Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72
С. Л. Рубинштейн считал «…уровень притязаний человека обычно находятся в зависимости от уровня достижений его в данной области» [19;247]. Таким образом, чем выше достижения человека (в рассматриваемом нами случае – денежный доход), тем выше уровень его притязаний (тем больше человеку потребуется, чтобы почувствовать себя еще более счастливым).
Мнение отечественного психолога Р.М. Шамионова несколько отличается от представлений его зарубежных коллег. Шамионов полагает, что для личности важен не столько факт реализации каких-либо желаний, сколько сама возможность их достижения [27;862]
Из всего многообразия
проведенных исследований, посвященных
роли денег в формировании субъективного
ощущения счастья, можно сделать
вывод о том, что влияние на
ощущение субъективного благополучия
такого объективного фактора, как материальные
средства опосредованно действием
ряда субъективных факторов (самооценка
и уровень притязаний).
Важно заметить, что далеко не во всех
случаях работа может приносить человеку
счастье. Очень важным является функционирование
когнитивного аспекта ощущения субъективного
благополучия: в описываемом нами случае
его роль выполняет отношение к собственной
профессиональной деятельности.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что именно те люди, которые воспринимают свой труд как призвание, получают от работы настоящее удовольствие [21;221].
Важность осознания смысла трудовой деятельности подчеркивал и основатель логотерапии Виктор Франкл. Автор утверждает, что только найдя смысл профессиональной деятельности человек будет получать удовольствие от работы. [23;256].
Наряду с работой, выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, сюда включаются: занятия рукоделием; просмотр СМИ; занятия физкультурой и спортом; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Досуг оказывает значительное влияние на все аспекты благополучия, особенно на позитивные эмоции, психическое и физическое здоровье, в меньшей степени — на счастье.
Наибольшую пользу приносят занятия физкультурой и спортом, а также принадлежность к социальным группам по интересам.
Следующим фактором, рассматриваемым Аргайлом, является здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворенности.
Влияние социального сравнения. Ряд исследователей динамики изменения уровня субъективного благополучия пришли к выводу, что достаточно часто «люди оценивают свои качества или жизнь, сопоставляя их с другими» [1;59].
Были проведены эксперименты, доказывающие, что испытуемые действительно чувствуют себя более благополучными, если сравнивают себя с менее удачливыми индивидами.
В своей монографии «В поисках себя: личность и её самосознание» И. С. Кон пишет о том, что люди, желающие получить должность в фирме, выше оценивали свои личностные качества, если им доводилось сравнивать себя с менее удачливым претендентом, и более критически относились к своим способностям, если видели среди претендентов, на их взгляд, более успешного [12;335]
Однако же, существуют данные,
противоречащие предположению о
том, что социальное сравнение является
одним из ведущих факторов, детерминирующих
уровень субъективного
В частности, доказано, что и само субъективное ощущение счастья оказывает значительное влияние на механизмы работы социального сравнения. Результаты исследований Любомирски свидетельствуют о том, что только испытуемые с низким уровнем ощущения субъективного благополучия чувствуют себя более удовлетворенными при неудаче партнера по совместной игре, с которым они себя сравнивали. Важно отметить, что «напарник с лучшими результатами действовал в данном случае как стимул и увеличивал перспективы» [1;60]. Именно это делало участников эксперимента с высоким уровнем субъективной удовлетворенности еще более счастливыми. Это является доказательством тому, что социальное сравнение влияет на счастье только в определенных случаях.
Таким образом, теория социального сравнения на сегодняшний день не является в полной мере теоретически и эмпирически разработанной. Тем не менее, на наш взгляд, социальное сравнение играет важную роль в изменении уровня субъективного благополучия.
Адаптация. Важнейшее влияние на изучение процесса адаптации применительно к уровню субъективного благополучия оказали Крауз и Стернберг. Они экспериментально доказали, что люди, страдающие от повреждения спинного мозга более длительный промежуток времени, оценивают уровень своего субъективного ощущения счастья как более высокий, по сравнению с людьми, ставшими жертвами этого недуга сравнительно недавно [1;.62].
Эти данные позволили ученым
высказать предположение о том,
что люди способны адаптироваться к
условиям своей жизнедеятельности,
и подобная адаптация оказывает
существенное влияние на их уровень
субъективного благополучия.
Примечательно, что эффект адаптации распространяется
и на позитивные переживания. К примеру,
это касается крупного выигрыша в лотерее.
Как отмечает Аргайл, «через короткое
время выигравшие становятся ничуть не
счастливее членов контрольной группы»
[1;63].
Однако же, не все данные свидетельствуют в пользу гипотезы о влиянии адаптации на субъективное ощущение счастья.
К примеру, люди, страдающие депрессией в течении длительного промежутка времени, не испытывают на себе позитивных последствий адаптации. Кроме того, люди не адаптируются к тем небольшим повседневным удовольствиям, которые приносят им удовлетворение (еда,досуг и проч.) [1;64].
Аргайл выделяет особую группу факторов входящих под общим названием - личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: самоуважение и самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни [1; 263].
Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные эмоции, испытываемые индивидом, их частота и интенсивность.
Таким образом, значимыми для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья по Аргайлу являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение. И не влияющими являются возраст и пол. Также, мало влияющим на удовлетворенность жизнью, по данным Эндрюс и Уайтни [1; 160] является религиозная удовлетворённость.
В своей работе М. Аргайл обобщил разрозненные исследования счастья того времени, собрав их воедино под одном названием «Психология счастья», актуальность которых сохраняется и сегодня.
В 1976 году Эндрюс и Уайтни [1; 20] зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения. В настоящее время эта структура общепризнанна, иногда она видоизменяется или расширяется. [19;233]
В последние десятилетия изучение понятия «Счастья» ведётся в рамках позитивной психологии, создателем которой является М. Селигман.
Илона Бонивелл [4;192] выделяет несколько причин, в силу которых благополучие (well-being) как область психологических исследований процветает в западном обществе, развивающиеся страны на данный момент ещё не достигли того уровня благосостояния, при котором выживание не является главной проблемой: первая состоит в том, что качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания; вторая – личное счастье становится более важным в связи с тенденцией к индивидуализму; и третья, наиболее связанная с самой отраслью исследований – разработан ряд достоверных методов измерения благополучия, благодаря которым эта область смогла превратиться в серьёзную и признанную научную дисциплину. Так, например, более счастливые люди живут в среднем на 9,4 года дольше, чем менее счастливые.
М.Селигман ввел свою формулу счастья (С): С = И+О+В
Счастье = индивидуальный диапазон + внешние обстоятельства + волевой контроль
где, И – индивидуальный
диапазон, генетически предопределённый
уровень счастья, который остаётся
относительно стабильным на протяжении
жизни и, к которому мы возвращаемся
вскоре после большинства значительных
событий в нашей жизни. Определяет
счастье приблизительно на 50 %. О
– это внешние жизненные
М. Селигман в модели подлинного счастья вводит понятия приятная жизнь, хорошая жизнь и осмысленная жизнь, тем самым, пытаясь разобраться, что такое благополучие на самом деле. Приятная жизнь стремиться к позитивным эмоциям, и можно увидеть параллели между ней и гедонистическим благополучием. В хорошей жизни человек использует свои сильные стороны ради вознаграждения в виде занятий, которые ему нравятся и которые сродни «потоку». Термин поток введён М.Чиксентмихайи обозначает некое яркое, захватывающее переживание, которое сопровождает какую-либо деятельность, на которой человек сконцентрирован. Наконец, осмысленная жизнь состоит в том, чтобы использовать свои сильные стороны, служа чему-то, что больше и выше самого человека. Селигман считает, что эвдемоническими могут считаться как устремлённость к деятельности (потоку), так и устремлённость к смыслу. Исследования Селигмана и его коллег показывают, что, когда люди предаются гедоническим занятиям (развлечениям, отдыху или веселью), они испытывают много приятных ощущений, более энергичны и у них ниже негативный аффект. Также в этот момент, они счастливее тех, кто устремлён к эвдемоническим ценностям. Однако в долгосрочной перспективе те, кто ведёт более «эвдемонический» образ жизни больше удовлетворены своей жизнью.
Формула же субъективного благополучия выглядит так:
Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект
где удовлетворённость жизнью – отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом. Неудовлетворенность также может проистекать из сравнения себя с другими людьми. Аффект – представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.
Эд Динер [7;280] констатировал, что счастье можно рассматривать как черту и как состояние: существует определенная личностная предрасположенность испытывать некоторый уровень эмоций, и она может измеряться независимо от оценки текущего состояния. Из многих переменных, которые сопоставлялись в эмпирических исследованиях, удовлетворенность жизнью оказалась наиболее устойчивой и стабильной, из чего Динер сделал вывод о том, что у нее существует определенная личностная основа, что впоследствии получило очень серьезные эмпирические подтверждения. «Рабочая модель, которой пользуются сейчас исследователи в этой области, состоит в том, что личность задает предрасположенность индивидов к определенным аффективным реакциям, однако текущие события также влияют на актуальный уровень субъективного благополучия».
Последние исследования в области выделения факторов, коррелирующих со счастьем, показали, что (Динер, Селигман) счастливые люди только по одному параметру явно отличаются от несчастливых: более счастливые люди имеют больше близких межличностных контактов – это может быть романтическая влюбленность, стабильные отношения, брачный союз, хорошие отношения с друзьями, счастливые люди меньше времени проводят в одиночестве.
В настоящее время в позитивной психологии можно выделить ряд факторов, корреляция (или её отсутствие) которых со счастьем, доказана.
Факторы, коррелирующие с субъективным благополучием [28]
Субъективное благополучие значимо коррелирует с такими факторами, как: |
Субъективное благополучие не коррелирует с такими факторами, как: |
Оптимизм |
Возраст |
Экстравертность, социальные связи |
Физическая привлекательность |
Брак |
Деньги |
Наличие интересной работы |
Пол |
Религия и духовность |
Уровень образования |
Свободное время |
Наличие детей |
Хороший сон и физические упражнения |
Уровень безопасности в обществе |
Социальное положение |
Качество жилья |
Субъективное здоровье |
Объективное здоровье |
Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков