Функциональная адаптация младших школьников соаременного образования с учетом фактора одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

Исследования функциональной адаптации сердечно-сосудистой
системы проводилось на базе средней школы №13, наблюдались 132
ученика 1-3 классов. Из общей группы наблюдения выявлено 9 %
учеников обладающих исключительными качествами (т.е одаренных),
из них 67% детей с художественно-эстетической направленностью,
25% с практической направленностью и 8% с познавательной на-
правленностью.

Работа содержит 1 файл

АДАПТАЦИЯ одаренных.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

      ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ

      ШКОЛЬНИКОВ  СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      С УЧЕТОМ ФАКТОРА ОДАРЕННОСТИ

      Исследования  функциональной адаптации сердечно-сосудистой

      системы проводилось на базе средней школы  №13, наблюдались 132

      ученика 1-3 классов. Из общей группы наблюдения выявлено 9 %

      учеников  обладающих исключительными качествами (т.е одаренных),

      из  них 67% детей с художественно-эстетической направленностью,

      25% с практической направленностью  и 8% с познавательной на-

      правленностью. Обучение данной группы проводилось по образова-

      тельным программам: с углубленным изучением  предметов «художе-

      ственно-эстетического  цикла»-(I), Занкова Л.В.-(II) и программа  «Со-

      общество» -(III).). В течение учебного года, восьмикратно, в начале и

      конце каждой четверти проводилась съемка параметров кардиоинтер-

      валографии (КИГ) в стандартных условиях( условия  покоя), в трех

      стандартных отведениях, на приборе «Кардиоэксперт-1»  с после-

      дующим  линейнографическим и статистическим анализом.

      133

      Освоение  учебного плана наблюдаемыми школьниками связано

      со  значительной перестройкой вегетативных показателей, отражаю-

      щих реакцию организма на учебную  нагрузку. Установлено, что под

      влиянием  учебной нагрузки, средние значения индекса напряже-

      ния(ИН) в первом классе составили (156,2±4,04); во втором классе

      (136,5±  4,26). Принимая за стандарт параметры  эйтонии - (ИН)=51-

      119 у.е ; проявилась картина преобладания  напряжения вегетативно-

      го  тонуса над максимальным значением  нормы, по среднегрупповым,

      среднегодовым показателям у первоклассников  на 31 % , у второ-

      классников  на 14 %. Между осмотрами по (ИН) различия не значимы

      как в первом так и во втором классе, а между классами существуют

      статистически значимая разница (F=11,97; сс=1/1055; р=0,006). Коле-

      бания (ИН) у первоклассников в сравнении  с второклассниками бо-

      лее интенсивны, от начала к концу четверти, и испытывают некоторое

      повышение от начала к концу учебного года; отражая, менее устойчи-

      вую работу регуляторных механизмов деятельности сердца; и на фо-

      не  напряжения кратковременной адаптации, формирование положи-

      тельного  стереотипа долговременной адаптации  этих же школьников

      на  втором году обучения. Во второмклассе, средний показатель (ИН)

      снизился  на 12,7%, что свидетельствует, по нашему мнению, о сни-

      жении напряжения функционирования сердечно-сосудистой системы,

      хотя  параметр остается в зоне выраженного  симпатического тонуса;

      согласуясь  с данными, что регуляция хронотропной функции сердца

      у младших школьников на уроках в течение  учебного года осуществ-

      ляется  с высокой активностью симпатоадреналовой системы и цен-

      тральных  механизмов. Степень напряжения адаптационных  механиз-

      мов снижается от первого к третьему классу. Снижение напряжения

      функциональных  систем, о чем говорит динамика статистических па-

      раметров  сердечного ритма, свидетельствует о долговременной адап-

      тации (А) учащихся младших классов к  учебной нагрузке. Регуляция

      сердечного  ритма у исследуемой группы, по среднегодовым показате-

      лям у первоклассников находится  на границе напряжения и перена-

      пряжения (А); во втором и третьем классе в зоне средних параметров

      напряжения (А).

      Динамику  ИН у детей, занимающихся по системе I («художест-

      венно-эстетическое развитие» изначально разработанную  как здо-

      ровье сберегающую__________), следует считать благоприятной, т.к. его среднее

      134

      значение снижается от начала учебного года и затем стабилизируется

      на  всем протяжении обучения в 1-3 классов.

      Одаренные дети в совокупности отличаются в  более выгодную

      сторону, по анализируемой переменной (ИН) (M± m =163,8±13,33),

      на  уровне устойчивой тенденции, от остальных детей- детей кон-

      трольной  группы (M± m =170,6 ±4,38); индекс напряжения детей

      одаренных, находится в более близком  отношении к эйтонии. Также

      прослеживается  разница, на уровне тенденций, в вегетативной обес-

      печенности  между мальчиками и девочками  внутри групп. Характер-

      но, что если в группе одаренных детей  вегетативная напряженность

      более высокая у мальчиков, то в контрольной  группе она выше у де-

      вочек.

      Отсюда  можно предположить, что дети одаренные, осваивают

      предлагаемую  учебную программу с меньшими энергетическими за-

      тратами и с меньшим вегетативным напряжением. Динамичность

      процесса  напряжения вегетативной нервной системы (ВНС) у детей

      одаренных и у остальных детей протекает  параллельно. Однако пер-

      вая группа ( одаренные дети), в течение всего учебного года, на уровне

      тенденций, показывает менее интенсивное возбуждение  и напряжение

      (ВНС). Дисперсионный анализ по факторам  одаренности и осмотрам,

      показывая тенденциозные разницы различий вегетативной напряжен-

      ности, подтверждает вышеуказанные приоритеты. Первая группа де-

      тей обладает большей дисперсией, при  более умеренном индексе на-

      пряжения, что на наш взгляд обусловлено  разноплановостью в абсо-

      лютном (более динамичном) вегетативном статусе  исследуемых нами,

      одаренных детей - детей неординарных, в том  числе и со стороны ве-

      гетативного обеспечения функционального состояния.

      В условиях клиноортостатической пробы, повторяя вышеука-

      занные  приоритеты, дети одаренные, на уровне тенденций проявили

      лучшие  показатели вегетативной реактивности. Детей одаренных на-

      ходящихся в состоянии эйтонии и умеренного симпатического тонуса

      -52%, тогда как в группе контроля  – 48%; гиперсимпатическую реак-

      тивность (ВНС) показали 45% одаренных и 46% контрольных  детей.

      При внутригрупповом сравнительном анализе исходного вегетативного тонуса в дифференциации профессиональной ориентации одаренности, выявили следующие закономерности:

1. Напряжение вегетативного тонуса детей художественно-эстетической профессиональной направленности находится в зоне устойчивого вегетативного равновесия «эйтонии» (M± m =114,7±11,09), в отличии от детей с направленностью практической при ( p<0,001) и познавательной деятельности ( при p<0,05), напряжение вегетативной системы у которых находится в зоне умеренного и выраженного симпатического тонуса.

2. Дети  художественно- эстетической профессиональной  направленности имеют состояние  эйтонии, в достоверном отличии  при ( p<0,01) от детей контрольной группы, чей исходный вегетативный тонус в среднем находится в состоянии более высокой степени симпатизации.

      Факторный анализ степени вегетативной реактивности в условиях клиноортостатической пробы  одаренных детей и детей контрольной  группы, предполагает вывод, что степень  устойчивости ВНС на контрольный тест у детей художественно- эстетической профессиональной направленности находится в более благоприятном приоритете относительно других профессиональных групп и группы контроля. Объективно представлено, что гиперсимпатическая реактивность проявляется только у 31,3% детей художественно- эстетической направленности, в отличии от других, а эйтоническая и симпатическая реактивность у 59,4%.

      Корреляционные  связи фактора одаренности (при n=1056) с по-

      лом (r=0,21;р=0,01) показывают, что этот фактор, на данном этапе,

      более выражен у девочек нежели у мальчиков; с профориентацией

      (r=0,20;р=0,01) подтверждает приоритет художественности; с классом

      (r=-0,25;р=0,01) показывает, что в первом и  во втором классе детей

      одаренных несколько больше- чем в третьем. Обнаружена значимая

      положительная обусловленность фактора профориентации с индек-

      сом напряжения (r=0,13; n=1056;р=0,01), что подтверждает предше-

      ствующие  выводы.

Информация о работе Функциональная адаптация младших школьников соаременного образования с учетом фактора одаренности