Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….
Приложение № 3…………………………………………………………………….
– предложение зарисовать постройку вызывает не только трудности, но и полное непонимание задания детьми. Сюжет постройки часто не совпадает с сюжетом рисунка;
создавая рисунок, дети не используют палитру ЛЕГО-элементов; многие, несмотря на яркость деталей конструктора, рисуют темными цветами (черным, коричневым) или
использовали в рисунке только один цвет, например красный.
Этими трудностями и вызвана необходимость проведения пропедевтического периода, в процессе которого педагог и дети совместно устанавливают игровые правила работы
с ЛЕГО. Он предполагает,
под руководством педагога, подробное
изучение ЛЕГО-деталей и их возможностей
при активизации речевой
перцептивных и мыслительных процессов детей. Цель цикла из 8 занятий (Приложение № 3) – подробное знакомство с цветом, формой, возможными и невозможными способами скреплений, составление ЛЕГО-словаря.
«Но в процессе этих занятий решаются и другие задачи:
– научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, сформировать навыки управления поведением, т.е. выработать умение не отвлекаться на них в период объяснения задания, выслушивать до конца словесную инструкцию, и только после этого приступать к ее выполнению;
– сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах, которые находятся на столах (на ковре) или в коробке. Педагог может предложить на этом этапе игры: «Найди такую же деталь», «Угадай, где такая деталь» и т.д. Дети должны научиться легко находить заданные детали, уметь их называть, различать их по цвету и форме, овладеть навыками классификации;
– научить детей брать ЛЕГО-элементы щепотью, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики 2х2, 2х4, 2х6, 2х8;
ЛЕГО-формочки, ЛЕГО-кирпичики с ЛЕГО-формочками в различных комбинациях. Педагог выполняет задания вместе с детьми, стараясь направить детей на то, чтобы они показывали сами эти варианты скреплений, побуждая их к размышлениям и действиям вопросами: «А как ты думаешь, можно ли соединить по-другому? Как еще можно прикрепить? Что еще можно прикрепить?» и т.д.» [13].
Обговорить с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т.д.). Сформировать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях. Ребенок удерживает детали в двух руках и скрепляет (отсоединяет) их на весу. Ребенок одной рукой зафиксировал один элемент (группу элементов) на столе, а другой рукой прикрепляет (отсоединяет) следующий. Прикрепление и отсоединение деталей на плато. Обговорить с детьми варианты скреплений ЛЕГО-элементов (на все кнопочки, на часть кнопочек, на одну кнопочку – подвижное скрепление, на две кнопочки). Обговорить с детьми прочность и относительную прочность скреплений. Проговорить варианты скреплений, которые неприемлемы для ЛЕГО-элементов, т.е. показать детям приемы невозможных скреплений.
В процессе этой работы педагог должен обращать внимание на то, чтобы ребенок активно использовал ведущую руку, активизировал движения пальцевой моторики,
осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями.
Детали ЛЕГО очень разнообразны по форме, и, чтобы дети понимали задания педагога, необходимо разработать с детьми ЛЕГО-словарь на основе их фантазий. Дети сами
придумывают, как они будут называть ЛЕГО-элементы, на основе ассоциации с предметами из окружающей их жизни.
Например, «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др.
На этом этапе можно предложить игры: «На что похоже?», «Назови детальки». У детей возникают разные ассоциации на основе ЛЕГО-элементов, которые они охотно используют в процессе игрового общения. Возникают определенные трудности, так как одну и ту же деталь дети могут назвать по-разному. Можно договориться с детьми и выбрать одно название детали или же предложить детям запомнить разные названия одного элемента. Дети с нормальным развитием и с отклонениями в развитии охотно откликаются на это.
Называя ЛЕГО-элементы, дети часто допускают неточности. Например, овал с глазками они называют «головой», деталь, похожую на кирпичик с колесами – «машиной», а не тележкой или платформой, что более точно. Педагогу следует обратить внимание на эти ошибки и исправить детей.
Очень важно не только разобраться во всевозможных вариантах скреплений одинаковых деталей, но и рассмотреть варианты скреплений кирпичиков с формочками, формочек с формочками. Важно в этот момент активизировать фантазию детей, задавая вопросы» «Подумай на что похоже? А еще на что?»
Например, если прикрепить сверху на овал с глазками деталь «сапожок», то скрепление этих элементов будет напоминать головку со шляпкой. А если «сапожок» прикрепить
под овалом, то можно увидеть головку утенка с вытянутым клювом. А если развернуть сапожок, то получится головка с элементом шейки и плеча и т.д.
Кроме того, необходимо:
– научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу, по памяти, по словесной инструкции, строить по образцу (картинке, по картинке постройки из ЛЕГО-элементов);
– сформировать у детей понятие о прочной, устойчивой и неустойчивой постройках; о широкой постройке, длинной постройке;
– графические задания, представленные на занятиях, направлены, с одной стороны, на наиболее доскональное знакомство детей с формой и цветом деталей, с другой стороны, подобные упражнения определенным образом влияют на развитие зрительно-пространственных отношений у детей. В работах отечественных педагогов доказана тесная взаимосвязь конструктивной деятельности с изобразительной активностью, поэтому раннее включение в занятия с детьми подобных графических упражнений способствует лучшему развитию фантазии, творчества, мыслительных процессов, а также активизирует работу мелкой мускулатуры руки. При проведении этих занятий целесообразно использовать толстые фломастеры, так как они оставляют хороший след на листе бумаге и позволяют создать яркий рисунок. Замечено, что при использовании карандашей у детей, особенно с отклонениями в развитии, из-за специфических трудностей, быстро теряется интерес к подобным заданиям, а также довольно часто они выбирают темные цвета (черный, коричневый). Использование ярких фломастеров позволяет детям быстро создать яркий красочный рисунок, это положительным образом влияет на развитие эмоциональной сферы.
Важно и научить детей убирать детали конструктора в коробки, расставлять на место стулья и вообще наводить порядок. Если и это делать весело, радостно, то дети убирают за собой с удовольствием. Ведь конструктору тоже надо отдохнуть! ЛЕГО, глазки закрывай!
Баю-баю-баю-бай!
Приведенное выше число занятий – это то выработанное практикой их количество, без которого не следует переходить к дальнейшему этапу, хотя оно условно и его всегда
можно изменить, исходя из уровня развития детей.
ЛЕГО предполагает некоторую свободу ребенка в процессе конструктивно-игровой деятельности с ним. В чем она проявляется? В том, что не логопед (дефектолог, воспитатель) показывает детям возможные варианты скреплений, задает названия деталей ЛЕГО и т.д., а это делает сам ребенок, исходя из своего жизненного опыта, а педагог лишь направляет его и создает атмосферу созидания.
Заключение
Таким образом, одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики остаётся совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации.
В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту.
«При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний интеллектуальной сферы у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является органическое поражение головного мозга, которое сочетается с нарушениями познавательных, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорных функций, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, глубокой чувствительности» [9].
Коррекционно-развивающая работа с детьми строится на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.
«Учет сложной структуры дефекта, “зоны актуального и ближайшего развития”, половых, возрастных, психологических, индивидуально-личностных особенностей детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями, соблюдение охранительного режима, побуждает к поиску новых форм организации коррекционно-развивающего процесса, путей повышения эффективности коррекционной работы» [3].
Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, мы пришли к выводу о необходимости интегрировать конструктивно-игровую деятельность младших школьников, имеющих интеллектуальную недостаточность в коррекционную работу по развитию и коррекции познавательной деятельности детей.
Применяя в коррекционной работе наборы ЛЕГО и крупногабаритные мягкие модули. Они обладают большим диапазоном возможностей. Играя с этими элементами, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.
В педагогике ЛЕГО-технология и крупногабаритные мягкие модули интересны тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяют в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этими конструкторами выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы и крупногабаритные модули служат важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, а в нашем учреждении несут в себе и коррекционную направленность.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
«Конструктивно-игровую деятельность в педагогическом процессе мы рассматриваем не только как развитие и коррекция нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.
ЛЕГО-конструирование и конструирование из мягких модулей – это виды моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С их помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. В процессе такой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Работа с ЛЕГО-элементами и крупногабаритными модулями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учат его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового либо достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца!
Для педагога – занятие с ЛЕГО-наборами и мягкими модулями – хорошо продуманное занятие, а для ребенка – творческая деятельность, работа в равной степени рук и головы.
Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, окрашены в яркие основные цвета, имеют кнопочки для скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций. Крупногабаритные мягкие модули разнообразны по цвету, форме, объемные фигуры ростом с ребенка, сделанные из поролона и помещенные в съемные цветные чехлы.
Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. Использование этих конструкторов позволяет создавать обилие игровых ситуаций, которые способствуют занимательности игрового материала.
А когда игра перерастает в увлекательное, интересное, развивающее занятие или путешествие, которое дает возможность дошкольнику проявить свои творческие способности, она доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу ее участникам.
Используя наборы ЛЕГО и крупногабаритные модули, можно добиться более высоких, устойчивых положительных результатов в коррекции отклонений познавательной и моторной сферы ребенка. Кроме того, эта форма работы позволяет решить на одном занятии комплекс дидактических, воспитательных, коррекционных и оздоровительных задач. Такая форма работы позволяет превратить монотонные, часто повторяющие задания в игру, сказку, приключение.
Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу, рассказывать о содержании выполненного и т.д.» [22].
Список литературы