Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72

Работа содержит 1 файл

диплом по психологии.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

Потребность в независимости  стимулирует столкновения с ожиданиями и ограничениями взрослых. На этом фоне возникает много конфликтных  явлений. Результат проявляется  в противодействии навязываемым мнениям, авторитетам, общественным нормам и правилам. 
Потребность в привязанности (любви) сопровождается стремлением к независимости, что отдаляет подростка от родительского дома, семейного круга и ведет к некоторой изоляции, повышая потребность в любви, привязанности, во взаимопонимании и доверии за пределами семейного круга [14,15].

Одним из новообразований подросткового периода является самооценка. Особенность самооценки детей этого возраста, отмечается ее неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. 
С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке [1;478].

Самооценка представляет собой центральное образование  личности. Она в значительной степени  определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения  и деятельности. Подростки остро  реагируют на критику со стороны  взрослых (сверстников) - понижается самооценка более того у тех, кто ее завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы  поведения.

В целом подростковый срок - срок распада психических связей [4;60]. 
Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Ведущая педагогическая мысль в работе с подростками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих вероятность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии [20; 40].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Проблема субъективного  благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом

Исследования субъективного  благополучия появились в западной психологии более пятидесяти лет  назад (Вилсон, Diener, Oishi, Suh, Myers, Lucas, Smith). Последовательно выдвигались и проверялись различные теоретические модели субъективного благополучия (Costa and McCrae, Brickman, Coates and Janoff-Bulman). Представители одного из направлений подчёркивают важность целей и ценностей (Oishi, Diener, Suh and Lucas). Emmons установил, что люди переживают более позитивное эмоциональное состояние, когда они добиваются успеха в своих частных целях. Они переживают гораздо большую жизненную удовлетворенность, когда имеют большие и значимые цели [2;67].

В отечественной психологии понятийный конструкт "субъективное благополучие" концептуализирован Р.М. Шамионовым. Им развивается оригинальный взгляд на механизмы, детерминанты, содержательные характеристики этого социально-психологического явления. Ученый исходит из базовой  категории социально-психологических  отношений и социально-когнитивной  парадигмы в психологии. Субъективное благополучие личности им понимается как интегральное социально-психологическое  образование, являющееся своеобразным индикатором внутренней экологии личности.

Вместе  с тем, существует значительное количество исследований, посвященных анализу  данного феномена. П.П. Фесенко, в  частности, подчеркивает, что с понятием психологического благополучия ассоциируют  целый ряд близких, но не тождественных  по своему значению понятий: "психическое  здоровье", "норма", "нормальная и аномальная личность", "позитивный стиль жизни", "эмоциональный  комфорт", "качество жизни", "самоактуализированная  личность" и др. [21;.16].

Чувство  благополучия весьма значимо для всего внутреннего (субъективного) мира личности. Благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А. Адлера). [30]

Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности  приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека, осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: в абсолют, в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, наполняют жизнь смыслом [15;476]. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное  благополучие — удовлетворенность  материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых...), стабильностью материального достатка.(470)

Психологическое благополучие (душевный комфорт) —  слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. (470).

Все перечисленные  составляющие тесно взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия довольно условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Психологическое благополучие личности. Психологическое  благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент  психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация. (471).

Эмоциональный компонент  психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах активности (471).

Благополучие  зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Благополучие  создают удовлетворяющие межличностные  отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Главная трудность при  определении субъективного благополучия заключается в том, что существует множество теорий, каждая из которых рассматривает лишь отдельные его аспекты, комплексной теории, рассматривающей субъективное благополучие с различных сторон в психологии не существует. Это связано с тем, что для каждого человека существует свое мнение о том, что такое субъективное благополучие и какие факторы его определяют.

Субъективное  благополучие — обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния — способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного (472). 
В русском языке состояние субъективного благополучия нередко отождествляется со счастьем, но такое отождествление верно лишь в известном смысле: счастьем чаще называют сильное положительное эмоциональное переживание, обычно вызываемое какими-то радостными событиями; это состояние кратковременное, преходящее — человек не способен его испытывать постоянно. 
Говоря о счастье как субъективном благополучии, обычно подразумевают «счастливую жизнь» — существование человека, в целом довольного тем, кем он является, тем, что он имеет, и тем, что с ним происходит. В этом смысле субъективное благополучие — не кратковременное «пиковое» переживание, а нечто, присущее человеку на протяжении всей жизни либо, по крайней мере, каких-то значительных ее отрезков. [29;1]. 
В мировой психологии — преимущественно английской и американской — активные исследования этого явления ведутся уже на протяжении четверти века. В отечественной психологии ему до сих пор уделяется недостаточно внимания, что следует признать серьезным упущением, поскольку достижение субъективное благополучие фактически является важнейшей целью всех практических усилий психологов. В силу этого представляется крайне важной объективная оценка разнообразных факторов — биологических, социальных, экономических, психологических, влияющих на это состояние. Учет и использование данных соответствующих исследований открывает широкие перспективы для позитивных изменений качества жизни — как конкретных людей, так и общества в целом.

