Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72

Работа содержит 1 файл

диплом по психологии.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7

1.1Психологические особенности  подросткового возраста…................7

1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13

1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28

Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39

Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42

2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42

2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45

Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65

Библиографический список………………………………………….…69

Приложения…………………………………………………………..….72

 

 

 

 

 

 

   Введение

Актуальность исследования. Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки.

Субъективное благополучие в свою очередь является одой из ключевых проблем психологии личности. Это обусловлено тем, что от субъективного благополучия зависит качество жизни, успешность, способность быстро и эффективно приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим в жизни человека.

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека и различные факторы его жизни. Наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой (учёбой), здоровье, досуг, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции,  материальное обеспечение – всё это не полный список факторов, влияющих на счастье человека. В совокупности удовлетворенность всеми этими детерминантами и составляет картину субъективного благополучия личности. Поэтому важной задачей является выявление, исследование и анализ факторов, влияющих на благополучие личности.

Особое внимание в изучении субъективного благополучия и факторов, влияющих на него следует уделить подростковому возрасту, как самому трудному и сложному из всех детских возрастов. В столь непростом жизненном периоде для ребенка существуют определенные составляющие, влияющие на ощущение субъективного счастья, которые имеют различия с благополучием других возрастных категорий.

Как известно данный этап жизни представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. В это время происходит развитие личности, ее второе рождение. Следует отметить, что именно подростковый период является периодом выстраивания новых отношений с окружающим миром и самим собой, и, одновременно уязвимым периодом для воздействия негативных факторов, влияющих на формирование взаимоотношения с действительностью. Подростковый возраст ещё называют возрастом повышенной эмоциональности, нередко он сопровождается депрессией и суицидальными наклонностями, основанием которых не редко становится ощущение неблагополучия, причины которого могут быть самыми различными от проблем в семье или с друзьями, до плохих отметок в школе или не устраиваемой их внешности.

Исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков позволит узнать какие составляющие необходимы ребенку для того чтобы чувствовать себя счастливым, а так же поможет определить содержание психологической помощи и психолого-педагогических мероприятий, направленных на поддержание и/или повышение уровня субъективного благополучия подростков.

Физическое и психологическое  благополучие подростков является необходимым  условием сохранения их здоровья, достижения высоких результатов обучения, воспитания и развития,

Поэтому изучение факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков представляется важной и актуальной проблемой.

Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.

Объект исследования: школьники (13-15 лет).

Предмет исследования: факторы субъективного благополучия подростков.

Общая гипотеза: факторы субъективного благополучия отличаются у мальчиков и девочек подросткового возраста

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом  и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
  2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
  3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.

Методы исследования:

  1. Тест «Удовлетворенность своей жизнью».
  2. Шкала субъективного благополучия.
  3. Тест “Смысло жизненных ориентаций”
  4. Опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»
  5. Опросник “факторы благополучия подростков”
  6. U-критерий Манна-Уитни

База исследования: МОУ СОШ 18 г. Комсомольска-на-Амуре.

Контингент: 38 подростков 7 и 8 общеобразовательных классов.

Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В ведение дается обоснование актуальности темы, исследования, сформулированы цель и задачи исследования, выявлены объект, предмет и гипотеза исследования.

Первая глава - теоретическая (3 параграфа) раскрывает теоретические  основы особенностей подросткового возраста, а так же субъективного благополучия и факторов, влияющих субъективное благополучие как личности так и подростка в частности.

Во второй главе - эмпирической (2 параграфа), исследуются уровень  субъективного благополучия подростков, степень значимостью и удовлетворенность  факторами, составляющими субъективное благополучие и проводится сравнительный  анализ отдельно для каждого пола.

Библиографический список – 30 источников.

Теоретическая значимость дипломного проекта определяется тем, что в  настоящее время отсутствуют  теоретические и практические исследования, изучающие факторы субъективного  благополучия подростков.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты уточняют содержание в практической работе психологами при  проведении психолого-педагогических мероприятий, направленные на поддержание и (или) повышения уровня субъективного благополучия подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.

1.1.Психологические особенности подросткового возраста

На современном этапе  границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением  детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения  в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое  созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием  организма, развитием вторичных  половых признаков. Исходя из этого, Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний - 14-15 лет, старший - 16-17 лет [17;129].

Подростковый возраст - самый  трудный и сложный из всех детских  возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение  этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который  пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое  строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [10;142].

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном  виде деятельности, они могут не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется  импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, тревожностью, агрессивностью, раздражительностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и более того аффективным вспышкам. Бурно развиваются чувства подростков, в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.

Главной особенностью подростка  является личностная нестабильность. Именно в это пора подросток заявляет о себе, как о личности с большой  буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются  приятель с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это  чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении  подростков со старшим поколением и  между собой. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями.

При взрослении ребенка происходит его становление, подготовленность к жизни во взрослом обществе, как  равноправного участника жизни, у подростка проявляется потребность  в познании самого себя. Ответ на вопрос "Кто я?" часто мучает подростка. Он проявляет интерес  к самому себе, у него формируются  собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и  их действиями. 
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их роль в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается, так как общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода [2;18].

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система  реального равенства. В то же время у подростка наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое "я", не быть "заурядным". Он может верховодить сверстниками или игрывать роль шута, лишь бы занять заметное место [18;217]. 
Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает вероятность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама приятельство и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, опасность ради другого и т.п. 
Для подростков становится важным: 
умение познакомиться с понравившимся человеком;  
свободно чувствовать себя в фирмы, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;  
ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может выложить свои мысли и выложить чувства. 
Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и более того жестокостью [13;56].

Зачастую подросток стоит  перед выбором между официальным  коллективом и неформальной группой  общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой  он чувствует себя комфортно, где  относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. 
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается выйти из этой опеки [5;180]. Поэтому отношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью.

У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать отношения с другими людьми (39). Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье по виду выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я".

К новообразованиям подросткового  возраста относится чувство взрослости, которое, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, так  как выражает новую жизненную  позицию подростка по отношению  к себе, людям и миру. С одной  стороны подросток отвергает  свою принадлежность к миру детей, а  с иной - у него ещё нет ощущения полной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию  окружающими его взрослости. Тенденция  к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный резкий тон и т.п.) (3).

Для подросткового возраста характерно наличие разногласий  с родителями по поводу стиля одежды, прически, ухода из дома, свободного времени, школьных и материальных проблем. 
В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в подневольность от предметного мира как ценности человеческого бытия. Современный подросток попадает в большей мере под внушающее влияние побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, под знаковое манипулирование сознанием.

Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков