Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72
ОБРАБОТКА
Обработка результатов сводится к суммированию
числовых значений для всех 20 шкал и переводу
суммарного балла в стандартные значения
(процентили).
Для подсчета баллов необходимо перевести
отмеченные испытуемым позиции на симметричной
шкале 3210123 в оценки по восходящей или
нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая
последовательность градаций (от 1 до 7)
чередуется в случайном порядке с нисходящей
(от 7 до 1), причем максимальный балл (7)
всегда соответствует полюсу наличия
цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу
ее отсутствия.
При подсчете баллов по ключу придерживаются
следующего правила:
— в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся
пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
— в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся
пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
После этого суммируются баллы ассиметричных
шкал, соответствующие позициям, отмеченных
испытуемым.
Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12,
20.
Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16,
19.
Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) —
7, 10, 11, 14, 18, 19.
Общий показатель — осмысленность жизни
(ОЖ) — все 20 пунктов.
В таблице ниже приведены средние и стандартные
отклонения по общему показателю СЖО и
всем пяти субшкалам отдельно для мужчин
и женщин, полученные на выборке 200 человек
в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А.
Леонтьтева,2000).
Таблица
Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).
Субшкала |
Среднее знач. ± Станд откл | ||
Мужчины |
Женщины | ||
1 |
Цели в жизни |
32,90±5,92 |
29,38±6,24 |
2 |
Процесс жизни |
31,09±4,44 |
28,80±6,14 |
3 |
Результативность жизни |
25,46±4.30 |
23,30±4,95 |
4 |
Локус контроля — Я |
21,13±3,85 |
18,58±4,30 |
5 |
Локус контроля — жизнь |
30.14±5,80 |
28.70±6,10 |
Общий показатель ОЖ |
103,10±15,03 |
95,76±16,54 |
Приложение №4
Опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и отметьте соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
1. |
Обычно мне очень скучно. |
Обычно я полон энергии | |||||||
2. |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей |
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |||||||
3. |
В жизни я не имею определенных целей и намерений |
В жизни я имею очень ясные целя и намерения | |||||||
4. |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной |
Моя жизнь представляется
мне вполне осмысленной и | |||||||
5. |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие |
Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. | |||||||
6. |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться |
Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | |||||||
7. |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал |
Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. | |||||||
8. |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. |
Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. | |||||||
9. |
Моя жизнь пуста и неинтересна. |
Моя жизнь наполнена интересными делами | |||||||
10. |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. |
Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | |||||||
11. |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. |
Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | |||||||
12. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | |||||||
13. |
Я человек очень обязательный. |
Я человек совсем не обязательный. | |||||||
14. |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. |
Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. | |||||||
15. |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. |
Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | |||||||
16. |
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. |
В жизни я нашел свое призвание и целя. | |||||||
17. |
Мои жизненные взгляды еще не определились. |
Мои жизненные взгляды вполне определились. | |||||||
18. |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. |
Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | |||||||
19. |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. |
Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. | |||||||
20. |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение |
Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Приложение №5
Опросник “факторы благополучия подростков”
Инструкция: расположите по возрастанию наиболее значимые для вас факторы жизни (от самого важного к наиболее незначительному) и укажите, пожалуйста, в какой мере вы удовлетворены или не удовлетворены приведенными ниже факторами, используя для этого следующую шкалу:
1* не удовлетворен
2* частично удовлетворен
3* более или менее
4* в принципе удовлетворен
5* полностью удовлетворен
Факторы:
Внешность
Материальное положение семьи
Успеваемость
Отношения со сверстниками
Отношения в семье
Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков