Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72
это означает, что гипотеза верна. Уровень субъективного благополучия у мальчиков выше чем у девочек.
Следовательно мальчики более удовлетворены своей жизнью, чем девочки.
По результатам сравнения теста “Шкала субъективного благополучия” следует, что коэффициент ниже среднего у обоизх полов почти одинаковый (девочки – 29%, мальчики – 21%), среднийимеют больше мальчики (девочки – 49%, мальчики – 53%) и коэффициент выше среднего больше имеют девочки (девочки – 31%, мальчики – 26%) (Рисунок 6) (Рисунок 7).
Рисунок 6. Шкала субъективного благополучия (девочки)
Рисунок 7. Шкала субъективного благополучия (мальчики)
Проведем исследования по критерию Манна-Уитни. Критерий позволит оценить различия между двумя выборками по уровню субъективного благополучия мальчиков и девочек подросткового возраста.
Проведем ранжирование наших данных «в таблице 4».
Подсчет ранговых сумм по выборкам мальчиков и девочек в возрасте от 12-15 лет
Девочки |
Мальчики | ||
Параметры по шкалам( |
ранг |
Параметры по шкалам( |
ранг |
46 |
1 |
||
48 |
2 | ||
48,5 |
3 |
||
49 |
4 | ||
50 |
5 |
||
50,5 |
6 | ||
51 |
7 |
||
53 |
8 |
||
54,5 |
9 | ||
56 |
10 |
||
57 |
11 |
||
60 |
12 | ||
61 |
13 |
||
63 |
14 | ||
64 |
15 |
||
64,5 |
16 | ||
65 |
17 |
||
66 |
18 | ||
66,5 |
19 |
||
69 |
20 |
||
70 |
21 | ||
71 |
22 | ||
72 |
23 |
||
74 |
24 | ||
75 |
25 | ||
75,5 |
26 | ||
76 |
27 |
||
78 |
28 |
||
80,5 |
29 | ||
81 |
30 |
||
Сумма |
237 |
Сумма |
228 |
Таблица 3. Критерий Мана-Уитни
Общая сумма рангов 465.
Расчетная сумма рангов показана «в формуле (5)».
(5).
N- общее количество ранжируемых наблюдений.
=465
Сформулируем гипотезы:
: Уровень субъективного благополучия выше у девочек чем у девочек
: Уровень субъективного благополучия ниже у девочекчем у девочек
Определим эмпирическую величину «по формуле (6)».
(6).
Где
По таблице ΙΙ, приложение 2 из книги Елены Сидоренко «Методы математической обработки в психологии»[18] определим критическую величину .
=71.
Сравним эмпирическую и критическую величины
,
это означает, что гипотеза верна. Уровень субъективного благополучия удевочек выше чем у мальчиков.
Таким образом уровень субъективного благополучия у обоих полов примерно одинаковый, но девочки всё же опережают.
Сравнение “Теста смысложизненных ориентаций” показало, что уровень смысложизненных ориентаций выше у мальчиков (мальчики - 98,7, девочки – 97,1). (Рисунок 8)
Рисунок 8. Тест смысложизненой ориентации
Проведем исследования по критерию Манна-Уитни. Критерий позволит оценить различия между двумя выборками по показателю смысложизненных ориентаций мальчиков и девочек подрасткового возраста.
Проведем ранжирование наших данных «в таблице 4».
Подсчет ранговых сумм по выборкам мальчиков и девочек в возрасте от 12-15 лет
Мальчики |
Девочки | ||
Параметры по шкалам( |
ранг |
Параметры по шкалам( |
ранг |
70 |
1 | ||
76 |
2 |
||
82 |
3 | ||
85 |
4 |
||
86 |
5 |
||
92 |
6 | ||
93 |
7 | ||
96 |
8 |
||
96,5 |
9 |
||
97 |
10 | ||
97,5 |
11 |
||
98 |
12 | ||
100 |
13 |
||
101 |
14 | ||
101,5 |
15 |
||
103 |
16 | ||
105 |
17 | ||
107 |
18 |
||
109 |
19 |
||
112 |
20 | ||
115 |
21 |
||
116 |
22 |
||
120 |
23 |
||
123 |
24 |
||
127 |
25 | ||
129 |
26 |
||
Сумма |
220 |
Сумма |
131 |
Таблица 4.Тест Мана-Уитни
Общая сумма рангов 351.
Расчетная сумма рангов показана «в формуле (5)».
(5).
N- общее количество ранжируемых наблюдений.
=351
Сформулируем гипотезы:
: Показатель смысложизненных ориентаций выше у мальчиков чем у девочек
: Показатель смысложизненных ориентаций ниже у мальчиков чем у девочек
Определим эмпирическую величину «по формуле (6)».
(6).
Где
По таблице ΙΙ, приложение 2 из книги Елены Сидоренко «Методы математической обработки в психологии»[18] определим критическую величину .
=50.
Сравним эмпирическую и критическую величины
,
это означает, что гипотеза верна. Показатель смысложизненных ориентацийу мальчиков выше чем у девочек.
По результатам исследования
трёх тестов можно сделать вывод,
что общий уровень
Ранее мы выяснили, что субъективное благополучие подростков зависит от их эмоционального здоровья. Чем выше один из показателей, тем выше будет и другой. Сравним уровень эмоционального благополучия отдельно мальчиков и девочек.
По результатам исследования видно, что завышенный и средний уровень эмоционального благополучия преобладает у мальчиков (Рисунок 10), а низкий у девочек (Рисунок 9). Следовательно, и уровень субъективного благополучия у мальчиков выше, чем у девочек.
Рисунок 9. Тест “Самочувствие. Активность. Настроение”(девочки)
Рисунок 10. Тест “Самочувствие. Активность. Настроение”(мальчики)
Далее выясним, какие жизненные факторы являются наиболее важными, а какие нет, отдельно для мальчиков и для девочек, а так же, на сколько они удовлетворены (неудовлетворенны) ими.
Проведем исследование уже опросника “факторы благополучия подростков”.
Для мальчиков главными оказались отношения в семье, отношения со сверстниками и успеваемость, на последних местах материальное положение семьи и внешность. По степени удовлетворенности идут материальное положение семьи, отношения в семье, отношения со сверстниками, успеваемость и внешность. Связи с факторами и степенью удовлетворенности ими не наблюдается.
У девочек лидирующую позицию
занимают отношения в семье, материальное
положение и внешность, не особо
важны успеваемость и отношения
со сверстниками. По степени удовлетворенности
идут материальное положение, затем
внешность, отношения со сверстниками,
отношения в семье и
Таким образом, следует, самым важным фактором в жизни обоих полов является семья, а наибольшую удовлетворенность у подростков вызывает материальное положение семьи. В основном же мальчики и девочки имеют разные ценности в жизни, степень удовлетворенности (неудовлетворенности) которых не зависит от важности (незначительности) их в жизни подростка.
Выводы по главе 3.
Подростки, принявшие участие в исследовании имеют нормальный уровень субъективного благополучия и в основном довольны своей жизнью.
Субъективное благополучие подростков зависит от их эмоционального здоровья. Чем выше один из показателей, тем выше будет и другой.
Анализ эмоционального состояния подростков показал, что большинство подростков имеют благоприятные показатели по всем аспектам эмоционального здоровья, следовательно, нормальный уровень эмоционального состояния и субъективного благополучия.
При исследовании, какие жизненные факторы являются для подростков наиболее важными, а какие нет, а так же, на сколько они удовлетворены (неудовлетворенны) стало известно, что по степени удовлетворенности первым фактором является материальное положение семьи, вторым отношения со сверстниками, далее отношения в семье, внешность и успеваемость.
По значимости первое место учащиеся отдали отношениям в семье, далее идёт материальное положение, успеваемость и внешность разделили третью позицию и как не странно, но отношения со сверстниками в списке жизненных ценностей оказались на последнем месте.
Особой связи между факторами и степенью удовлетворенности ими не наблюдается.
При рассмотрении субъективного благополучия, и факторов, влияющих на ощущение субъективного счастья, в зависимости от половой принадлежности стало известно, что мальчики больше удовлетворены своей жизнью, чем девочки.
Исследуя факторы благополучия подростков отдельно для каждого пола, выяснилось, что, не считая того, что самым важным в жизни обоих полов является семья, а наибольшую удовлетворенность у подростков вызывает материальное положение семьи в основном мальчики и девочки имеют разные ценности в жизни, степень удовлетворенности (неудовлетворенности) которых не зависит от важности (незначительности) их в жизни подростка.
Данное исследование подтверждает нашу гипотезу: факторы субъективного благополучия отличаются у мальчиков и девочек подросткового возраста
Зключение
Настоящая дипломная работа была посвящена изучению факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков. Данная проблема является актуальной для современной теории и практики.
При выполнении работы нами были решены все поставленные задачи.
Исследуя теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него мы выяснили определение субъективного благополучия: субъективное благополучие — обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности.
Узнали, что ощущение субъективного чувства счастья складывается из социального, духовного, физического, материального и психического благополучия. В свою очередь психологическое благополучие у личности состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального.
Благополучие в большей
степени обусловлено
Выявили факторы, влияющие на субъективное благополучие.
Объективные факторы, такие как благосостояние, занятость, брак и т. п.
Субъективные факторы, такие как восприятие личностью жизненных условий (например, социальное сравнение и адаптация).
Выяснили, что для подростков наиболее важными факторами субъективного благополучия для них являются семейные и социальные факторы.
При экспериментальном исследование уровня субъективного благополучия подростков стало видно, что по результатам исследования тестов: тест «Удовлетворенность своей жизнью», тест «Шкала субъективного благополучия» и теста “Смысло жизненных ориентаций”, которые ориентированы на выявление уровня субъективного благополучия подростков, что большинство школьников удовлетворены своей жизнью и имеют средний уровень субъективного благополучия.
Анализ эмоционального состояния подростков показал, что большинство подростков имеют благоприятные показатели по всем аспектам эмоционального здоровья, следовательно, нормальный уровень эмоционального состояния и субъективного благополучия.
Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие показало, какие жизненные факторы являются для подростков наиболее важными, а какие нет, а так же, на сколько они удовлетворены (неудовлетворенны).
При исследовании результатов оросника «Факторы благополучия подростков» стало известно, что по степени удовлетворенности первым фактором является материальное положение семьи, вторым отношения со сверстниками, далее отношения в семье, внешность и успеваемость.
Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков