Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72

Работа содержит 1 файл

диплом по психологии.docx

— 164.29 Кб (Скачать)




ОБРАБОТКА 
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).  
Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. 
При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила: 
— в восходящую шкалу  1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. 
— в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. 
После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. 
Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18. 
Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9. 
Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20. 
Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19. 
Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19. 
Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов. 
В таблице ниже приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).

Таблица

Средние и стандартные  отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд  откл

Мужчины

Женщины

1

Цели в жизни

32,90±5,92

29,38±6,24

2

Процесс жизни

31,09±4,44

28,80±6,14

3

Результативность жизни

25,46±4.30

23,30±4,95

4

Локус контроля — Я

21,13±3,85

18,58±4,30

5

Локус контроля — жизнь

30.14±5,80

28.70±6,10

 

Общий показатель ОЖ

103,10±15,03

95,76±16,54


 

Приложение №4

Опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и отметьте соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

   

3

2

1

0

1

2

3

 

1.

Обычно мне очень скучно.

             

Обычно я полон энергии

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

             

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений

             

В жизни я имею очень  ясные целя и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

             

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне  всегда новым и непохожим на другие

             

Каждый день кажется мне  совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я  займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

             

Когда я уйду на пенсию, я  постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

             

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в  осуществлении своих жизненных  планов.

             

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в  жизни.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

             

Моя жизнь наполнена интересными  делами

10.

Если бы мне пришлось подводить  сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

             

Если бы мне пришлось сегодня  подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

             

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз  так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в  растерянность и беспокойство.

             

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

             

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек  имеет возможность осуществить  свой жизненный выбор по своему желанию.

             

Я полагаю, что человек  лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15.

Я определенно могу назвать  себя целеустремленным человеком.

             

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни а еще не нашел  своего призвания и ясных целей.

             

В жизни я нашел свое призвание и целя.

17.

Мои жизненные взгляды  еще не определились.

             

Мои жизненные взгляды  вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось  найти призвание и интересные цели в жизни.

             

Я едва ли способен найти  призвание и интересные цели в  жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

             

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

             

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.


 

Приложение №5

Опросник “факторы благополучия подростков”

Инструкция: расположите по возрастанию наиболее значимые для вас факторы жизни (от самого важного к наиболее незначительному) и укажите, пожалуйста, в какой мере вы удовлетворены или не удовлетворены  приведенными ниже факторами, используя для этого следующую шкалу:

1*  не удовлетворен

2*  частично удовлетворен

3*  более или менее

4*  в принципе удовлетворен

5*  полностью удовлетворен

 

Факторы:

Внешность

Материальное положение  семьи

Успеваемость

Отношения со сверстниками

Отношения в семье


Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков