Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….
Приложение № 3…………………………………………………………………….
Приложение № 1
Карта наблюдения
за ребёнком в процессе спонтанной
конструктивно – игровой
Имя, фамилия
ребёнка_______________________
Возраст
и диагноз ребёнка_____________
Посещаемое
учреждение____________________
Эмоциональное состояние ребёнка перед предстоящей деятельностью
Ребёнок
испытывает радость, испуг,
Включение в конструктивно-игровую деятельность
Активно приступил к деятельности; начал играть спокойно; не знал с чего начать; выразил отказ.
Поведение в процесс конструктивно-игровой деятельности
Играет один (обособленно); Играет вместе с другими детьми; действия нельзя назвать игровыми, мешает другим детям.
Использование речи
Играет молча; активно пользуется речью при общении с другими детьми; сопровождает свои игровые действия речью.
Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности
Смог организовать
коллективную группу с
Характер игровой деятельности с ЛЕГО постройкой
Манипулятивный, процессуальный, с элементами сюжета, сюжетный.
Наличие конфликтных ситуаций
Часто ли ребёнок
конфликтует, может ли сам
Творческие способности
Сколько
построек смог сделать: одну
или много; использовал ли
Стояние моторики
Умеет ли удерживать деталь щепотью; какие трудности при скреплении и разъединении деталей испытывает; наличие сопутствующих движений при манипуляции деталями; скоорденированность работы рук, работа ведущей руки.
Особенности постройки
Что построил;
характер скрепления ЛЕГО –
элементы использовал; какие
Развитие речи
Умение
рассказать о предстоящей
Личностные особенности
Способность
сосредоточиться, способность
Приложение № 2
Карта наблюдений за совместной конструктивно – игровой деятельностью
ребёнка и мамы
Приложение № 3
Конспекты занятий для обучения конструктивно-игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Занятие 1.
Цвет
Цель: продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО ДУПЛА. Знакомство детей с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизация речи детей, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.
Оборудование: наборы ЛЕГО ДУПЛА; подносы для индивидуальной работы – 8 ЛЕГО-элементов всех цветов, по два каждого цвета. Коробка с десятью ЛЕГО-элементами, засыпанными бумажной стружкой или песком. Карточки с нарисованным контуром ЛЕГО-элементов, фломастеры с толстым стержнем желтого, красного, синего цветов.
Ход игры:
1. Организующий момент.
Дети и дефектолог сидят за столом или на ковре, перед ними ЛЕГО-элементы.
Дефектолог: «Ребята, мы сегодня будем играть и строить. Вы догадались во что?» (Ответы детей.) Вам понравилось играть в ЛЕГО? Почему?»
Ответы детей.
2. Постановка цели занятия.
Дефектолог
предлагает детям закрыть
Дефектолог
демонстрирует ЛЕГО-друга и
Мы кирпичики возьмем,
ЛЕГО-друга соберем,
С ним детали легче брать,
В ЛЕГО легче поиграть.
Можно предложить детям поздороваться за ручку с ЛЕГО-другом.
3. Знакомство с цветом.
Дефектолог:
«Ребята, ЛЕГО-друг хочет
Ответы
детей (в процессе ответов
Игра «Что спрятано?»
Дети и дефектолог сидят на ковре, перед ними коробка с пенопластовой стружкой, в ней кирпичики 2х2, 2х4, 2х6.
Дефектолог: «ЛЕГО-ДРУГ приготовил для вас задание. Сейчас каждый правой ручкой достанет кирпичик и назовет, какого он цвета. То же повторяют левой рукой. Молодцы! Вы все замечательно сделали».
4. Ориентировка в цвете деталей.
Дефектолог и дети сидят за столом. Перед каждым поднос, на котором такие же ЛЕГО-элементы, что и у ЛЕГО-друга.
Дефектолог
объясняет, что ЛЕГО-друг
у себя на подносе. Дети находят и называют. Используется хоровое проговаривание.
Оценка деятельности детей.
Дефектолог: «Какие вы молодцы!»
5. Закрепление знаний об основных цветах.
1-е задание
На фланелеграфе
разные картинки: синий мяч, красное
яблоко, желтая машина, зеленый лист.
Дефектолог предлагает детям
посмотреть и назвать, что
синее и т.д.
2-е задание
Детям предлагается найти красную деталь, желтую деталь и т.д.
6. Классификация по цвету.
Игра «Красивые башни»
Перед детьми
на ковре рассыпаны ЛЕГО-
Дефектолог: «Ребята, вы сегодня будете строить высокие дома. Их можно назвать башнями, но башни будут у всех разного цвета. Какого, мы сейчас узнаем».
Дефектолог
разыгрывает между детьми
цвет. Потом дефектолог просит каждого ребенка построить свою башню соответственного цвета.
В конце игры дефектолог сравнивает, какие красивые башни сделали дети, указывает на ошибки, просит детей их исправить. Если башни не устойчивые, то дефектолог объясняет, почему.
7. Задание на развитие памяти.
Дефектолог предлагает детям сделать по памяти постройку. (Башня из 4 основных цветов, выбираются детали одинаковой формы.)
8. Развитие графических навыков.
Игра «Раскрась»
Дети сидят
за столом. Дефектолог раздает
заранее приготовленные
Опрос детей.
Дефектолог спрашивает каждого ребенка, каким цветом он закрашивал свою деталь.
Ответы детей.
9. Итог занятия.
Дефектолог:
«Дети, вы такие молодцы! Вы
так хорошо играли и отвечали
на вопросы! А сейчас
Занятие 2.
Кирпичики
Цель: продолжение знакомства детей с конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГО-деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления ЛЕГО-
словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке и их классификации. Закрепление умения слушать инструкцию педагога и формирование у детей навыка задания инструкции друг другу.
Оборудование: ЛЕГО-кирпичики из наборов, предметные картинки мышки, кота и медведя. Карточки с нарисованным контуром ЛЕГО-кирпичиков, фломастеры с
толстыми стержнями желтого, красного, синего цветов.
Ход занятия:
Дефектолог: «Ребята вы уже знакомы с ЛЕГО. Сегодня мы будем играть в него дальше. А кто нам поможет?
Кто же нам поможет?
Тот, кто всё, всё может!»
Дети: «ЛЕГО-друг!»
Игра «Быстро найди»
Дети
сидят около коробки с ЛЕГО
и по заданию ЛЕГО-друга
«Кто самый первый?» Мальчики, быстро найдите синий кирпичик, а девочки – красный», и т.п.
Дефектолог просит 1-2 детей дать аналогичное задание друг другу.
Задание
можно усложнить, предложив
2. Постановка цели занятия.
Дефектолог: «ЛЕГО-друг приглашает вас в путешествие в ЛЕГО-страну. Но для этого нужно помочь его друзьям.
Мышка, кот и медведь решили построить дом. Из чего?»
Дети: «Из кирпичиков!»
Дефектолог: «Помогите им выбрать, кто из каких кирпичиков будет строить дом».
Ответы детей.
Дефектолог: «Молодцы!
Научились выбирать,
Можно вместе поиграть!»
На фланелеграфе
изображены мышка, кошка и
брана мышка, помогают строить домик мышке из выбранных
деталей, и т.п.
3. Знакомство с кирпичиками.
Дефектолог: «Ребята, что вы видите?»
Дети: «Кирпичики!»
Дефектолог: «Правильно».
Как увидел, кричи:
«Кирпичи! Кирпичи!»
А теперь
найдите самый маленький (
Дети: «Кнопочки, таблетки» и т.д.
Мы нисколько не устали!
Мы прикнопим все детали!
Дефектолог:
«Давайте посчитаем, сколько
образом, вместе с педагогом дети рассматривают 4 вида кирпичиков: 2х2, 2х4, 2х6, 2х8.
4. Развитие ориентировки в деталях ЛЕГО.