Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия личности в целом и подростка в частности, и факторов, влияющих на него.
2. Экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия подростков
3. Экспериментальное исследование факторов, влияющих на субъективное благополучие.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ субъективного благополучия подростков и факторов, влияющих на них……………………………………………………………………………....….7
1.1Психологические особенности подросткового возраста…................7
1.2 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие личности в целом………………….…………….13
1.3 Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности……………………….….28
Выводы по главе 1………………………………………...………...…...39
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков……...........42
2.2.Организация исследования уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола………………………………………………….….42
2.3.Результаты исследований уровня субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростков в целом и отдельно для каждого пола ………………………………………......................45
Выводы по 3 главе………………………………………………….…....65
Библиографический список………………………………………….…69
Приложения…………………………………………………………..….72
Таким образом, для психологии счастья также характерно противопоставление двух подходов к пониманию счастья объективного и субъективного, в настоящее время эта дихотомия находит своё разрешение в некотором синтезе этих подходов.
1.3.Проблема субъективного благополучия и факторов, влияющих на субъективное благополучие подростка в частности
Рассмотрим в частности эмоциональное благополучие и факторы субъективного благополучия подростков.
Характерологическая особенность 10 -15 летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, "я могу одеваться так, как я хочу"). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми (Фельдштейн Д. И.) [10;76].
Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, "братств", готовность безоглядно следовать за лидером.
Интенсивно формируются
нравственные понятия, представления,
убеждения, принципы, которыми подростки
начинают руководствоваться в своем
поведении. Зачастую у них формируется
система своих собственных
Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.
Если в младшем школьном возрасте самооценка неотделима от оценки окружающих, то в подростковом возрасте происходят значительные изменения: переориентация с внешних оценок на оценки самого себя. Усложняется содержание самооценка: в нее включаются нравственные проявления, отношение к окружающим, собственные возможности. Обостряются восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. В юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой. С возрастом, познавая себя, человек, как в зеркало, всматривается в другого человека. Обращение к другим людям, сравнение себя с ними является необходимой общей предпосылкой познания самого себя. Таким образом, происходит своеобразный перенос различных свойств личности, подмеченных у другого, на самого себя.
Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямства.
Тенденции в развитии характерологических
особенностей заключаются в том,
что от 12 к 17 годам заметно увеличиваются
показатели общительности, легкости в
общении с людьми, доминантности,
настойчивости, соревновательности, в
то же время отмечается тенденция
к снижению импульсивности, возбудимости.
В этом возрасте особенно остро проявляются,
акцентируются некоторые
Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей "ненасыщаемостью"; чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.
Переходный критический
период завершается возникновением
особого личностного
Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего профессиональное.
Интересы, достигшие высокого
уровня развития, представляют собой
основу для формирования профессиональной
направленности личности и адекватного,
зрелого профессионального
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.
Важнейшими психологическими
предпосылками успешного
В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13-14 лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.
Далее рассмотрим, факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков.
Как показывают современные исследования [16;251], наиболее значимыми жизненными ценностями для подростков в настоящее время являются семья, родители, друзья, образование. Они занимают первые три позиции в рейтинге. Далее идет любовь как отношения с противоположным полом, а такие абстрактные ценности, как жизнь, свобода, независимость, материальное благополучие, карьера, работа, здоровье, в рейтинге важных жизненных ценностей занимают последние места.
Таким образом, рассмотрим подробнее семейные и социальные факторы.
Семья - первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на становление личности. Приобретенные в семье духовные ценности сохраняются на протяжении всей жизни. Следует отметить, что именно в семье проходят важнейшие этапы развития человека. Здесь так же закладываются основные характеристики личности.
В жизни каждого человека главная роль отведена родителям. Благодаря им, ребенок узнает основные правила поведения, познает окружающий мир и именно на них он старается во всем походить. Очень важным является понимание родителями того, что в первую очередь от них зависит, как сформируется личность их ребенка, их умение создать адекватную эмоциональную связь с ним.
Семья, в которой налажен эмоциональный контакт между ее членами, может оказать сильное воздействие на индивида. Это проявляется в формировании правил поведения или форм взаимоотношений. Такая семья помогает человеку обрести не только нравственные ценности, но и чувство покоя и принадлежности к определенной социальной группе.
Как отмечает А.А. Бодалев, в том случае, если семья не выполняет свои функции, ее роль становится асоциальной [3;56]. Это значит, что человек не чувствует себя в безопасности, находясь в семейном кругу, у него отсутствуют представления об общественных нормах, он не может рассчитывать на взаимопонимание со стороны своих близких.
Важнейшим фактором, формирующим личность ребенка можно назвать эмоциональное отношение к нему родителей – родительскую позицию. Она может характеризоваться как доминированием, так и полным безразличием. В качестве примера нарушений контакта с ребенком можно привести гиперопеку или повышенную агрессивность.
Д. Хамачек [25;27] отмечает, что «невротический перфекционизм происходит из детского опыта взаимодействия с не одобряющими или непостоянно проявляющими одобрение родителями, чья любовь всегда условна и зависит от результатов деятельности ребенка. В первом случае ребенок стремится «стать совершенным не только для того, чтобы избежать неодобрения других, но для того, чтобы, наконец, принять самого себя через сверхчеловеческие усилия и грандиозные достижения». Во втором случае «человек приходит к пониманию – только хорошее выполнение деятельности делает его ценным». Родители перфекциониста чрезмерно критичны, требовательны и, в целом, оказывают существенно меньше поддержки» [6;21].
Результат выполнения деятельности
переоценивается в ущерб любви
и близости. Ребенок вынужден оставаться
«безошибочным», чтобы удовлетворить
родительские ожидания и избежать критики.
Маленький перфекционист
Описано четыре типа раннего опыта, которые вносят вклад в формирование перфекционистского мышления:
1. Чрезмерно критичные и требовательные родители.
2. Родительские ожидания и стандарты чрезмерно высоки; критика при этом непрямая, а, косвенная.
3. Родительское одобрение
отсутствует или
4. Родители-перфекционисты
служат моделями для научения
перфекционистским установкам
По данным С.В. Воликовой
и А.Б. Холмогоровой можно выделить
несколько источников негативной когнитивной
схемы при эмоциональных
-Родительская критика
в адрес ребенка за возможные
ошибки, постоянные нелицеприятные
сравнения ребенка с другими,
особенно с более успешными
детьми, могли приводить к
По данным А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой, высокие стандарты жизни и деятельности или перфекционистские установки по отношению к себе и другим – одна из функциональных семейных ценностей, повышающих риск развития эмоциональных расстройств [26;752].
Информация о работе Факторы, влияющие на субъективное благополучие подростков