Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (с помощью ЛЕГО технологий)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….

Приложение № 3…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Экспериментальная работа Формирование навыков конструктивно-игро.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

     Проводится  перед коробкой с деталями  ЛЕГО.

    Дефектолог: «ЛЕГО-ДРУГ  приготовил для вас задание. Ребята, закройте глазки, а теперь откройте. Посмотрите, какой кирпичик я нашел, назовите его. А теперь найдите его

вы. Кто самый первый?!»

     Таким образом  находятся разные кирпичики.

 

     5. Графические упражнения.

     Дефектолог: «Ребята, глазки закрыли, а теперь открыли. ЛЕГО-друг приготовил для вас очень трудное задание.

     Нужно, чтобы  вы аккуратно соединили точки  и угадали, что получилось».

     Детям раздаются  карточки, на которых нарисованы  пунктирные изображения ЛЕГО-кирпичиков.

     В конце упражнения дефектолог просит детей сказать, что у них получилось.

Ответы детей.

 

     6. Знакомство с вариантами скреплений ЛЕГО-кирпичиков.

     Игра «Скреплялки»

     Дети и  дефектолог сидят на ковре;  перед ними разные детали ЛЕГО.

     Дефектолог: «Слушайте мое задание. Возьмите правой рукой один кирпичик 2х2. А теперь левой рукой – еще один кирпичик 2х2. Какие вы молодцы! А теперь соедините

их. Получилось? Крепко ли держатся ваши кирпичики? А теперь подумайте, как еще можно скрепить два  кирпичика 2х2 и 2х2, 2х4 и 2х4, 2х2 и 2х4 и т.д.

Думай, думай  голова,

Как скрепить нам два на два?

Лучше многих во всём мире

Я скреплю  два на четыре!

     В процессе  скреплений, которые дети пробуют  сами, нужно уточнить, какие скрепления  будут самыми прочными, а какие не очень прочными. Педагог показывает те варианты скреплений, которые дети не смогли сами понять. Обязательно обращает внимание на то, что ребенком сам сделал открытие – вариант скрепления.

 

     7. Уточнение вариантов невозможных скреплений.

     Игра «Нескреплялки»

     Принцип,  как и в игре «Скреплялки», т.е. дети сами показывают варианты  невозможных и ненадежных скреплений  дефектологу или ЛЕГО-другу. Как  всегда, задание лучше выполнять  в игровой форме. Например, дефектолог  говорит, что мышка очень хочет сделать крепкий домик, но она знает, как можно скреплять детали, а как нельзя скреплять —не знает. А ведь если скрепить, как нельзя, домик может развалиться».

     Дефектолог  показывает те варианты, которые  дети не смогли сами понять. Обязательно обращает внимание (похвала) на то, что ребенком сам сделал открытие – нашел вариант невозможного скрепления.

Я кручу и  верчу,

Скреплять плохо  не хочу!

Я нашёл, нашёл, нашёл,

Как мне сделать  хорошо!

 

     8. Графические упражнения.

     ЛЕГО-друг  предлагает детям выбрать какой-нибудь ЛЕГО-кирпичик и нарисовать его, со всеми его кнопочками, а потом раскрасить.

Я такой художник-мастер!

Крась кирпичики, фломастер!

 

     9. Свободная конструктивная деятельность детей и развитие речи.

     Дефектолог: «Ребята, вам понравилось путешествовать по стране ЛЕГО? Давайте сделаем для ЛЕГО-друга подарки. Подумайте, что вы будете делать?»

     Дефектолог  на доске мелом схематично  рисует: дом, башню, лестницу и  т. д.

     Ответы  детей.

     Далее дефектолог  рисует ЛЕГО-кирпичики.

     Дефектолог: «Подумайте, какие детали вы будете  выбирать».

     Ответы  детей.

     Дети строят  под музыку.

 

     10. Итог.

     Дефектолог: «Ребята, у вас получились такие  красивые постройки! Вот что  значит быть внимательными на  занятиях и делать все правильно, с душой! Давайте мы подарим

наши постройки ЛЕГО-другу  и сфотографируем их на память. А  дома вы нарисуете свои постройки».

 

Занятие 3.

