Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (с помощью ЛЕГО технологий)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….

Приложение № 3…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Экспериментальная работа Формирование навыков конструктивно-игро.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

     Спец. педагог:  «Сколько всего звуков дружат?»

    Ребенок: «Два».

     Спец. педагог: «Назови 1-й звук».

     Ребенок:  «А».

     Спец. педагог:  «Назови 2-й звук».

     Ребенок:  «П».

        Далее педагог задает следующие вопросы: «Назови гласный звук». (Назови согласный звук). На каком месте стоит гласный (согласный) звук?» Ребенок отвечает, играя с человечком ЛЕГО, а не с фишками. Очень важно на самых первых этапах, когда ребенку еще очень трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», используя игрушки, человечков, которые позднее размещаются на кирпичиках ЛЕГО 2х2.     В работе при составлении схемы слова, нахождении звука в слове можно с той же эффективностью использовать человечков в сочетании с длинным кирпичиком 2х8 желтого цвета. А позднее человечка можно заменить кирпичиком 2х2 соответствующего цвета. Под картинку ребенок кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка в то место на кирпичике, где слышит звук: в начале, середине или конце слова. Когда ребенок видит перед собой ЛЕГО-человечков-звуки, с которыми он играет, трогает их, передвигает, т.е. совершает определенные манипуляции, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.

     По аналогии  можно использовать ЛЕГО при  составлении схемы предложения, очень нравится детям составлять из ЛЕГО букву и т.д.

     Используя  ЛЕГО в процессе постановки  звуков, логопед скрашивает порой  неприятные, болевые ощущения малыша, вызванные монотонностью постановки  звуков. Нужно только придумать,  как это сделать более весело и увлекательно. Например: постановка вибранта может растянуться на достаточно долгий срок. Однотипность упражнений вызова вибрации языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. Как быть? Можно предложить ребенку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой.

Например, «Королевы Красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей!» – просит логопед.

     Ребенок  уже готов помочь Королеве и согласен выполнить просьбы логопеда. Чтобы завести ее машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная, собранная им из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик.

Дети делают самые  разнообразные u1087 постройки, а впоследствии придумывают свои истории.

     Подобные  приемы направлены на формирование  интереса к обучению, снятию негативного  отношения, вызванного у детей  прошлым неудачным опытом, что  позволяет говорить о некотором  терапевтическом воздействии ЛЕГО.

     Перечислены  только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте.

     ЛЕГО можно  использовать и в процессе  занятий по теме «Ознакомление  с окружающим миром»; темы, изучаемые  при помощи конструктивно-игровой деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, проходя тему «Домашние животные», дети делают постройки: лошади и жеребенка, козы с козлятами, строят для них жилища и т. д.

Кубик ставлю на площадку.

Вот другой…  Живи, лошадка!

 

     Выполняя  постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую выполнил сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики

      Еще одно важное направление применения ЛЕГО – использование его в диагностике. Наблюдение за спонтанной и коллективной игрой как диагностический метод описывается в работах Забранной С.Д., Мастюковой Е.М., Усановой О.П.. Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между логопедом (дефектологом, воспитателем), детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка, как с нормальным психофизическим развитием, так и с отклонениями в развитии, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень его коммуникативности и т.д..

     В процессе конструктивно-игровой  деятельности педагог, опираясь  на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу,

формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию  и интерес к обучению. Это позволяет  с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием. Манипулирование с ЛЕГО-элементами также способствует сглаживанию, частичному преодолению имеющихся отклонений в психическом и речевом развитии у детей с нарушением интеллекта (а у детей с речевой патологией более эффективному коррекционному воздействию). Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности.

    Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО детей, имеющих отклонения в развитии, и детей с нормальным психофизическим развитием требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя ЛЕГО в коррекционно-развивающем и образовательном процессах (см. схему), необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям» [13].

 

Глава 2. Система работы по формированию конструктивно-игровой деятельности

(на начальном этапе) у детей с нарушением интеллекта

 

2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО


     «Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Успешное обучение зависит от умений педагога. Поэтому, прежде чем начать обучать детей и использовать                                                                                  ЛЕГО на занятиях, необходимо, чтобы педагог сам попробовал в него поиграть в ознакомительных целях минимум 3 раза по 15 минут и тщательно отработал все игровые задания и приемы перед занятиями. Отсутствие умений и навыков работы с ЛЕГО-деталями приведет к потере времени и снижению интереса на занятиях у детей.

     Педагогу  необходимо помнить о том, что  ЛЕГО-элементы позволяют создать  обилие игровых ситуаций, которые  должны в возможно большей степени использовать занимательного игрового материала и учитывать

создавшиеся внешние  обстоятельства.

      Педагогу  следует учитывать то, что нельзя  допускать отрицательных высказываний  в адрес ребенка, даже если  ему кажется, что ребенок делает или сделал что-то не так.

     Перед началом  использования ЛЕГО на занятиях  необходимо провести серии спонтанных  игр, используя ЛЕГО-элементы, так  как велико желание ребенка  (и с нормальным интеллектуальным  развитием, и с речевыми отклонениями, и имеющего умственную отсталость) потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть.

      Организуя  игру с красивым конструктором,  педагог должен помнить и о  красоте отношений: тактично вести  беседу, активно пользоваться вежливыми  словами, не стесняться извиняться и спрашивать разрешения у детей. Подобное поведение педагога будет направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к другу и к педагогу.

     В процессе  конструктивно-игровой деятельности  с ЛЕГО педагог может использовать  разнообразную систему работы:

– задания задает педагог, выполняются они детьми;

– задания формулируются  ребенком и выполняются

детьми и педагогом;

– задания задают дети друг другу;

– задания задает педагог, их выполняют родитель с ребенком» [12].

 

 

    1. Методические приемы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО

 

      Чтобы  обучение конструктивно-игровой  деятельности с ЛЕГО было в  подлинном смысле развивающим  и в дальнейшем конструктор  ЛЕГО мог использоваться на  занятиях (уроках), оно должно быть построено с учётом

особенностей мотивации  деятельности ребенка дошкольного  возраста, а также особенностей его  психического развития и имеющихся  у него нарушений.

     Используемые  методические приемы определяются, с одной стороны, психическими  особенностями, в частности мышления, дошкольников с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Преимущественно оно носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер у учеников со сниженным интеллектом, а у детей, имеющих речевую патологию, находится на начальной стадии формирования словесно-логического мышления, и является более развитым у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

     С другой  стороны, приемы определяются  уровнем развития речи детей.  У детей с умственной отсталостью  отмечается ярко выраженное недоразвитие речи, до полного ее отсутствия, вследствие недоразвития познавательных

процессов. У детей  с речевой патологией речевое  нарушение является первичным и  может вызывать нарушения как  в звукопроизношении, так и в  лексико-грамматических компонентах языка. Это нарушает коммуникацию. Дети с нормальным интеллектуальным развитием не испытывают подобных проблем, но в программе детского сада с целью максимально возможного развития детей уделяется большое внимание развитию и формированию речи как в процессе деятельности, так и на занятиях.

     Таким образом,  выделились следующие необходимые  действия:

     – обследование  ЛЕГО-элементов, которое предполагает  подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных); знакомство  с формой, отдельными частями ЛЕГО-элементов (кнопки-скрепления); определение пространственных взаимоотношений между ними относительно друг друга (на, под, слева, справа); восприятие целостной постройки из ЛЕГО-элементов;

     – показ  некоторых действий и комментирование  действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, логопед может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, логопед показывает, как скрепляются два кирпичика, и просит детей найти другие способы;

     – предъявление  речевого образца. В процессе  обучения педагог должен предъявлять  детям образцы речевых высказываний (это важно для детей с речевой  патологией и для

детей с отклонениями в умственном развитии);

     – выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми;

     – использование  словесного объяснения, просьбы,  поручения, показ картинок с  изображением ЛЕГО-элементов и  предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.

     Все перечисленные  приемы направлены на развитие  дифференцированного восприятия, зрительного  и слухового сосредоточения, внимания  к речи педагога, развития познавательной  активности и перцептивных процессов.  А для развития мышления, как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с перечисленными отклонениями в развитии, необходимо организовать обучение таким образом, чтобы дети самостоятельно осуществляли подбор различных способов действий для выполнения задания.

      Интерес к занятиям пропедевтического периода поддерживается за счет введения в них мотивов, активизирующих деятельность детей и направленных на формирование познавательной активности. Это может быть

задание, сформулированное от лица игрушки и т.д. (игровые приемы), а также за счет активизации имеющихся знаний, когда педагог объясняет

детям, что они уже  узнали о ЛЕГО и что еще могут  узнать.

 

 

    1. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей

с интеллектуальной недостаточностью

 

     «При проведении  обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталых школьников дефектологу (учителю) необходимо учитывать следующее:

     - задания, которые дефектолог использует в процессе обучения, должны быть особо конкретными, непродолжительными, с частой сменой действий, вариантов заданий. Перед занятием необходимо четко продумывать выбор раздаточного и наглядного материала;

     - речь дефектолога должна быть четкой, спокойной, эмоциональной, опорные слова необходимо выделять голосом. При общении с детьми стараться улыбаться им, тем самым вызывая ответную улыбку. На занятиях следует использовать разные варианты педагогического воздействия, так как уровень развития учеников не одинаков: прямое указание, показ, словесная инструкция, объяснение, действия руками ученика. Очень хорош прием, направленный на развитие навыков сотрудничества – оказание взаимопомощи, т.е. когда один ученик помогает другому справиться с заданием.

Информация о работе Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (с помощью ЛЕГО технологий)