Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72

Работа содержит 1 файл

диплом по психологии.docx

— 164.29 Кб (Скачать)

 

Таким образом, для психологии счастья также характерно противопоставление двух подходов к пониманию счастья  объективного и субъективного, в  настоящее время эта дихотомия  находит своё разрешение в некотором  синтезе этих подходов.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Проблема субъективного  благополучия и факторов, влияющих  на субъективное благополучие  подростка в частности

Рассмотрим в частности  эмоциональное благополучие и факторы  субъективного благополучия подростков.

Характерологическая особенность 10 -15 летнего ребенка проявляется  в обостренном стремлении утвердить  себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта  их взросления. Причем у части младших  подростков оно выражается в желании  лишь утвердить свое право быть как  взрослые, добиться признания своей  взрослости (на уровне, например, "я  могу одеваться так, как я хочу"). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать  в разнообразных делах наравне  со взрослыми (Фельдштейн Д. И.) [10;76].

Переоценкой своих возросших  возможностей определяется стремление подростков к известной независимости  и самостоятельности, болезненное  самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить  их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами  частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение  со сверстниками часто проявляется  в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное  благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего  отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает  склонность к образованию группировок, "братств", готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются  нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки  начинают руководствоваться в своем  поведении. Зачастую у них формируется  система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка  является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес  к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих  чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется  под влиянием оценок других людей, сравнения  себя с другими, важнейшую роль в  ее формировании играет успешность деятельности.

Если в младшем школьном возрасте самооценка неотделима от оценки окружающих, то в подростковом возрасте происходят значительные изменения: переориентация с внешних оценок на оценки самого себя. Усложняется содержание самооценка: в нее включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные  возможности. Обостряются восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. В юношеском  возрасте развитие самооценки  идет в направлении повышения ее цельности  и интегрированности, с одной  стороны, и дифференцированности, с  другой. С возрастом, познавая себя, человек, как в зеркало, всматривается  в другого человека. Обращение  к другим людям, сравнение себя с  ними является необходимой общей  предпосылкой познания самого себя. Таким  образом, происходит своеобразный перенос  различных свойств личности, подмеченных  у другого, на самого себя.

Как показали многочисленные исследования, наличие положительной  самооценки, самоуважение является необходимым  условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного  к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямства.

Тенденции в развитии характерологических  особенностей заключаются в том, что от 12 к 17 годам заметно увеличиваются  показатели общительности, легкости в  общении с людьми, доминантности, настойчивости, соревновательности, в  то же время отмечается тенденция  к снижению импульсивности, возбудимости. В этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера (76). Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность  психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные  трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности.

Кризис подросткового  возраста протекает значительно  легче, если у школьника в этот период возникают относительные  постоянные личностные интересы или  какие либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие  от эпизодических характеризуются  своей "ненасыщаемостью"; чем больше они удовлетворяются, тем более  устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Удовлетворение таких интересов связано с  постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его  целеустремленным, внутренне более  собранным и организованным.

Переходный критический  период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином "самоопределение", оно характеризуется  осознанием себя в качестве члена  общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к  раннему юношескому возрасту резко  меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности, в центре внимания интересов и планов юноши находится проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. По существу, речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого "замысла", плана жизни.

Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение  к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего  профессиональное.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой  основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается  на индивидуально психологические  особенности, систему потенциалов  личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков  чаще встречается техническая направленность, у девочек - социальная и художественная.

Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального  самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В условиях современного школьного  обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию  или профиль обучения в возрасте 13-14 лет, подростки зачастую оказываются  не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в  профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.

Далее рассмотрим, факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.

  Как показывают современные исследования [16;251], наиболее значимыми жизненными ценностями для подростков в настоящее время являются семья, родители, друзья, образование. Они занимают первые три позиции в рейтинге. Далее идет любовь как отношения с противоположным полом,  а такие абстрактные ценности, как жизнь, свобода, независимость, материальное благополучие,  карьера,  работа,  здоровье,  в рейтинге важных жизненных ценностей занимают последние места. 

Таким образом, рассмотрим подробнее  семейные и социальные факторы.

Семья - первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на становление  личности. Приобретенные в семье  духовные ценности сохраняются на протяжении всей жизни. Следует отметить, что  именно в семье проходят важнейшие  этапы развития человека. Здесь так  же закладываются основные характеристики личности.