Продолжение темы «Кирпичики»

 

     Цель: продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык различения деталей в коробке и их классификации.    Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога и формировать у детей навык задания инструкции друг другу.

 

     Оборудование: ЛЕГО-кирпичики из наборов. Карточки с нарисованным контуром ЛЕГО-кирпичиков, фломастеры с толстым стержнем желтого, красного, синего

цветов.

 

     Ход занятия:

     1. Организующий момент.

      Дефектолог: «Ребята, мы сегодня снова будем путешествовать по ЛЕГО-стране вместе с ЛЕГО-другом. Но чтобы туда попасть, надо выполнить задание: поиграть в игру

«Чудесный мешочек».

     Игра «Чудесный мешочек»

     Дефектолог: «Найдите кирпичик 2х2, (2х4, 2х6). А теперь  скажите, какого он цвета».

Достав кирпичик, ребенок  указывает, какого он цвета.

Из мешочка  мы достали

Очень яркие  детали!

 

     2. Развитие ориентировки в деталях ЛЕГО.

     Проводится  на ковре.

     Дефектолог: «ЛЕГО-друг приготовил для вас  задание. Ребята, быстро найдите кирпичик 2х2, 2х4 и т.д. Кто самый первый?!»

     Таким образом  находятся разные кирпичики. Дефектолог  просит 1–2 детей дать задания  другим ученикам.

     Показ новых  скреплений.

 

     3. Повтор вариантов скреплений ЛЕГО-кирпичиков.

     Игра «Скреплялки»

     Дети и  дефектолог сидят на ковре;  перед ними разные детали ЛЕГО.

Дефектолог: «Сейчас будем  выполнять очень интересное и  полезное задание. Возьмите правой рукой  один кирпичик 2х2. А теперь левой  рукой – еще один кирпичик

2х4. Какие вы молодцы!  А теперь соедините их. Получилось? Крепко ли держатся ваши кирпичики? А теперь подумайте, как еще можно скрепить два кирпичика».

     Далее разбираются  возможные варианты скреплений  кирпичиков: 2х2 и 2х6; 2х4 и 2х6, и т.д.

 

     4. Задание на классификацию.

      Проводится  по аналогии, как при классификации  деталей по цветам. Только теперь  дети должны построить башни  (стены, лестницы и т.д.) из кирпичиков  ЛЕГО.

      Дефектолог: «Ребята, сейчас мы с вами  построим башни для ЛЕГО-друга».

      Дети  разыгрывают кирпичики и строят башни.

Башни очень  высоки,

И красивы, и  крепки!

 

     5. Задание на развитие памяти.

     Педагог:  «ЛЕГО-друг тоже собрал для  вас красивую башню. Давайте  внимательно посмотрим, из каких  кирпичиков она состоит (размер, цвет). После проговаривания дети

выполняют ее по памяти. Демонстрируемая башня состоит  из кирпичиков двух разных размеров и  двух различных цветов. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 красного цвета, 2х4

желтого цвета, 2х2 желтого  цвета.

 

     6. Графические упражнения.

     ЛЕГО-друг предлагает самостоятельно нарисовать любой кирпичик.

 

     7. Свободная конструктивная деятельность детей и развитие речи.

     Дефектолог: «Ребята, как же хорошо и  полезно путешествовать по ЛЕГО-стране! Спасибо за это ЛЕГО-другу!  Давайте, сделаем для ЛЕГО-друга подарки. Подумайте, что

вы будете делать? Выберите из того, что я нарисую».

     Дефектолог  на доске мелом схематично  рисует дом, башню, лестницу  и т.д.

     Ответы  детей.

     Далее дефектолог  рисует ЛЕГО-кирпичики. Дефектолог: «Подумайте, какие детали вы будете выбирать».

     Ответы  детей. Дети строят под музыку.

 

     8. Итог.

     Дефектолог: «Ребята, вы уже так хорошо  строите постройки из кирпичиков! Какие они красивые и прочные!  Давайте мы подарим их ЛЕГО-другу  и сфотографируем их на

память. А дома вы нарисуете  свои постройки и покажете рисунки  родителям, а потом принесете  для нашего музея:

А там –  картина не одна.

В музее –  целая страна!»

 

     Занятие 4.

     Формочки

 

     Цель: продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на формочки, и вариантами их скреплений. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык различения деталей в коробке и их классификации.      Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога и формировать у детей навык задания инструкции друг другу.

 

     Оборудование: ЛЕГО-кирпичики из наборов. Карточки с нарисованным контуром ЛЕГО-формочек, фломастеры с толстым стержнем желтого, красного, синего цветов.

 

     Ход занятия:

     1. Организующий момент.

     Дефектолог: «Ребята мы сегодня снова будем путешествовать по стране ЛЕГО вместе с ЛЕГО-другом. Сначала мы повторим кирпичики и поиграем в игру «Под платоч-

ком».

     Игра «Под платочком»

     Дефектолог  просит детей найти кирпичик, назвать его и только после  этого достать.

     Дети: «Я  нашел кирпичик 2х2» и т.д.

 

     2. Постановка цели занятия.

     Дефектолог: «Хорошо в волшебной стране! ЛЕГО-друг  снова дал нам веселое задание:  изучить новые фигуры, как они  называются и чем отличаются  от кирпичиков и друг

от друга. (На фланелеграфе изображения круга, треугольника, овала.) А теперь подумайте и скажите, что может быть круглым, что может быть овальным, что может быть треугольным».

     Ответы  детей.

Расскажи-ка, ЛЕГО-друг,

А подсолнух, правда круг?

Вот ромашку  я сорвал.

Лепесточки  – как овал.

Лист бумаги я сложил…

В нем ведь треугольник жил!

 

     3. Знакомство с формочками.

     Дефектолог  и дети сидят перед разными  по форме формочками ЛЕГО.

     Дефектолог: «Дети, перед вами новые детали  ЛЕГО.

     Они одинаковые? (Ответы детей.) Подумайте, чем они отличаются? (Ответы детей.) Их можно назвать «формочками».

     Но эти  формочки все разные. Давайте  придумаем им имена».

     Дети выбирают  детали ЛЕГО и придумывают  им имена.

 

     4. Задание на ориентировку в деталях.

     Игра проводится на ковре.

    Дефектолог: «ЛЕГО-друг  приготовил для вас задание.

Ребята, быстро найдите  ту формочку, какую я покажу (какую  я назову). Кто самый первый?!»

      Таким  образом, находятся разные формочки.

    Дефектолог: «А  теперь вы, ребята, дайте задания друг

другу».

    Один ребенок  называет формочку, а все остальные  находят.

Ну-ка, миленький  дружок,

Отыщи мне  «сапожок»!

Ну-ка, без  подсказки,

Отыщи мне  «глазки»!

 

     5. Графические упражнения.

     Дефектолог: «Ребята, закройте глазки, а теперь откройте. ЛЕГО-ДРУГ приготовил для вас очень трудное, но очень интересное задание. Нужно, чтобы вы аккуратно соединили точки и угадали, что получилось».

     Детям раздаются  карточки, на которых нарисовано  пунктирное изображение одной  из ЛЕГО-формочек.

     В конце  упражнения дефектолог просит  детей сказать, что у них  получилось. Ответы детей.

Вот стала  формочка живая.

Ее я смело  называю!

    

     6. Знакомство с вариантами скреплений.

     Игра «Скреплялки»

     Дети и  дефектолог сидят на ковре;  перед ними разные детали ЛЕГО.

     Дефектолог: «Хороши формочки, но еще лучше  постройки, которые можно из  них сделать! Но для этого  нужно детали скрепить. Слушайте  мое задание. Возьмите правой

рукой сапожок, а левой – овал. Какие вы молодцы! А теперь соедините их. Получилось?   Подумайте, а как можно еще скрепить две эти детали? На что похоже?»

    Ответы детей.

    В процессе  скреплений, которые дети пробуют  сами, следует уточнить, какие скрепления  будут самыми прочными, а какие не очень прочными. Дефектолог показывает те варианты скреплений, которые дети не смогли сами понять.

     Обязательно  обращается внимание на то, что  ребенок сам сделал открытие – нашел вариант скрепления.

 

     7. Классификация.

Информация о работе Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (с помощью ЛЕГО технологий)