Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….
Приложение № 3…………………………………………………………………….
Государственное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 105
Экспериментальная работа
Формирование
навыков конструктивно-игровой
(с помощью ЛЕГО технологий)
педагог-психолог Кулида И.И.
Исаева Тамара Николаевна
Москва, 2008-2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
Стр. 3 |
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей детей, имеющих интеллектуальную недостаточность
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта …………………………………………………………… |
Стр. 4 |
|
Стр. 8 Стр. 8
Стр. 10 Стр. 12 |
Глава 2. Система работы по формированию конструктивно-игровой деятельности (на начальном этапе) у детей с нарушением интеллекта
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
|
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 16 Стр. 17 Стр. 22
|
Заключение…………………………………………………… |
Стр. 24 |
Список литературы………………………………… |
Стр. 27 |
Приложение №1…………………………………………… |
Стр. 28 |
Приложение № 2………………………………………… |
Стр. 29 |
Приложение № 3……………………………………………………………………. |
Стр. 30 |
Введение
Технологический прогресс,
глобализация образования и активное
внедрение инноваций в настоящее время
направлены на повышение эффективности
обучения, воспитания и коррекции детей
школьного и дошкольного возраста, имеющих
отклонения в развитии.
С целью обеспечения необходимого
уровня развития детей, современная общая
и специальная (коррекционная) педагогики
постоянно совершенствуют методы и обучающие
средства, повышающие эффективность образования,
воспитания и коррекционного воздействия,
и реализуют условия «значительного повышения
морального и интеллектуального творческого
потенциала, формирования... у всех детей
разносторонних творческих возможностей»
[18], т. е. создания эффективных программ
воспитания и обучения как детей дошкольного
и школьного возраста с нормальным интеллектуальным
развитием, так и проблемных детей.
Методы и приемы обучения
детей с отклонениями в развитии разрабатываются
специальной педагогикой в течение многих
лет, опираясь на ведущие положения о том,
что динамика развития детей с проблемами
в обучении подчиняется общим законам
психического развитии ребенка.
«Важно не только дать детям
систему знаний, умений и навыков в соответствии
с их особенностями и возможностями, но
вызвать у них потребность общения с окружающими,
способность налаживать контакты со взрослыми
и со сверстниками, адекватно реагировать
на происходящее вокруг, эмоционально
откликаться на возникающие ситуации
принятыми в человеческом обществе средствами.
Только под влиянием целенаправленного
обучения и воспитания в специально организованных
условиях, когда используются разнообразные
корригирующие средства, дети с выраженными
физическими и интеллектуальными нарушениями
продвигаются в своем развитии» [2].
«Учитывая, что основными
видами в младшем школьном возрасте являются
игровая и конструктивная деятельности,
в общем и специальном образовании большое
внимание отводится разработке и внедрению
тех педагогических технологий, которые
имеют ярко выраженный моделирующий характер.
Это важно для оказания коррекционно -
развивающего воздействия на ребенка
в процессе формирования речи, перцептивных
и интеллектуальных действий, повышения
мотивации к обучению, что способствует
созданию необходимых предпосылок к повышению
уровня его общего развития, умения управлять
своим поведением, таким образом, обеспечения
качеств, необходимых для обучения в школе»
[15].
«Чтобы игра и конструктивная
деятельность были направлены на решение
дидактических, развивающих и социализирующих
функций в отношении детей с интеллектуальными
нарушениями и речевой патологией, необходимо
их специальное формирование при создании
специальных организационно-методических
условий» [6].
В последнее время применяются
разнообразные игровые и конструктивные
технологии, в том числе и инновационные,
которые не имеют должного методического
оснащения, поэтому не могут полноценно
использоваться в образовательном процессе.
«Одним из таких инновационных
конструктивно-игровых средств является
обучающий конструктор ЛЕГО ДАКТА, выпускающийся
образовательной датской корпорацией
GROUP LEGO DACTA» [20]. Он широко внедряется в зарубежные
и отечественные образовательные и специальные
(коррекционные) учреждения.
«Перспективность применения
лего-технологии
Проблема настоящего
исследования определяется: с одной
стороны – не изученность
В рамках указанной
проблемы выбрана тема
Цель эксперимента –
повышение эффективности
Объект эксперимента
– конструктивно-игровая деятел
Предмет эксперимента
– особенности формирования
гипотеза эксперимента заключается в предложении, что новая многофункциональная педагогическая технология ЛЕГО позволит сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей с отклонениями в развитии, которая повысит их потенциальную готовность к обучению в условиях коррекционно-развивающего процесса.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ.
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика младших
Исследования ученых, таких как Л.С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др., дают основания относить к нарушению интеллекта только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Нарушение интеллекта - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Исследования выше указанных ученых показали, что у таких детей имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.
«Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.
Дети с нарушенным интеллектом
приходят в школу, не имея
усвоенных сенсорных эталонов. Значительно
позже своих сверстников с
нормальным интеллектом
Восприятием такого ребенка
Существенным препятствием в
познании явлений и изменений
в природе учащимися
Восприятие неразрывно связано
с мышлением. Если ученик
Мыслительные операции