Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72

Работа содержит 1 файл

диплом по психологии.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

По значимости первое место  учащиеся отдали отношениям в семье, далее идёт материальное положение, успеваемость и внешность разделили  третью позицию и  как не странно, но отношения со сверстниками в списке жизненных ценностей оказались  на последнем месте.

Связи между факторами  и степенью удовлетворенности ими  не наблюдается.

Исследуя факторы благополучия подростков отдельно для каждого  пола, выяснилось, что, не считая того, что самым важным в жизни обоих  полов является семья, а наибольшую удовлетворенность у подростков вызывает материальное положение семьи  в основном мальчики и девочки  имеют разные ценности в жизни, степень  удовлетворенности (неудовлетворенности) которых не зависит от важности (незначительности) их в жизни подростка.

 

Библиографческй список

  1. Аргаил Майкл. Психология счастья / Майкл Аргаил.- Серия: мастера психологии. Издание: 2-е – Питер. – 2003. – 20 -160с., 263-272 с.

Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. Дис. Канд. Психол. Наук / Н.К. Бахарева. – Хабаровск, 2004. – 18 с.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком — М.: Издательствово Московского  университетата, 1982. —56 с

Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / Илона Бонивелл ; пер. с англ. М. Бабичевой. — М.: Время, 2009. — 192 с.

Галагузова  М. А.Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 180с.

Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические  расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических  расстройств. –М., 2006. - № 1. – 23-31с.

Deiner E., Suh E., Lucas R. E., Smith H. Subjective well-being: three decades of progress // Psychological Bulletin. — 1999. — Vol. 125. — 280 р.

Diener Ed, Biswas-Diener R. Happiness : unlocking the mysteries of psychological wealth. — NY: Blackwell Publishing, 2008. — 91 p.

Ефимова В.М., Гавриленко Ю.М. Психофизиологические особенности подростка.//Симферополь: АнтиквА, 2006. – 48 с.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление  недостатков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 142 с.

Кон И. С. Психология юношеской дружбы.—  М.: Знание, 1973-65,164 c.

Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание —М.:Политиздат,1984.—335 с.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. - 56 с.

  1. Крылов А. А., Аллахвердов В. М., Богданова С. И., Крылова А.А., под редакцией Отв, р Крылова А.А. : Психология. Учебник /Издательство: Велби, издательство: Проспект – М., 2005 -15 c.
  2. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью //Общество и политика /Ред. В.Ю.Большаков. СПб.,  2000. -  476-510с
  3. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология негативных зависимостей. Самара : Универс-групп, 2003. - 251 с.
  4. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Д.: Медицина, 1985.- 129с.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 1999. -217 с.
  6. Рубинштейн Л.С.Проблемы общей психологии. М., -1976. -36, 233-247 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 40с.
  8. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. С англ. — М.: Издательство «София», 2006. —221 с.
  9. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. канд. психол. наук / П.П. Фесенко. - М., 2005. – 16 с.
  10. Франкл В. Психотерапия на практике. —М.: Издательство «Речь», 2001.—256 с.
  11. Фромм Э. Иметь или быть. — М.: АСТ : АСТ МОСКВА, 2007. —140 с.
  12. Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. – 1978. – V. 15. – 27-33 p.
  13. Холмогорова, А.Б. Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман –М.: ЧеРо, 2002. – 752, 452–549c.
  14. Шамионов Р.М. К вопросу о соотношении самосознания и субъективного благополучия личности // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. — Томск: Томский государственный университет, 2004. —862 с.
  15. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/psixologiya-schastya/ponyatie-schastya-v-psixologii/
  16. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200403103
  17. http://www.ysu.ru/content/div/1124/112402/Electrbib/det.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

Тест «Удовлетворенность своей жизнью»

 
Тест разработан английским психологом В. Коулманом. Надо ответить на следующие  вопросы.

 
1. Другие одеваются лучше, чем  вы? 
2. Вы хотите жить в другом доме? 
3. Хотели бы вы учиться в другой школе (классе)? 
4. Хотелось ли вам хоть раз выдать себя за кого-то другого? 
5. Гордитесь ли вы тем, что сделали в своей жизни? 
6. Умеете ли ладить с другом (подругой)? 
7. У вас всегда хорошие отношения с друзьями? 
8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками? 
9. Вы удовлетворены тем как проводите досуг? 
10. Вам нравится ваша внешность? 
11. Хорошо ли вы спите? 
12. Часто бываете разочарованы и озлоблены? 
13. Нравится ли вам быть активным? 
14. Вы легко расслабляетесь? 
15. Думаете ли вы, что судьба была к вам несправедлива?

