Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….
Приложение № 3…………………………………………………………………….
Перед детьми на подносах 6–8 разных формочек. Дефектолог предлагает им сделать 2–3 различные башни. Каждый выбирает себе ту формочку, из которой у него будет
сделана башня.
Игра проводится в форме соревнования.
Дефектолог: «Молодцы, вы так быстро все сделали!»
8. Свободная конструктивная деятельность детей и развитие речи.
Дефектолог:
«Ребята, вы столько всего
вы будете делать? А я кое-что нарисую, чтобы вам было легче выбирать».
Дефектолог на доске мелом схематично рисует дом, машину, человечка и т. д.
Ответы детей.
Далее дефектолог рисует ЛЕГО-формочки.
Дефектолог: «Подумайте, какие детали вы будете выбирать».
Затем дефектолог
рисует человечка, который
Дефектолог: «Ребята, подумайте, что вы будете делать сначала, что потом?»
Ответы детей.
Дети строят под музыку.
9. Итог.
Дефектолог: «Ребята, мамы так обрадуются, когда вы подарите фотографии таких красивых построек, и мамы будут вами гордиться. Сфотографируем их на память. А дома
вы нарисуете свои постройки и ярко раскрасите их фломастерами. Договорились?»
Занятие 5.
Продолжение темы «Формочки»
Цель: продолжить знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-
словаря. Вырабатывать навык различения деталей в коробке и их классификации. Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога и формировать у детей навык задания инструкции друг другу.
Оборудование: ЛЕГО-формочки из наборов, чудесный мешочек, листы бумаги, фломастеры, коробка, в которой в песке помещены формочки ЛЕГО.
Ход занятия:
1. Организующий момент.
Дефектолог:
«Ребята, мы сегодня снова
формочки ЛЕГО. Нужно потрогать их пальчиками и угадать, что там находится, а потом достать. Достав формочку, назовите, какого она цвета».
2. Ориентировка в формочках.
Игра «Найди такую же деталь»
Дефектолог и дети сидят за столом. Перед каждым поднос с одинаковым количеством формочек.
Дефектолог объясняет, что ЛЕГО-друг сегодня одел очень красивые (ботинки, шляпку и т.д.), и просит: «Назовите, какого они цвета, а теперь найдите такие же детали у себя
на подносе». Дети находят и называют. Используется хоровое проговаривание.
Оценка деятельности детей.
Дефектолог:
«Какие вы молодцы! Вы с
3. Закрепление знания вариантов скреплений формочек.
Игра «Скреплялки»
Дефектолог и дети сидят на ковре, перед ними разные формочки.
Дефектолог: «Глазки закрыли, а теперь правой ручкой найдите любую формочку, то же – левой рукой. Соедините две формочки. На что похоже? (Ответы детей.) А как еще
можно скрепить? А теперь на что похоже? А как нельзя скрепить две формочки? А еще как нельзя скрепить?»
У каждого ребенка свои формочки. Дефектологу необходимо обращать внимание детей на то, что у каждого получаются разные постройки.
4. Графические упражнения.
Дефектолог: «А теперь откройте глазки и навострите ушки. ЛЕГО-друг приготовил для вас очень трудное задание.
Нужно, чтобы
вы нарисовали ту формочку, которая
вам больше всего понравилась.
Молодцы, вы сделали такие
5. Классификация.
Каждый
ребенок достает из «
Дефектолог: «ЛЕГО-ДРУГ предлагает вам узнать, кто самый быстрый и самый внимательный. Нужно быстро найти все остальные формочки, к тем, которые у вас в руках».
В конце
дефектолог оценивает
6. Выполнение словесных инструкций.
Игра «Послушай и сделай»
Дети сидят за столом. Перед каждым поднос с одинаковым набором формочек.
Дефектолог:
«ЛЕГО-друг придумал для вас
очень интересное задание, но
оно очень трудное. Чтобы его
выполнить, нужно хорошо
правой ручкой “сапожок”, а левой – “окошко” и скрепите их.
Молодцы!
А теперь разберите. Возьмите
правой ручкой “овал с
Дефектолог дает те названия, которые выбрали дети.
Потом дети дают задание друг другу.
7. Свободная конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО и развитие речи.
Дефектолог: «ЛЕГО-друг хочет, чтобы вы сделали красивые домики для его друзей».
Дефектолог раздает детям ЛЕГО-человечков, а потом на доске мелом схематично рисует дома разных видов.
Дефектолог: «Кто какой домик выбрал?»
Далее дефектолог рисует ЛЕГО-формочки.
Дефектолог:
«Подумайте, какие детали вы будете
выбирать». Затем дефектолог
Дефектолог: «Ребята, подумайте, что вы будете делать сначала, что потом?»
Ответы детей. Дети строят под музыку.
После того
как выполнена постройка-дом,
дефектолог просит детей
8. Итог.
Дефектолог:
«Ребята, у вас получились
Я постройку нашу
Красками раскрашу!»
Занятие 6.
Формочки и кирпичики
Цель: продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на формочки и кирпичики, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык различения деталей в коробке и их классификации. Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога и формировать у детей навык задания инструкций друг другу.
Оборудование: ЛЕГО-формочки из наборов, карточки с пунктирным изображением формочек.
Ход занятия:
1. Организующий момент.
Перед детьми
стоят все детали ЛЕГО: кирпичики
и формочки. Дефектолог просит
детей быстро вспомнить, как
называются эти детали и
2. Задание на закрепление знаний о деталях.
Игра «Чудесный мешочек»
Дефектолог просит детей пальчиками угадать деталь, назвать ее, и сказать – это кирпичик или формочка.
3. Игра на развитие ориентировки в деталях ЛЕГО
Проводится на ковре. Дефектолог: «ЛЕГО-друг приготовил для вас задание. Ребята, быстро найдите деталь, которую я назову (которую я покажу). Кто самый первый?!
Раз, два, три!
Посмотри
И детали отбери».
Таким образом, находятся разные кирпичики и формочки.
4. Графические упражнения.
Дефектолог:
«Глазки закрыли, глазки открыли!
Где-то тут формочки яркие были?
Точку за точкой u1084 мы с вами пройдём,
Формочку мы на рисунке найдём!
ЛЕГО-друг
приготовил для вас очень
А теперь – еще одно задание ЛЕГО-друга: нужно, чтобы вы аккуратно нарисовали кирпичик или формочку и закрасили детали».
В конце
опрос детей: кто что
5. Классификация.
Дефектолог делит детей на 2 команды: мальчиков и девочек.
Дефектолог: «ЛЕГО-друг хочет узнать, кто самый внимательный. Девочки должны построить башню из кирпичиков, а мальчики – из формочек».
В конце все вместе сравнивают башни по высоте, по устойчивости. Необходимо отметить, что обе башни очень красивые, но у мальчиков башня веселая, а у девочек – серьезная. Или наоборот…
6. Уяснение пространственных отношений.
Дефектолог
показывает две детали и
Опрос детей. Дефектолог спрашивает, что может быть высоким, широким.
Сделал мальчик Сашенька
Высокую башенку.
Сделала Светочка
Длинную веточку!
7. Выполнение словесных инструкций.
Игра «Послушай и сделай»
Проводится по аналогии с игрой в занятии 5. Дети и дефектолог сидят на ковре перед деталями ЛЕГО. Сначала дает задания дефектолог, а потом дети дают задания друг
другу.
8. Свободная конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО и развитие речи.
Дефектолог:
«Давайте сделаем ЛЕГО-другу
Дефектолог на доске мелом схематично рисует дома, машины, башни и т.д.
Дефектолог: «Что вы будете делать?»
Далее дефектолог
рисует ЛЕГО-формочки и
Дефектолог: «Подумайте, какие детали вы будете выбирать?»
Затем дефектолог
рисует человечка, который
Дефектолог: «Ребята, подумайте, что вы будете делать сначала? Что потом?»
Ответы детей. Дети строят по музыку.
После того
как выполнены постройки,
9. Итог.
Дефектолог:
«Ребята, у вас получились
стройки».