Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….
Приложение № 3…………………………………………………………………….
Проводится перед коробкой с деталями ЛЕГО.
Дефектолог: «ЛЕГО-ДРУГ приготовил для вас задание. Ребята, закройте глазки, а теперь откройте. Посмотрите, какой кирпичик я нашел, назовите его. А теперь найдите его
вы. Кто самый первый?!»
Таким образом находятся разные кирпичики.
5. Графические упражнения.
Дефектолог: «Ребята, глазки закрыли, а теперь открыли. ЛЕГО-друг приготовил для вас очень трудное задание.
Нужно, чтобы вы аккуратно соединили точки и угадали, что получилось».
Детям раздаются
карточки, на которых нарисованы
пунктирные изображения ЛЕГО-
В конце упражнения дефектолог просит детей сказать, что у них получилось.
Ответы детей.
6. Знакомство с вариантами скреплений ЛЕГО-кирпичиков.
Игра «Скреплялки»
Дети и дефектолог сидят на ковре; перед ними разные детали ЛЕГО.
Дефектолог: «Слушайте мое задание. Возьмите правой рукой один кирпичик 2х2. А теперь левой рукой – еще один кирпичик 2х2. Какие вы молодцы! А теперь соедините
их. Получилось? Крепко ли держатся ваши кирпичики? А теперь подумайте, как еще можно скрепить два кирпичика 2х2 и 2х2, 2х4 и 2х4, 2х2 и 2х4 и т.д.
Думай, думай голова,
Как скрепить нам два на два?
Лучше многих во всём мире
Я скреплю два на четыре!
В процессе скреплений, которые дети пробуют сами, нужно уточнить, какие скрепления будут самыми прочными, а какие не очень прочными. Педагог показывает те варианты скреплений, которые дети не смогли сами понять. Обязательно обращает внимание на то, что ребенком сам сделал открытие – вариант скрепления.
7. Уточнение вариантов невозможных скреплений.
Игра «Нескреплялки»
Принцип,
как и в игре «Скреплялки»,
т.е. дети сами показывают
Дефектолог показывает те варианты, которые дети не смогли сами понять. Обязательно обращает внимание (похвала) на то, что ребенком сам сделал открытие – нашел вариант невозможного скрепления.
Я кручу и верчу,
Скреплять плохо не хочу!
Я нашёл, нашёл, нашёл,
Как мне сделать хорошо!
8. Графические упражнения.
ЛЕГО-друг предлагает детям выбрать какой-нибудь ЛЕГО-кирпичик и нарисовать его, со всеми его кнопочками, а потом раскрасить.
Я такой художник-мастер!
Крась кирпичики, фломастер!
9. Свободная конструктивная деятельность детей и развитие речи.
Дефектолог: «Ребята, вам понравилось путешествовать по стране ЛЕГО? Давайте сделаем для ЛЕГО-друга подарки. Подумайте, что вы будете делать?»
Дефектолог на доске мелом схематично рисует: дом, башню, лестницу и т. д.
Ответы детей.
Далее дефектолог рисует ЛЕГО-кирпичики.
Дефектолог: «Подумайте, какие детали вы будете выбирать».
Ответы детей.
Дети строят под музыку.
10. Итог.
Дефектолог:
«Ребята, у вас получились
наши постройки ЛЕГО-другу и сфотографируем их на память. А дома вы нарисуете свои постройки».
Занятие 3.
Продолжение темы «Кирпичики»
Цель: продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык различения деталей в коробке и их классификации. Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога и формировать у детей навык задания инструкции друг другу.
Оборудование: ЛЕГО-кирпичики из наборов. Карточки с нарисованным контуром ЛЕГО-кирпичиков, фломастеры с толстым стержнем желтого, красного, синего
цветов.
Ход занятия:
1. Организующий момент.
Дефектолог: «Ребята, мы сегодня снова будем путешествовать по ЛЕГО-стране вместе с ЛЕГО-другом. Но чтобы туда попасть, надо выполнить задание: поиграть в игру
«Чудесный мешочек».
Игра «Чудесный мешочек»
Дефектолог: «Найдите кирпичик 2х2, (2х4, 2х6). А теперь скажите, какого он цвета».
Достав кирпичик, ребенок указывает, какого он цвета.
Из мешочка мы достали
Очень яркие детали!
2. Развитие ориентировки в деталях ЛЕГО.
Проводится на ковре.
Дефектолог: «ЛЕГО-друг приготовил для вас задание. Ребята, быстро найдите кирпичик 2х2, 2х4 и т.д. Кто самый первый?!»
Таким образом
находятся разные кирпичики.
Показ новых скреплений.
3. Повтор вариантов скреплений ЛЕГО-кирпичиков.
Игра «Скреплялки»
Дети и дефектолог сидят на ковре; перед ними разные детали ЛЕГО.
Дефектолог: «Сейчас будем выполнять очень интересное и полезное задание. Возьмите правой рукой один кирпичик 2х2. А теперь левой рукой – еще один кирпичик
2х4. Какие вы молодцы! А теперь соедините их. Получилось? Крепко ли держатся ваши кирпичики? А теперь подумайте, как еще можно скрепить два кирпичика».
Далее разбираются возможные варианты скреплений кирпичиков: 2х2 и 2х6; 2х4 и 2х6, и т.д.
4. Задание на классификацию.
Проводится по аналогии, как при классификации деталей по цветам. Только теперь дети должны построить башни (стены, лестницы и т.д.) из кирпичиков ЛЕГО.
Дефектолог:
«Ребята, сейчас мы с вами
построим башни для ЛЕГО-друга»
Дети разыгрывают кирпичики и строят башни.
Башни очень высоки,
И красивы, и крепки!
5. Задание на развитие памяти.
Педагог:
«ЛЕГО-друг тоже собрал для
вас красивую башню. Давайте
внимательно посмотрим, из
выполняют ее по памяти. Демонстрируемая башня состоит из кирпичиков двух разных размеров и двух различных цветов. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 красного цвета, 2х4
желтого цвета, 2х2 желтого цвета.
6. Графические упражнения.
ЛЕГО-друг предлагает самостоятельно нарисовать любой кирпичик.
7. Свободная конструктивная деятельность детей и развитие речи.
Дефектолог:
«Ребята, как же хорошо и
полезно путешествовать по
вы будете делать? Выберите из того, что я нарисую».
Дефектолог на доске мелом схематично рисует дом, башню, лестницу и т.д.
Ответы детей.
Далее дефектолог
рисует ЛЕГО-кирпичики.
Ответы детей. Дети строят под музыку.
8. Итог.
Дефектолог:
«Ребята, вы уже так хорошо
строите постройки из
память. А дома вы нарисуете свои постройки и покажете рисунки родителям, а потом принесете для нашего музея:
А там – картина не одна.
В музее – целая страна!»
Занятие 4.
Формочки
Цель: продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык различения деталей в коробке и их классификации. Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога и формировать у детей навык задания инструкции друг другу.
Оборудование: ЛЕГО-кирпичики из наборов. Карточки с нарисованным контуром ЛЕГО-формочек, фломастеры с толстым стержнем желтого, красного, синего цветов.
Ход занятия:
1. Организующий момент.
Дефектолог: «Ребята мы сегодня снова будем путешествовать по стране ЛЕГО вместе с ЛЕГО-другом. Сначала мы повторим кирпичики и поиграем в игру «Под платоч-
ком».
Игра «Под платочком»
Дефектолог просит детей найти кирпичик, назвать его и только после этого достать.
Дети: «Я нашел кирпичик 2х2» и т.д.
2. Постановка цели занятия.
Дефектолог:
«Хорошо в волшебной стране! ЛЕГО-друг
снова дал нам веселое задание:
от друга. (На фланелеграфе изображения круга, треугольника, овала.) А теперь подумайте и скажите, что может быть круглым, что может быть овальным, что может быть треугольным».
Ответы детей.
Расскажи-ка, ЛЕГО-друг,
А подсолнух, правда круг?
Вот ромашку я сорвал.
Лепесточки – как овал.
Лист бумаги я сложил…
В нем ведь треугольник жил!
3. Знакомство с формочками.
Дефектолог и дети сидят перед разными по форме формочками ЛЕГО.
Дефектолог:
«Дети, перед вами новые
Они одинаковые? (Ответы детей.) Подумайте, чем они отличаются? (Ответы детей.) Их можно назвать «формочками».
Но эти формочки все разные. Давайте придумаем им имена».
Дети выбирают детали ЛЕГО и придумывают им имена.
4. Задание на ориентировку в деталях.
Игра проводится на ковре.
Дефектолог: «ЛЕГО-друг приготовил для вас задание.
Ребята, быстро найдите ту формочку, какую я покажу (какую я назову). Кто самый первый?!»
Таким
образом, находятся разные
Дефектолог: «А теперь вы, ребята, дайте задания друг
другу».
Один ребенок называет формочку, а все остальные находят.
Ну-ка, миленький дружок,
Отыщи мне «сапожок»!
Ну-ка, без подсказки,
Отыщи мне «глазки»!
5. Графические упражнения.
Дефектолог: «Ребята, закройте глазки, а теперь откройте. ЛЕГО-ДРУГ приготовил для вас очень трудное, но очень интересное задание. Нужно, чтобы вы аккуратно соединили точки и угадали, что получилось».
Детям раздаются карточки, на которых нарисовано пунктирное изображение одной из ЛЕГО-формочек.
В конце упражнения дефектолог просит детей сказать, что у них получилось. Ответы детей.
Вот стала формочка живая.
Ее я смело называю!
6. Знакомство с вариантами скреплений.
Игра «Скреплялки»
Дети и дефектолог сидят на ковре; перед ними разные детали ЛЕГО.
Дефектолог: «Хороши формочки, но еще лучше постройки, которые можно из них сделать! Но для этого нужно детали скрепить. Слушайте мое задание. Возьмите правой
рукой сапожок, а левой – овал. Какие вы молодцы! А теперь соедините их. Получилось? Подумайте, а как можно еще скрепить две эти детали? На что похоже?»
Ответы детей.
В процессе скреплений, которые дети пробуют сами, следует уточнить, какие скрепления будут самыми прочными, а какие не очень прочными. Дефектолог показывает те варианты скреплений, которые дети не смогли сами понять.
Обязательно обращается внимание на то, что ребенок сам сделал открытие – нашел вариант скрепления.
7. Классификация.