Подсчитайте очки: в вопросах 1-4, 12 и 15 за отрицательный ответ, а  в вопросах 5-8,11,13 и 14 за положительный ответ дается 1 очко. 
Результаты 
9 очков и больше: вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете. 
4-8 очков: вы в основном довольны, хотя существует многое, что 
хотелось бы по возможности изменить. 
3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.

Приложение 2

“Шкала субъективного  благополучия”

 

Укажите, пожалуйста, в какой  мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую  шкалу:

 

    * 1 - полностью  согласен;

    * 2 - согласен;

    * 3 - более или  менее согласен;

    * 4 - затрудняюсь  ответить;

    * 5 - более или  менее не согласен;

    * 6 - не согласен;

    * 7 - полностью  не согласен.

 

Тестовый материал

 

   1. В последнее время  я был в хорошем настроении.

   2. Моя работа давит  на меня.

   3. Если у меня  есть проблемы, я могу обратиться  к кому-нибудь.

   4. В последнее время  я хорошо сплю.

   5. Я редко скучаю  в процессе своей повседневной  деятельности.

   6. Я часто чувствую  себя одиноким.

   7. Я чувствую себя  здоровым и бодрым.

   8. Я испытываю большое  удовольствие, находясь вместе с  семьей или друзьями.

   9. Иногда я становлюсь  беспокойным по неизвестной причине.

  10. Утром мне трудно  вставать и работать.

  11. Я смотрю в будущее  с оптимизмом.

  12. Я охотно меньше  просил бы других о чем-либо.

  13. Мне нравится моя  повседневная деятельность.

  14. В последнее время  я чрезмерно реагирую на незначительные  препятствия и неудачи.

  15. В последнее время  я чувствую себя в прекрасной  форме.

  16. Я все больше  ощущаю потребность в уединении.

  17. В последнее время  я был очень рассеян.

 

Ключ к тесту

 

«Прямые» пункты (номер  выбранного ответа прямо соответствует  получаемому баллу) - № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.

Оценивание «прямых» пунктов

Номер ответа испытуемого  на пункт

1

2

3

4

5

6

7

Присваиваемый номеру балл

1

2

3

4

5

6

7


Оценивание «обратных» пунктов

Номер ответа испытуемого  на пункт

1

2

3

4

5

6

7

Присваиваемый номеру балл

7

6

5

4

3

2

1


 

«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит  обратный характер) - № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.

 

Итоговый балл испытуемого  по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.

Обработка и интерпретация  результатов теста

 

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с  эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими  симптомами. В соответствии с содержанием  пункты делятся на шесть кластеров:

 

1. Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).

2. Признаки, сопровождающие  основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).

3. Изменения настроения (1, 11).

4. Значимость социального  окружения (3, 6, 8).

5. Самооценка здоровья (7, 15).

6. Степень удовлетворенности  повседневной деятельностью (5, 10, 13).

Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале  стенов (среднее значение - 5,5, стандартное  отклонение - 2), является основанием для  интерпретации результатов теста.

 

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные  оценки

 

«Сырой» балл

Стены

«Сырой» балл

Стены

«Сырой» балл

Стены

25

1

52

4

77

7

26

1

53

4

78

8

27

1

54

4

79

8

28

1

55

4

80

8

29

1

56

5

81

8

30

1

57

5

82

8

31

1

58

5

83

8

32

1

59

5

84

8

33

1

60

5

85

8

34

2

61

5

86

9

35

2

62

5

87

9

36

2

63

6

88

9

37

2

64

6

89

9

38

2

65

6

90

9

39

2

66

6

91

9

40

2

67

6

92

9

41

3

68

6

93

10

44

3

69

6

94

10

45

3

70

6

95

10

46

3

71

7

96

10

47

3

72

7

97

10

48

3

73

7

98

10

49

4

74

7

99

10

50

4

75

7

100

10

51

4

76

7

   

 

Приложение №3

Тест “Смысло жизненных  ориентаций”

Выберите наиболее подходящую из семи градаций и подчеркните или обведите соответствующую цифру

1

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5

Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13

Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомленный

26

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков