Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ
субъективного благополучия подростков
и факторов, влияющих на них………………………………………………………………………
1.1Психологические
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований
уровня субъективного благополучия и
факторов, влияющих на субъективное благополучие
подростков в целом и отдельно для каждого
пола ………………………………………...............
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки.
Субъективное благополучие в свою очередь является одой из ключевых проблем психологии личности. Это обусловлено тем, что от субъективного благополучия зависит качество жизни, успешность, способность быстро и эффективно приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим в жизни человека.
На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека и различные факторы его жизни. Наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой (учёбой), здоровье, досуг, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции, материальное обеспечение – всё это не полный список факторов, влияющих на счастье человека. В совокупности удовлетворенность всеми этими детерминантами и составляет картину субъективного благополучия личности. Поэтому важной задачей является выявление, исследование и анализ факторов, влияющих на благополучие личности.
Особое внимание в изучении субъективного благополучия и факторов, влияющих на него следует уделить подростковому возрасту, как самому трудному и сложному из всех детских возрастов. В столь непростом жизненном периоде для ребенка существуют определенные составляющие, влияющие на ощущение субъективного счастья, которые имеют различия с благополучием других возрастных категорий.
Как известно данный этап жизни представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. В это время происходит развитие личности, ее второе рождение. Следует отметить, что именно подростковый период является периодом выстраивания новых отношений с окружающим миром и самим собой, и, одновременно уязвимым периодом для воздействия негативных факторов, влияющих на формирование взаимоотношения с действительностью. Подростковый возраст ещё называют возрастом повышенной эмоциональности, нередко он сопровождается депрессией и суицидальными наклонностями, основанием которых не редко становится ощущение неблагополучия, причины которого могут быть самыми различными от проблем в семье или с друзьями, до плохих отметок в школе или не устраиваемой их внешности.
Исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков позволит узнать какие составляющие необходимы ребенку для того чтобы чувствовать себя счастливым, а так же поможет определить содержание психологической помощи и психолого-педагогических мероприятий, направленных на поддержание и/или повышение уровня субъективного благополучия подростков.
Физическое и психологическое благополучие подростков является необходимым условием сохранения их здоровья, достижения высоких результатов обучения, воспитания и развития,
Поэтому изучение факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков представляется важной и актуальной проблемой.
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Объект исследования: школьники (13-15 лет).
Предмет исследования: факторы субъективного благополучия подростков.
Общая гипотеза: факторы субъективного благополучия отличаются у мальчиков и девочек подросткового возраста
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: МОУ СОШ 18 г. Комсомольска-на-Амуре.
Контингент: 38 подростков 7 и 8 общеобразовательных классов.
Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ведение дается обоснование актуальности темы, исследования, сформулированы цель и задачи исследования, выявлены объект, предмет и гипотеза исследования.
Первая глава - теоретическая (3 параграфа) раскрывает теоретические основы особенностей подросткового возраста, а так же субъективного благополучия и факторов, влияющих субъективное благополучие как личности так и подростка в частности.
Во второй главе - эмпирической
(2 параграфа), исследуются уровень
субъективного благополучия подростков,
степень значимостью и
Библиографический список – 30 источников.
Теоретическая значимость дипломного
проекта определяется тем, что в
настоящее время отсутствуют
теоретические и практические исследования,
изучающие факторы
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты уточняют содержание в практической работе психологами при проведении психолого-педагогических мероприятий, направленные на поддержание и (или) повышения уровня субъективного благополучия подростков
Глава 1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
1.1.Психологические особенности подросткового возраста
На современном этапе
границы подросткового возраста
примерно совпадают с обучением
детей в средних классах от
11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить,
что основным критерием для периодов
жизни является не календарный возраст,
а анатомо-физиологические
Подростковый возраст - самый
трудный и сложный из всех детских
возрастов. Его ещё называют переходным
возрастом, потому что в течение
этого периода происходит своеобразный
переход от детства к взрослости,
от незрелости к зрелости, который
пронизывает все стороны
Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, они могут не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, тревожностью, агрессивностью, раздражительностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и более того аффективным вспышкам. Бурно развиваются чувства подростков, в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это пора подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются приятель с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями.
При взрослении ребенка происходит
его становление, подготовленность
к жизни во взрослом обществе, как
равноправного участника жизни,
у подростка проявляется
В этом возрасте происходит временное
психологическое отдаление подростка
от семьи и школы, их роль в становлении
личности подростка снижается, тогда,
как влияние сверстников усиливается,
так как общение со сверстниками выделяется
в качестве ведущей деятельности этого
периода [2;18].
Подросток испытывает особую
потребность в дружеских
Общение с теми, кто обладает таким же,
как у него, жизненным опытом, дает вероятность
подростку смотреть на себя по-новому.
Стремление идентифицироваться с себе
подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой
культуре потребность в друге. Сама приятельство
и служение ей становятся одной из значимых
ценностей в отрочестве. Именно через
дружбу усваиваются черты взаимодействия
людей: сотрудничество, взаимопомощь,
взаимовыручка, опасность ради другого
и т.п.
Для подростков становится важным:
умение познакомиться с понравившимся
человеком;
свободно чувствовать себя в фирмы, разделяя
нормы и интересы значимой для него группы;
ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность,
может выложить свои мысли и выложить
чувства.
Целеустремленность и настойчивость у
старшеклассников сочетаются с импульсивностью
и неустойчивостью, повышенная самоуверенность
и безапелляционность в суждениях сменяются
легкой ранимостью и неуверенностью в
себе, потребность в общении - желанием
уединиться, развязность соседствует
с застенчивостью; романтизм, мечтательность,
возвышенность чувств нередко уживаются
с сухим рационализмом и циничностью;
искренняя нежность, ласковость могут
быстро сменяться черствостью, отчужденностью,
враждебностью и более того жестокостью
[13;56].
Зачастую подросток стоит
перед выбором между
Как правило, в этом возрасте у подростков
возникают проблемы со взрослыми, в частности
с родителями. Родители продолжают смотреть
на своего ребенка как на маленького, а
он пытается выйти из этой опеки [5;180]. Поэтому
отношения со взрослыми обычно характеризуются
повышенной конфликтностью.
У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать отношения с другими людьми (39). Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье по виду выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я".
К новообразованиям подросткового возраста относится чувство взрослости, которое, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. С одной стороны подросток отвергает свою принадлежность к миру детей, а с иной - у него ещё нет ощущения полной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию окружающими его взрослости. Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный резкий тон и т.п.) (3).
Для подросткового возраста
характерно наличие разногласий
с родителями по поводу стиля одежды,
прически, ухода из дома, свободного
времени, школьных и материальных проблем.
В современном информационном обществе
стремление подростка к статусу взрослого
- мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве
подросток приобретает не чувство взрослости,
а чувство возрастной неполноценности.
Подросток психологически попадает в
подневольность от предметного мира как
ценности человеческого бытия. Современный
подросток попадает в большей мере под
внушающее влияние побуждающей рекламы,
порабощающей вещной потребности, под
знаковое манипулирование сознанием.
Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков