Диагностика интелектуальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрено понятие и сущность иттеллекта, а также несколько методик рассматриваемые разными авторами.

Содержание

Интеллект. Различные взгляды на интеллектуальные способности.
Методы диагностики интеллектуальных способностей.
Исследования уровня интеллекта.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

    Фактор "G". Двухфакторная и многофакторная теории интеллекта. В исследованиях  Ч. Спирмана (автора двухфакторной теории интеллекта) было установлено, что между любыми тестами интеллекта существуют положительные корреляции. Ч. Спирман считал, что эти положительные корреляции обусловлены тем, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор. Этот фактор он назвал генеральным , или фактором "G" . Он полагал также существование других факторов, свойственных только одному виду деятельности (S-факторы).

    В исследованиях Л. Терстоуна (автора многофакторной теории) было установлено, что корреляции между тестами не могут быть объяснены наличием в них только одного фактора ("G"). Им было выделено 12 факторов, которые он назвал "первичные умственные способности", существующие помимо генерального3.

    Именно  Л. Терстоун доказывал, что нет оснований для использования коэффициента интеллекта. Интеллект, считал он, необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам, в чем и состоит суть многофакторной теории интеллекта.

    Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического). Тест структуры интеллекта Амтхауэра – при составлении теста он исходил из двух предпосылок: 1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть минимальной (но положительной)4.

    Тест  предназначен для испытуемых практически  любого возраста (от 13 до 60 лет), Амтхауэром введены только возрастные нормы, он полагал установленной зависимость социального опыта от возраста испытуемого.

    По  предположениям Амтхауэра, если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, то у испытуемого развиты "теоретические способности". В том случае, когда результаты лучше по последним пяти субтестам, более развиты "практические способности".

    Школьный  тест умственного развития – для выбора будущей профессии, помимо общего уровня интеллекта, важно знать, степень усвоения знаний, полученных на уроках, а также какие способности наиболее развиты у учащихся (лингвистические, математические или технические).

    Психологический тест ШТУР позволяет количественно  оценить как общий уровень  интеллекта, так и степень овладения  учащимися трех учебных циклов: общественно-гуманитарного, естественно-научного, физико-математического5.

    Данный  психологический тест имеет две  эквивалентные формы А и Б и включает 6 субтестов с различным набором заданий:

  1. Осведомленность (первый субтест).
  2. Осведомленность (второй субтест).
  3. Аналогии.
  4. Классификации.
  5. Обобщение.
  6. Числовые ряды.

    Всего 119 заданий, которые должны быть выполнены  за 44 минуты. Время на выполнение каждого  субтеста ограничено. Индивидуальным показателем выполнения психологического теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

    Школьный  тест освоенности мышления – большинство заданий этого теста базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность)6.

    Все задания, представляют задачи закрытого  типа. Каждый правильный ответ учащегося  оценивается одним баллом. Освоенность  понятийного мышления оценивается  в процентах (процент правильных ответов от общего их количества). В  результатах также содержится информация о проценте правильных ответов на вопросы, относящиеся к учебным  предметам.

    Психологический тест ШТОМ имеет две параллельные формы – А и Б для проведения повторного тестирования и предназначен для изучения мышления школьников второго класса, третьего и четвертого (пятого) классов. Развитие понятийного мышления дает возможность упорядочить, анализировать и систематизировать полученную информацию, относить ее к известным категориям, а также делать выводы и заключения.

    Социальный  интеллект – одним из наиболее распространенных исследований креативности является психологический тест Гилфорда. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект – это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

    Социальный  интеллект является профессионально  важным качеством для профессий  типа "человек-человек" и позволяет  прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

    Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Тест Дж. Гилфорда позволяет измерять общий уровень развития социального интеллекта, а также оценивать частные способности понимания поведения людей: способность предвидения последствий поведения, адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии, понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, понимание внутренних мотивов поведения людей.

    Методика  рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время психологического тестирования, включая ознакомление с инструкцией, составляет 30-35 минут.

    Тест  интеллекта Айзенка – его можно использовать для выявления общей образованности, понятливости, сообразительности, осведомленности и т.п. Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

    Есть  еще несколько тестов на интеллект, состоящих из геометрических фигур, деталей, которые нужно складывать определенным образом.

    Например, самым известным таким тестом являются Прогрессивные матрицы Равена он выявляет общие интеллектуальные способности человека7. Тест состоит из 30 матриц (геометрических фигур), которые нужно складывать в определенном порядке в зависимости от заданий теста.

    Еще одним очень популярным и часто  используемым у нас тестом на общую  осведомленность, сообразительность  является тест Вандерлинка или КОТ (короткий отборочный тест). Он удобен, невелик по объему и быстр в обработке. Поэтому хорошо подходит для тех случаев, когда из большого потока соискателей нужно сделать первичный отбор и определить, насколько заявленные данные кандидатов соответствуют действительности.

    Это тест на интеллектуальные способности  с расшифровками по профессиям (сколько  баллов должен набрать администратор, сколько программист и т.д.), но все эти требования не адаптированы к нашим условиям, поэтому четко следовать им не стоит. В целом же этот тест неплохо, выявляет общий уровень интеллекта.

    Итак, психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни. Он дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей. К настоящему времени тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации.

    Это тесты интеллекта, достижений, специальных  способностей,  креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы – проективных тестов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Исследования уровня интеллекта.

     Исследование  интеллекта по методу Векслера. Метод  Векслера для исследования интеллекта у взрослых (1955) является вариантом, возникшим вследствие переработки  ранее широко употреблявшегося теста  Векслера - Бельвью (1939). Известны многочисленные модификации этого метода, используемые в ФРГ, Польше и других странах. В частности, в ФРГ психологи пользуются так называемым гамбургским вариантом метода (HAWIE), в котором некоторые вопросы адаптированы, а весь тест в целом заново стандартизован на 2000 обследуемых. С помощью метода Векслера могут быть обследованы лица старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973). Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Каждая из них не содержит каких - либо новых, не использовавшихся раньше в экспериментальной психологии приемов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5). 8

     I субтест - общая осведомленность - содержит 29 вопросов, направленных на измерение объема человеческих знаниий. II субтест - общая понятливость - содержит вопросы, охватывающие особенности поведения обследуемого в какой - то конкретной ситуации, а также определяющие понимание им перенесенного смысла пословиц. III субтест - арифметический - состоит из 14 заданий. Этот субтест свидетельствует о способности концентрации активного внимания и оперирования арифметическим материалом. IV субтест - нахождение сходства - является несколько упрощенным вариантом методики сравнения понятий, в котором задание ограничивается лишь установлением сходства. Обследуемому предлагаются для сравнения такие понятия, как апельсин - банан, пальто - платье, похвала - наказание, муха - дерево. V субтест - воспроизведение цифровых рядов - применяется для исследования памяти, главным образом оперативной, и внимания. VI субтест - словарный - служит для оценки словарного запаса. VII субтест - цифровых символов - требует от обследуемого в специальной таблице , в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение, символ, как бы произвести перешифровку цифр. Этим тестом исследуется психомоторика, способность к обучению. VIII субтест - нахождение недостающих деталей в картине. Здесь выявляется способность обследуемого выделить существенные признаки предмета или явления. IX субтест - кубики Кооса - служит для исследования пространственного воображения, конструктивного мышления. Х субтест - последовательных картин - является четко дозированным по временной характеристике вариантом методики установления последовательности развития сюжета по серии картинок. XI субтест - сложение фигур - измеряет способность составления из отдельных фрагментов единого смыслового целого, совокупности этих фрагментов.

     Для проведения исследования по Векслеру рассмотрим подробнее І субтест. I субтест - общая осведомленность - содержит 29 вопросов, направленных на измерение объема человеческих знаний. По ответам на эти вопросы можно в известной мере судить о памяти обследуемого, о круге его интересов, о полученном им образовании. Результаты по этому субтесту мало меняются при старении или под влиянием болезненного процесса (исключением являются заболевания, протекающие с грубым интеллектуально - мнестическим снижением). Степень трудности задаваемых обследуемому вопросов постепенно нарастает. Этот принцип характерен и для других субтестов. Приводим некоторые вопросы: Какой формы мяч? Что такое гносеология? Обычно исследование начинается с пятого вопроса и лишь в тех случаях, когда обследуемый не справляется с пятым и шестым вопросами, возвращаются к предшествовавшим. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная оценка в первом субтесте - 29 баллов. 

Вопросы: 

1) Какого цвета  российский флаг?  

- Бело-сине-красного.  

2) Какой формы  мяч?  

- Шара.  

3) Сколько месяцев  в году?  

- 12.  

4) Для чего  используют термометр?  

- Для измерения  температуры.  

5) Сколько дней  в году?  

- 365-366.  

6) При какой  температуре закипает вода?  

- 100 градусов.  

7) Назовите фамилии  любых четырех космонавтов? -  

8) Столица Италии?  

- Рим.  

9) Из чего  получают резину?  

- Из дерева, деревянной  смолы, каучука, алкоголя, нефти.  

10) Почему темная  одежда теплее светлой?  

- Темная поглощает  солнечное тепло, светлая одежда  отражает солнечные лучи.  

11) Где находится  Египет?  

- В Северной  Африке, в Африке.  

12) С какими  странами граничит Россия?  

- Финляндия,  Эстония и т.д.  

13) В каком  направлении вы будете ехать,  если Вам нужно проехать из  Киева в Болгарию?  

Информация о работе Диагностика интелектуальных способностей