На переживания благополучия (или неблагополучия) влияют различные  стороны бытия человека. Поэтому  его необходимо рассматривать как  интегрирующее ряд ощущений и  переживаний.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) – представления о собственном  благополучии (благополучности), и эмоциональный  – удовлетворенность субъекта своей  жизнью, чувство благополучия, доминирующий эмоциональный тон переживаний. Удовлетворенность своей жизнью является одновременно одной из основных частей эмоционального компонента настроения.

Наиболее ранний анкетный опрос, выделяющий источники счастья, был проведён американским психологом  Дж. Б. Уотсоном в начале века. В начале 40-х годов, известный психолог Э.Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворённости жизнью.

Только в 1973 году впервые  в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим  публикациям появилась категория  счастья, а в 1974 году – категория  субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью сходна с траекторией  развития философских воззрений  на счастье в предыдущие тысячелетия. В них также можно выделить объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень  психологического и социального  благополучия, связывающие счастье  со степенью реализации человеческого  потенциала (К.Рифф, К.Кейес), субъективистские подходы, отождествляющие счастье  с субъективным ощущением (Э.Динер, Д.Майерс, М. Селигман), а также немногочисленные работы, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р.Эммонс, Л.Кинг). [19;36]

М. Аргайл английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. [1;270].  Аргайл в своей монографии «Психология счастья» приводит подробную классификацию известных на сегодняшний день детерминант ощущения субъективного благополучия. По мнению автора, подобные факторы могут быть разделены на две большие группы:

Объективные факторы, такие  как благосостояние, занятость, брак и т. п.

Субъективные факторы, такие  как восприятие личностью жизненных  условий (например, социальное сравнение  и адаптация). 

Кроме того, могут быть выявлены и некоторые другие условия, которые  не могут быть отнесены ни к первой, ни ко второй группе факторов, например, личностные особенности, которые также  оказывают существенное влияние  на ощущение субъективного благополучия [1;259].

Ряд исследователей, занимавшихся вопросами благополучия, пришли к  выводу, что объективные факторы  не играют определяющей роли: более  важны индивидуальные различия, а  также эмоции и когнитивные процессы. Эта точка зрения подтверждается, в частности, двумя выводами. Во-первых, между доходами и удовлетворенностью, очевидно, обнаруживается весьма низкая корреляция. Во-вторых, люди с серьезными повреждениями оценивают свою удовлетворенность  и счастье достаточно высоко.

 Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций [1; 272]. Этот взгляд имеет исторический корни в философской традиции античного эвдемонизма.

Аргайл показывает зависимость  счастья от социальных связей, основной значимостью которых является психологическая  поддержка, которую оказывают близкие  люди на индивида. Значимыми социальными  связями являются: супружеские отношения, внутрисемейные и  близкие дружеские связи. Социальные отношения влияют на все аспекты благополучия. Дружба вызывает приподнятое настроение, счастье, способствует физическому и психическому здоровью и предотвращает одиночество. Влюбленность способствует ощущению большой радости и повышает самооценку. Брак оказывает значительное воздействие на счастье, физическое и психическое здоровье, но утрата супруга или супруги — крайне тяжелая травма. Семейная жизнь — это источник счастья, хотя в определенные периоды становится и источником стрессов.

 Следующим фактором, влияющим  на общую удовлетворенность, является  наличие работы, причем не столько  сам факт работы, или материального  поощрения труда, сколько психологические  аспекты работы, такие как: разнообразие  и самостоятельность труда, его  осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений  с коллегами и руководством. По мнению Динера, вопрос о том, делают ли деньги людей счастливыми, можно смело назвать наиболее горячо обсуждаемым за всю историю существования психологии счастья [8;91]. Большинство людей уверено, что богатые намного счастливее бедных. Но подтверждается ли это положение результатами экспериментов?

«Убеждение, что деньги приносят счастье, — это иллюзия» - утверждает Майкл Аргайл [1;259]. По мнению автора, деньги важны для формирования субъективного ощущения счастья только в случае, если речь идет о бедных людях. Богатым же людям деньги не дают ощутимого повышения уровня субъективного благополучия.

Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков