Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны – не изученность особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.
В рамках указанной проблемы выбрана тема эксперимента: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта с помощью ЛЕГО-технологий.
Цель эксперимента – повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса обучения в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
1.1. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушение интеллекта ……………………………………………………………
1.2. ЛЕГО-технологии в современном обучении …………………………………
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей…..
1.2.2. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношений, ознакомлении с окружающим миром…………………..
1.2.3. Использование ЛЕГО в процессе диагностики………………………………...
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ) У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Психолого-педагогические основы обучения конструктивно-игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом с помощью ЛЕГО ……………
2.2. Методические приёмы по обучению конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО…………………………………………………………………………..
2.3. Особенности обучения ЛЕГО-игре детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….
2.4. Этапы формирования конструктивно-игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………
2.4.1. Знакомство с ЛЕГО………………………………………………………………
2.4.2. Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………...................
Приложение №1……………………………………………………………………..
Приложение № 2…………………………………………………………………….
Приложение № 3…………………………………………………………………….
«Запоминание ребенка с нарушением интеллекта замедленно, требуется много повторений. В процессе обучения запоминание может существенно улучшиться, но никогда не достигнет нормы. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Характерна незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, что приводит к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала (слабо развита опосредствованная смысловая память). У детей, имеющих нарушенный интеллект чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. С возрастом, под влиянием обучения и воспитания, объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но никогда не достигают нормы. Для успешного обучения таких детей необходимо достаточно развитое воображение. У детей с нарушенным интеллектом оно отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны – формирование воображения идет на неблагоприятной основе. У данной категории детей также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По данным специалистов (Гнездилов М. Ф., Петрова В. Г. и др.), у детей с нарушенным интеллектом страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении» [8].
Также интеллектуальная
недостаточность проявляется и
в нарушении эмоционально-
Все эти особенности
психических процессов
Этот уход от поставленной
цели наблюдается при
Интеллектуальная
1.2. ЛЕГО - технологии в современном обучении
«ЛЕГО - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет
проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться» [13].
Диапазон использования
ЛЕГО с точки зрения
1.2.1. Использование ЛЕГО непосредственно для продуктивно-игровых целей
«Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Например: Два мальчика делали постройки из ЛЕГО. Сначала они сделали поезд, потом – туннель и мост. После этого они начали игру: поезд заезжал в туннель, переезжал через мост и т.д. Но самостоятельно этот вид деятельности может развиться только у старших дошкольников с нормальным психофизическим развитием, при соблюдении определенных условий. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети
черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее
и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что очень способствует развитию ребенка.
Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные, творческие способности каждого ребёнка, учит
его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрешать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще Зеленский В.В. в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца!
Самостоятельная
конструктивная игровая
Объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут также быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, в качестве поделок-украшений они делали подарки для мамы к 8-му Марта, или игрушки-украшения на ёлку к Новому году и др.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или
иного литературного
произведения, сказки и т. д., а также
имеются элементы творчества. Чаще
всего основой игр-
что для детей с речевой патологией, а тем более для детей с умственными отклонениями необходима также квалифицированная помощь специального педагога не только в овладении игрой-театрализацией, но и в создании ЛЕГО-персонажа.
Для этого
используются методы показа
Например, Антон В. выбрал волка в сказке «Колобок». Для изготовления морды волка ребенок использовал деталь – сапожок, а глаза, рот, нос уши и хвост сделал из пластилина. Волк у мальчика получился не злой, а добрый.
На вопрос
педагога: «Почему у тебя такой
добрый волк?» – ребенок
В другом
случае, выбрав дерево для декораций,
двое учеников с нарушением
интеллекта сделали два
Игры-театрализации, с созданными ЛЕГО-персонажами очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Использование ЛЕГО-элементов в дидактических играх и упражнениях. На основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные дидактические пособия и использовать их для проведения дидактических упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции. В частности, можно обратиться к пособиям Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Аксеновой А.К., Якубовской Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы» и др.
Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие формы и речь, можно проводить с ЛЕГО. Специальный педагог (психолог) помещает разнообразные детали в «чудесный мешочек» и просит найти элемент определенной формы – овал (кирпичик 2х4, сапожок и т.д.).
Хорошие
результаты дает проведение
По аналогии
можно разработать массу
1.2.2. Использования ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий (уроков) по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
Приведем
некоторые примеры
Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребенку-дошкольнику, а детям с речевой патологией и детям с интеллектуальной недостаточностью тем более. Для решения этой задачи также можно использовать ЛЕГО. В наборах есть человечки в разноцветных «костюмчиках». Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные – человечки в синих костюмчиках. Мягкие согласные – человечки в зеленых костюмчиках. Дети любят выбирать человечкам имена (конечно, с незаметной помощью педагога).
Например, человечков в синих костюмчиках можно назвать «С» или «Т».
Специальный педагог (учитель, логопед) объясняет ребенку: «Смотри, он в синем костюмчике, потому что он – согласный
и твердый». А потом, для закрепления, задает вопрос: «А какого цвета костюмчики у твердых согласных?»
Используя
сыпучие материалы и поместив
их в туловище человечка,
Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов.
Например. Звук «А» пришел в гости к своему другу звуку «П». Они встали рядом, и получился слог «АП». Ребенку задаются вопросы.