В жизни каждого человека главная роль отведена родителям. Благодаря  им, ребенок узнает основные правила  поведения, познает окружающий мир  и именно на них он старается во всем походить. Очень важным является понимание родителями того, что в  первую очередь от них зависит, как сформируется личность их ребенка, их умение создать адекватную эмоциональную связь с ним.

Семья, в которой налажен  эмоциональный контакт между  ее членами, может оказать сильное  воздействие на индивида. Это проявляется  в формировании правил поведения или форм взаимоотношений. Такая семья помогает человеку обрести не только нравственные ценности, но и чувство покоя и принадлежности к определенной социальной группе.

Как отмечает А.А. Бодалев, в  том случае, если семья не выполняет  свои функции, ее роль становится асоциальной [3;56]. Это значит, что человек не чувствует себя в безопасности, находясь в семейном кругу, у него отсутствуют представления об общественных нормах, он не может рассчитывать на взаимопонимание со стороны своих близких.

Важнейшим фактором, формирующим  личность ребенка можно назвать  эмоциональное отношение к нему родителей – родительскую позицию. Она может характеризоваться  как доминированием, так и полным безразличием. В качестве примера  нарушений контакта с ребенком можно  привести гиперопеку или повышенную агрессивность.

Д. Хамачек [25;27] отмечает, что «невротический перфекционизм происходит из детского опыта взаимодействия с не одобряющими или непостоянно проявляющими одобрение родителями, чья любовь всегда условна и зависит от результатов деятельности ребенка. В первом случае ребенок стремится «стать совершенным не только для того, чтобы избежать неодобрения других, но для того, чтобы, наконец, принять самого себя через сверхчеловеческие усилия и грандиозные достижения». Во втором случае «человек приходит к пониманию – только хорошее выполнение деятельности делает его ценным». Родители перфекциониста чрезмерно критичны, требовательны и, в целом, оказывают существенно меньше поддержки» [6;21].

Результат выполнения деятельности переоценивается в ущерб любви  и близости. Ребенок вынужден оставаться «безошибочным», чтобы удовлетворить  родительские ожидания и избежать критики. Маленький перфекционист продолжает сражаться, в надежде завоевать  родительское одобрение.

Описано четыре типа раннего  опыта, которые вносят вклад в  формирование перфекционистского мышления:

1. Чрезмерно критичные  и требовательные родители.

2. Родительские ожидания  и стандарты чрезмерно высоки; критика при этом непрямая, а,  косвенная.

3. Родительское одобрение  отсутствует или непоследовательно  и условно.

4. Родители-перфекционисты  служат моделями для научения  перфекционистским установкам и  формам поведения.

По данным С.В. Воликовой  и А.Б. Холмогоровой можно выделить несколько источников негативной когнитивной  схемы при эмоциональных расстройствах:

  • Стрессовые события в семейной истории (алкоголизации, жестокость обращения и пр.), фиксация родителей на опасностях, которыми полон окружающий мир, и жизненных неудачах могли приводить к формированию картины мира как непредсказуемого, чреватого катастрофами, а также к представлениям о себе как о человеке, не способном повлиять на события.

-Родительская критика  в адрес ребенка за возможные  ошибки, постоянные нелицеприятные  сравнения ребенка с другими,  особенно с более успешными  детьми, могли приводить к формированию  представлений о себе, как неудачливом,  глупом, неспособном. "Я хуже других. Я глупее других". Постоянная  критика за ошибки и сравнение  с другими приводят к привычке  жить в режиме сравнения, к  стремлению быть лучше других: "Я должен быть лучше других, иначе я никто".

  • Критика ребенка за проявление негативных эмоций приводит к запретам на проявление чувств, к представлению о том, что проявление чувств, способность делиться своими трудностями и переживаниями по их поводу - это слабость. "Нормальный человек не испытывает негативных эмоций. Рассказывать о своих проблемах - значит, показывать свои слабости".
  • Индуцирование недоверия создает представление об окружающих как о людях враждебных, критикующих, не способных оказать поддержку. "Люди враждебны. Доверять нельзя никому. Если ты обнаружишь свою слабость, тебе не помогут, лишь осмеют. Со всем надо справляться только самостоятельно. Ни на кого нельзя рассчитывать. Все сосредоточены только на себе» [26;23].

По данным А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой, высокие стандарты  жизни и деятельности или перфекционистские  установки по отношению к себе и другим – одна из функциональных семейных ценностей, повышающих риск развития эмоциональных расстройств [26;752].

Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков