Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа
В качестве предмета изучения будет выступать совокупность факторов влияющих на уровень авторитета командира в воинском коллективе. В ходе исследования нами были выдвинута гипотеза.
Существует связь между уровнем авторитета и такими показателями как:
Уровень физического развития
Уровень интеллектуального развития
Уровень развития нравственных качеств
Уровень развития организаторских качеств
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава I Теоретическое обоснование сущности авторитета и его критериев………………………..…………………………………………………8
§1 Авторитет как предмет научного исследования………………………..........8
§2 Исследовательская модель изучения авторитета и факторов, влияющих на авторитет………………………………..………………………….……….........24
Глава II Эмпирическое исследование факторов, влияющих на уровень авторитета командира …………………………………………………......……34
§1 Описание замысла исследования …………………...………………….......34
§2 Измерение авторитета и гипотетических факторов……………………….35
§3 Изучение факторов, влияющих на авторитет, методом корреляционного анализа………………………………………………………….………………..54
Практические рекомендации…………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………........65
Литература……………………………………………………………………….66
Приложения……………
Потребности пронизывают все сферы жизни общества. Они представляют собой глубинные причины социальной активности субъектов, действующих в материальном и духовном производстве, в политике и культуре, в различных социальных институтах.
Таким образом объективной основой появления авторитета выступают общественные потребности.
Авторитет
рассматривается в научной
В социологии традиции в понимании авторитета связаны с именами Т. Гоббса, М. Вебера и Э. Шилза и др. Считается, что в социальной психологии Т. Гоббс и М. Вебер впервые раскрыли понимание авторитета.
Как средство поддержания дисциплины авторитет присутствует в любой деятельности людей, в производстве, управлении и других сферах общественной жизни.
Надо
отметить, что анализ феномена авторитета
с социологических позиций
Изучение феномена авторитета проводилось не только с философских (Г.М. Бонгард-Левин, Ю.В. Бромлей, А.А. Богданов, Б.Ю. Берзин, В.С. Богданов, Н.М. Гелашвили, Г.В. Горченко, К.К. Грищенко, А.Я. Гуревич, В.К. Калиничев, Ю.В. Киселев, В.Л. Миникаева, В.М. Назаров, Ю.Л. Неймер, Ю. Никифоров, Е. Панфилов, А.А. Першин, П.П. Посохов, А.Л. Салагаев, Е.А. Самков, А.И. Соловьев, Ф. Энгельс, и др.) и социологических позиций (Г. Велтруска, И.П. Волков, А.В. Воробъев, Н.М. Кейзеров, В.М. Назаров А.М., Омаров, П.П. Посохов, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Солдатов и др.), но и с позиций социальной психологии, психологии управления, психологии личности (В.Г. Афанасьев, И.П. Волков, А.В. Воробьев, К. Павлица, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Солдатов, Ю.П. Степкин и др.).
В работах философской и социологической направленности авторы убедительно показывают, что авторитет личности - объективно существующее явление социальной действительности. Оно детерминировано материальными условиями жизни общества, его политической организацией и особенностями идеологии. В свою очередь, авторитет выступает как существенный фактор организации социальных общностей, так как является одной из форм отношения "руководство - подчинение".
Авторитет рассматривается как мера социальной значимости субъекта (индивида, группы, социального института, общества в целом), складывающаяся в общественном мнении, в процессе эффективной деятельности, направленной на удовлетворение объективных социальных потребностей и интересов. Многими исследователями феномена авторитета подчеркивалось, что он проявляется в неформальном, ненасильственном влиянии субъекта на объект воздействия авторитета. Эти положения являются для автора методологически исходными в анализе феномена авторитета педагога.
Понятие авторитет относят также к статусу - должности, званию, организации и т.д. В этом смысле понятие авторитет сходно с понятиями престиж и лидерство.
Авторитет рождается не только от характера общения руководителя с подчиненными, но еще в большей степени зависит от стиля работы - деловых качеств, прямых результатов деятельности, способности к самостоятельным действиям.
Система потребностей является своеобразной " инвариантностью" в структуре общественного авторитета. Реальное социальное содержание авторитета зависит от конкретных исторических условий и характера деятельности.
Авторитет приобретается только в процессе значимой деятельности. Это существенная характеристика деятельности, в процессе которой могут сформироваться авторитетные отношения, в противном случае решение проблемы построения авторитетных отношений - бесперспективно. Причем, значимая деятельность не обязательно должна быть совместной. Достаточно, чтобы субъект S2 , в глазах которого, приобретается авторитет субъекта S1 , признавал деятельность субъекта S1 значимой. "В структуре любого авторитетного деятеля имеются как общие для всех профессий морально-психологические свойства, так и специальные свойства, присущие только деятелю в определенной области практики...".6
Содержание любого вида авторитета обязательно включают в себя две стороны: социальную и специфическую, соотношение которых определяется диалектикой общего и особенного. Если общее, социальная сторона, присутствует в каждом виде авторитета, то особенное - определяется сферой общественной жизни, а также способом воздействия и влияния. Раскрытие социальной сущности авторитета служит методологической основой раскрытия содержания любого вида авторитета, включая и авторитет педагога, так как авторитет по своей природе - явление социальное.
Авторитет субъекта не существует вне и помимо социальной среды.
По
мнению А.В. Петровского, можно предположить,
что у каждого человека есть своя
концепция понимания
Однако нельзя не признать, что в каждой индивидуальной концепции авторитета, присутствует общепринятая концепция, в которой отражаются и исторические закономерности развития общества, и его экономический уклад, традиции, и общепринятые ценности. Что же оказывает наиболее существенное влияние на возможную личностную концепцию субъекта в понимании авторитета? Это будет во многом определяться ценностной ориентацией этой личности в самом широком ее понимании. Это и аспекты целеполагания, к чему личность стремиться, каковы ее потребности и интересы, причем не только в плане достижения определенного социального статуса, но и ее культурных ценностей
В
качестве факторов авторитета необходимо
учитывать и индивидуально-
Авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Возможность такого воздействия обусловлена положительным эмоциональным отношением людей к носителю авторитета. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушающего действия данного человека как суггестора.8 Внушение и подражание выделяются как наиболее значимые механизмы воздействия авторитета. Причем речь идет не только о преднамеренном воздействии, но и о непреднамеренном, непроизвольном внушении.
Следовательно, авторитет личности можно рассматривать как результат отражения в сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности, и решающим моментом в формировании отношений авторитета может оказаться не сама по себе объективная ценность каких-то свойств личности, а их субъективная значимость для другого.
Авторитет в большей мере личностно окрашен, нежели профессионально. Поэтому корректнее употреблять термин авторитет педагога, равно как авторитет врача, авторитет юриста и т.д., нежели - педагогический авторитет, тренерский, учительский ..., подчеркивая тем самым, общее и специфичное в рассматриваемом явлении.
Как
результат проведенной
Профессиональный компонент, интегрирующий специальную эрудицию, методическое мастерство, технологическое разнообразие.
Личностный компонент, в состав которого входят ценностная составляющая (носителем каких конкретных нравственных, философских, эстетических и др. ценностей является педагог); характерологическая составляющая (черты характера создающие предпосылки для формирования авторитета); культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения ...)
Cоциальный
компонент, отражающий
Ролевой компонент, характеризующийся занимаемой должностью и обусловленными ею правами и обязанностями.
Ни
один из компонентов структуры
В настоящее время для достижения успеха в своей деятельности командиру необходимо обладать такими качествами как лидерство и авторитет. Лидеры и авторитеты - это выдвиженцы масс.
Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В социологии различают несколько типов лидеров:
Авторитет - форма власти, опирающаяся на престиж и другие положительно оцениваемые членами общества ценности субъекта, осуществляющего власть. По М.Веберу выделяются три вида авторитета, отождествляемого с формой власти: легальный, традиционный и харизматический авторитеты.
Легальный авторитет Legal authority
Авторитет, поддерживаемый системой формальных законов, в отличие от авторитета традиционного и авторитета харизматического.
Традиционный авторитет Traditional authority
Авторитет, основанный на передаче исторически сложившихся и воспринимаемых как естественные и нерушимые нормы и ценности, в отличие от авторитета легального и авторитета харизматического.
(Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов.-М., 1998)
Харизматический авторитет Charismatic authority
Авторитет, возникающий на основе исключительно личных качеств лидера и его способности внушать веру в особый, часто сверхъестественный характер собственной миссии.
Из политической психологии под авторитетом понимается власть человека неотрывно связанна с его харизмой и лидерские способности.
Основной
политико-психологической
1)
влияние руководителя на
Информация о работе Факторы, определяющие авторитет командира в воинском коллективе