Факторы, определяющие авторитет командира в воинском коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

В качестве предмета изучения будет выступать совокупность факторов влияющих на уровень авторитета командира в воинском коллективе. В ходе исследования нами были выдвинута гипотеза.
Существует связь между уровнем авторитета и такими показателями как:
Уровень физического развития
Уровень интеллектуального развития
Уровень развития нравственных качеств
Уровень развития организаторских качеств

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава I Теоретическое обоснование сущности авторитета и его критериев………………………..…………………………………………………8
§1 Авторитет как предмет научного исследования………………………..........8
§2 Исследовательская модель изучения авторитета и факторов, влияющих на авторитет………………………………..………………………….……….........24
Глава II Эмпирическое исследование факторов, влияющих на уровень авторитета командира …………………………………………………......……34
§1 Описание замысла исследования …………………...………………….......34
§2 Измерение авторитета и гипотетических факторов……………………….35
§3 Изучение факторов, влияющих на авторитет, методом корреляционного анализа………………………………………………………….………………..54
Практические рекомендации…………………………………………………...58
Заключение…………………………………………………………………........65
Литература……………………………………………………………………….66
Приложения……………

Работа содержит 1 файл

факторы определяющие авторитет командира.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

       Потребности пронизывают все сферы жизни  общества. Они представляют собой  глубинные причины социальной активности субъектов, действующих в материальном и духовном производстве, в политике и культуре, в различных социальных институтах.

       Таким образом объективной основой  появления авторитета выступают  общественные потребности.

       Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле. В  частности А.И. Соловьев предлагает при анализе авторитета выделять широкий и узкий смысл понимания проблемы. В широком смысле слова авторитет рассматривается как одна из форм существования общественных отношений, то есть - это общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица, группы, коллектива или организации в различных сферах общественной жизни; в более узком значении - высокая общественная значимость какого-либо лица (организации, системы ценностей, партии класса, государства), основанная на доверии к нему и общественном признании его достоинств, заслуг и полномочий. Но корректнее, логичнее широкий вариант рассматривать как неформальное влияние, а узкий вариант рассматривать как формальное влияние, или иначе, как одну из форм осуществления власти.

       В социологии традиции в понимании  авторитета связаны с именами Т. Гоббса, М. Вебера и Э. Шилза и др. Считается, что в социальной психологии Т. Гоббс и М. Вебер впервые раскрыли понимание авторитета.

       Как средство поддержания дисциплины авторитет  присутствует в любой деятельности людей, в производстве, управлении и других сферах общественной жизни.

       Надо  отметить, что анализ феномена авторитета с социологических позиций характеризуется  выделением значения авторитета власти, который по существу определяется социальной ролью его носителя. В этом случае анализируется его значение в стабилизации и упорядочении системы отношений в обществе. С другой стороны, формирование авторитетных отношений зависит от отношения к данному субъекту, коллективу... других субъектов, коллективов..., что представляет собой психологическую сторону власти.

       Изучение  феномена авторитета проводилось не только с философских (Г.М. Бонгард-Левин, Ю.В. Бромлей, А.А. Богданов, Б.Ю. Берзин, В.С. Богданов, Н.М. Гелашвили, Г.В. Горченко, К.К. Грищенко, А.Я. Гуревич, В.К. Калиничев, Ю.В. Киселев, В.Л. Миникаева, В.М. Назаров, Ю.Л. Неймер, Ю. Никифоров, Е. Панфилов, А.А. Першин, П.П. Посохов, А.Л. Салагаев, Е.А. Самков, А.И. Соловьев, Ф. Энгельс, и др.) и социологических позиций (Г. Велтруска, И.П. Волков, А.В. Воробъев, Н.М. Кейзеров, В.М. Назаров А.М., Омаров, П.П. Посохов, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Солдатов и др.), но и с позиций социальной психологии, психологии управления, психологии личности (В.Г. Афанасьев, И.П. Волков, А.В. Воробьев, К. Павлица, Б.Ф. Поршнев, В.Е. Солдатов, Ю.П. Степкин и др.).

       В работах философской и социологической направленности авторы убедительно показывают, что авторитет личности - объективно существующее явление социальной действительности. Оно детерминировано материальными условиями жизни общества, его политической организацией и особенностями идеологии. В свою очередь, авторитет выступает как существенный фактор организации социальных общностей, так как является одной из форм отношения "руководство - подчинение".

       Авторитет рассматривается как мера социальной значимости субъекта (индивида, группы, социального института, общества в целом), складывающаяся в общественном мнении, в процессе эффективной деятельности, направленной на удовлетворение объективных социальных потребностей и интересов. Многими исследователями феномена авторитета подчеркивалось, что он проявляется в неформальном, ненасильственном влиянии субъекта на объект воздействия авторитета. Эти положения являются для автора методологически исходными в анализе феномена авторитета педагога.

       Понятие авторитет относят также к  статусу - должности, званию, организации и т.д. В этом смысле понятие авторитет сходно с понятиями престиж и лидерство.

       Авторитет рождается не только от характера  общения руководителя с подчиненными, но еще в большей степени зависит  от стиля работы - деловых качеств, прямых результатов деятельности, способности к самостоятельным действиям.

       Система потребностей является своеобразной " инвариантностью" в структуре  общественного авторитета. Реальное социальное содержание авторитета зависит  от конкретных исторических условий и характера деятельности.

       Авторитет приобретается только в процессе значимой деятельности. Это существенная характеристика деятельности, в процессе которой могут сформироваться авторитетные отношения, в противном случае решение  проблемы построения авторитетных отношений - бесперспективно. Причем, значимая деятельность не обязательно должна быть совместной. Достаточно, чтобы субъект S2 , в глазах которого, приобретается авторитет субъекта S1 , признавал деятельность субъекта S1 значимой. "В структуре любого авторитетного деятеля имеются как общие для всех профессий морально-психологические свойства, так и специальные свойства, присущие только деятелю в определенной области практики...".6

       Содержание  любого вида авторитета обязательно  включают в себя две стороны: социальную и специфическую, соотношение которых определяется диалектикой общего и особенного. Если общее, социальная сторона, присутствует в каждом виде авторитета, то особенное - определяется сферой общественной жизни, а также способом воздействия и влияния. Раскрытие социальной сущности авторитета служит методологической основой раскрытия содержания любого вида авторитета, включая и авторитет педагога, так как авторитет по своей природе - явление социальное.

       Авторитет субъекта не существует вне и помимо социальной среды.

       По  мнению А.В. Петровского, можно предположить, что у каждого человека есть своя концепция понимания авторитетности субъекта, тем самым, подчеркивая  субъективную опосредованность этого  явления. Близкое понимание авторитета руководителя содержится в работах А.Л. Свенцицкого, авторитет руководителя им рассматривается как результат признания особой ценности важности для успешной работы тех или иных качеств личности, причем качеств существенных с точки зрения именно этих людей.

       Однако  нельзя не признать, что в каждой индивидуальной концепции авторитета, присутствует общепринятая концепция, в которой отражаются и исторические закономерности развития общества, и  его экономический уклад, традиции, и общепринятые ценности. Что же оказывает наиболее существенное влияние на возможную личностную концепцию субъекта в понимании авторитета? Это будет во многом определяться ценностной ориентацией этой личности в самом широком ее понимании. Это и аспекты целеполагания, к чему личность стремиться, каковы ее потребности и интересы, причем не только в плане достижения определенного социального статуса, но и ее культурных ценностей

       В качестве факторов авторитета необходимо учитывать и индивидуально-психологические  характеристики личности. Э.Д. Вильховченко утверждает, что усилия зарубежных социологов в поисках повышения эффективности производства позволили прийти к выводу, что авторитет руководителя необходимо рассматривать как производную психических черт его личности.7

       Авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Возможность такого воздействия обусловлена положительным эмоциональным отношением людей к носителю авторитета. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушающего действия данного человека как суггестора.8 Внушение и подражание выделяются как наиболее значимые механизмы воздействия авторитета. Причем речь идет не только о преднамеренном воздействии, но и о непреднамеренном, непроизвольном внушении.

       Следовательно, авторитет личности можно рассматривать  как результат отражения в  сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи  данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности, и решающим моментом в формировании отношений авторитета может оказаться не сама по себе объективная ценность каких-то свойств личности, а их субъективная значимость для другого.

       Авторитет в большей мере личностно окрашен, нежели профессионально. Поэтому корректнее употреблять термин авторитет педагога, равно как авторитет врача, авторитет юриста и т.д., нежели - педагогический авторитет, тренерский, учительский ..., подчеркивая тем самым, общее и специфичное в рассматриваемом явлении.

       Как результат проведенной аналитической  деятельности, разработана структура  авторитета педагога, в которой представлены компоненты, безусловно принимаемые  к оценке в субъект-субъектных отношениях при построении авторитетных отношений.

       Профессиональный  компонент, интегрирующий специальную  эрудицию, методическое мастерство, технологическое  разнообразие.

       Личностный  компонент, в состав которого входят ценностная составляющая (носителем  каких конкретных нравственных, философских, эстетических и др. ценностей является педагог); характерологическая составляющая (черты характера создающие предпосылки для формирования авторитета); культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения ...)

       Cоциальный  компонент, отражающий социальную  перцепцию, на которую оказывают  влияние социальная значимость, социальный престиж профессии  и социальные (профессиональные) стереотипы.

       Ролевой компонент, характеризующийся занимаемой должностью и обусловленными ею правами и обязанностями.

       Ни  один из компонентов структуры авторитета не существует независимо от других. Они  динамично взаимосвязаны, взаимно  дополняют и могут или усиливать, или ослаблять друг друга. Социальный и ролевой компоненты характеризуют объективную сторону изучаемого явления, тогда как профессиональный и личностный компоненты - субъективную. Вместе с тем их необходимо рассматривать с позиции диалектического единства. В нем фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности.

       В настоящее время для достижения успеха в своей деятельности командиру  необходимо обладать такими качествами как лидерство и авторитет. Лидеры и авторитеты - это выдвиженцы масс.

       Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.  В социологии различают несколько типов лидеров:

    • в зависимости от содержания деятельности: вдохновитель и исполнитель;
    • в зависимости от характера деятельности: универсальный и ситуационный;
    • в зависимости от направленности деятельности: эмоциональный и деловой;
    • в зависимости от отношения к официальному руководителю:  позитивный  и негативный;
    • в зависимости от соответствия формальных полномочий и степени влияния:  формальный  и неформальный.

       Авторитет - форма власти, опирающаяся на престиж и другие положительно оцениваемые членами общества ценности субъекта, осуществляющего власть. По М.Веберу выделяются три вида авторитета, отождествляемого с формой власти: легальный, традиционный и харизматический авторитеты.

       Легальный авторитет                  Legal authority

       Авторитет, поддерживаемый системой формальных законов, в отличие от авторитета традиционного  и авторитета харизматического.

       Традиционный  авторитет        Traditional authority 

       Авторитет, основанный на передаче исторически  сложившихся  и воспринимаемых как естественные и нерушимые нормы и ценности, в отличие от авторитета легального и авторитета харизматического.

       (Социологический  энциклопедический словарь / Ред.-координатор  Г.В. Осипов.-М., 1998)

       Харизматический авторитет   Charismatic authority

       Авторитет, возникающий на основе исключительно  личных качеств лидера и его способности  внушать веру в особый, часто сверхъестественный характер собственной миссии.

       Из  политической психологии под авторитетом  понимается  власть  человека неотрывно  связанна с его харизмой и лидерские способности.

       Основной  политико-психологической характеристикой  лидера является авторитет , т.е. влияние, значение, которым он пользуется в  силу определенных заслуг, качеств  или обстоятельств. Авторитет —  это форма отношений власти, которая необходима любому руководителю для того, чтобы он мог руководить другими людьми. Отсутствие авторитета равносильно утрате руководства и лидерства, исчезновению управления. У авторитета, как и у власти вообще, выделяются две стороны:

       1) влияние руководителя на подчиненных  людей, 

Информация о работе Факторы, определяющие авторитет командира в воинском коллективе