напряжен-
ности, подтверждает вышеуказанные приоритеты. Первая группа де-
тей обладает большей дисперсией, при более умеренном индексе на-
пряжения, что на наш взгляд обусловлено разноплановостью в абсо-
лютном (более динамичном) вегетативном статусе исследуемых нами,
одаренных детей - детей неординарных, в том числе и со стороны ве-
гетативного
обеспечения функционального
В условиях клиноортостатической пробы, повторяя вышеука-
занные приоритеты, дети одаренные, на уровне тенденций проявили
лучшие показатели вегетативной реактивности. Детей одаренных на-
ходящихся
в состоянии эйтонии и
-52%, тогда как в группе контроля – 48%; гиперсимпатическую реак-
тивность (ВНС) показали 45% одаренных и 46% контрольных детей.
При внутригрупповом сравнительном анализе исходного вегетативного тонуса в дифференциации профессиональной ориентации одаренности, выявили следующие закономерности:
1. Напряжение вегетативного тонуса детей художественно-эстетической профессиональной направленности находится в зоне устойчивого вегетативного равновесия «эйтонии» (M± m =114,7±11,09), в отличии от детей с направленностью практической при ( p<0,001) и познавательной деятельности ( при p<0,05), напряжение вегетативной системы у которых находится в зоне умеренного и выраженного симпатического тонуса.
2. Дети
художественно- эстетической
Факторный
анализ степени вегетативной реактивности
в условиях клиноортостатической пробы
одаренных детей и детей
Корреляционные связи фактора одаренности (при n=1056) с по-
лом (r=0,21;р=0,01) показывают, что этот фактор, на данном этапе,
более выражен у девочек нежели у мальчиков; с профориентацией
(r=0,20;р=0,01) подтверждает приоритет художественности; с классом
(r=-0,25;р=0,01) показывает, что в первом и во втором классе детей
одаренных несколько больше- чем в третьем. Обнаружена значимая
положительная
обусловленность фактора
сом напряжения (r=0,13; n=1056;р=0,01), что подтверждает предше-
ствующие выводы.