Диагностика интелектуальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрено понятие и сущность иттеллекта, а также несколько методик рассматриваемые разными авторами.

Содержание

Интеллект. Различные взгляды на интеллектуальные способности.
Методы диагностики интеллектуальных способностей.
Исследования уровня интеллекта.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

Содержание.

  1.  Интеллект.  Различные взгляды на интеллектуальные  способности.
  1.  Методы  диагностики интеллектуальных способностей.
  1.  Исследования уровня интеллекта.

      Заключение.

     Список  используемой литературы.

 
 

Введение.

    Актуальность  проблемы исследования: Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики.

    Проблема  диагностики интеллекта является одной  из важнейших в современной психологии и педагогике. С конца XIX века для оценки интеллекта человека используются стандартизованные психологические тесты, основанные на вычислении коэффициента интеллектуальности (IQ). Для психологов он привлекателен тем, что позволяет количественно выразить уровень интеллектуальных способностей как в общем, так и по отдельным его составляющим, которые выделяются разработчиками тестов.

    В отечественной педагогической практике до середины 1930-х гг. главным инструментом оценки умственного развития выступали  тесты, среди которых наибольшее распространение получили психометрические шкалы, например адаптированная шкала  Бине – Симона. Впоследствии в результате официально наложенного запрета количественные методы оценки интеллекта были исключены из практики.

    В отечественной психологии сложилось  своеобразное направление диагностики, причем настоятельно подчеркивалось его  отличие от продолжавшего развиваться  за рубежом психометрического подхода. В современных условиях это противопоставление несколько сгладилось, и тестовые методики признаются приемлемым методом  диагностики (хотя бы вспомогательной) умственного развития1.

    Среди используемых в психодиагностической практике методов особо широко распространены тесты Векслера, прогрессивные матрицы  Равена и др. Вычисляемый с их помощью коэффициент интеллекта не признается главной мерой умственного развития (как это имеет место в мировой практике), однако допускается его использование в качестве одного из психодиагностических показателей.

    Целью реферата является проанализировать методы диагностики интеллектуального развития.

    Цель работы определили задачи исследования:

    1. рассмотреть понятие интеллекта и выделить различные взгляды на интеллектуальные способности;

    2. проанализировать методы диагностики  интеллекта;

    3. выбрать методику, провести её среди студентов,  проанализировать и сделать выводы. 

 

1. Интеллект. Различные  взгляды на интеллектуальные  способности.

     Развитие  общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.

Совокупность  познавательных процессов человека определяет его интеллект.

«Интеллект - это глобальная способность действовать  разумно, рационально мыслить и  хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект  рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

    Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Д. Равена, теста интеллекта Кэттела.

    Терстоунт (1938г) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

    1. Счетную способность, т.е. способность  оперировать числами и выполнять  арифметические действия.

    2. Вербальную (словесную ........... ) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

    3. Вербальное восприятие, т.е. способность  понимать устную и письменную  речь.

    4. Пространственную ориентацию, или  способность представлять себе  различные предметы и формы  в пространства.

    5. Память.

    6. Способность к рассуждению.

    7. Быстроту восприятия сходств  или различий между предметами  и изображениями.

    Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

    Позже Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

    По  мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний. Которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. «Кристаллический интеллект» образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.

    Таким образом, «кристаллический интеллект» определяется мерой овладения культурой  того общества, к которому принадлежит  человек. Фактор потенциального, или  свободного, интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического, или связного, интеллекта», так как потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттела, потенциальный, или свободный, интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Парциальные, или частные, факторы интеллекта (например, визуализация - манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга. Кэттел попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на специфическом пространственно-геометрическом материале.

    Хебб (1974) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как человек совершает умственные операции. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

    В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф.Вернона) на вершине иерархии помещается генеральный фактор, по Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально - образовательные способности (вербально - логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т.д. и, наконец, в основании иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели интеллекта.

    Векслер считал, что вербальный интеллект  отражает приобретенные человеком  способности, а невербальный интеллект - его природные психофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенные на близнецах, показывают, что, напротив, преимущественно н Векслера, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта человека .

    Развитие  интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии.

    Но, с каким бы потенциалом ни родился  ребенок, очевидно, что необходимые  ему для выживания формы интеллектуального  поведения смогут развиваться и  совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет  взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное  общение новорожденного ребенка  с матерью, взрослыми людьми имеет  решающее значение для интеллектуального  развития ребенка. Существует тесная связь  между интеллектуальным развитием  ребенка и его возможностями  общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка. К сожалению, традиционные методы обучения более ориентированы на передачу знаний ребенку и сравнительно мало внимания уделяют развитию способностей, интеллекта, творческих возможностей человека.

2. Методы  диагностики интеллектуальных способностей.

    Тесты интеллекта представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены  для измерения уровня интеллектуального  развития и являются одним из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач.

    Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, др.). Например, в Гамбургской версии теста Векслера для исследования интеллекта у детей, когда весь тест проведен, его результаты представляются в виде 11-балльных значений, по одному значению на каждый субтест (11 субтестов)2. Количественная информация по тесту представляется в виде профиля результатов, состоящего из результатов по каждому субтесту, выраженных в балльных значениях. Мерой оценки теста в целом может быть сумма этих значений или среднее значение данных всех субтестов. Как правило, тестологи ограничиваются тем, что представляют результаты субтестов в виде баллов. Векслер предложил общий результат представить в виде значения IQ.

    IQ – количественный показатель  интеллектуального развития. Он  высчитывается по формуле:  

умственный  возраст

IQ = –------------------------------------ *100

хронологический возраст 
 

    По  мере развития математико-статистического  аппарата интеллектуальных тестов количественный показатель IQ был заменен стандартным IQ показателем. Векслер первым вводит шкалу стандартных IQ.

    При интерпретации общего результата нельзя целиком полагаться на соответствующий  общий показатель IQ. Существенную информацию дает интерпретация профиля результатов  по субтестам.

    Следует отметить тот факт, что область  средних значений шкалы IQ не дает представления  о том, в каких субтестах результаты выше среднего, а в каких – ниже. Так, например, показатель IQ в 100 баллов может быть получен и в случае однородного профиля достижений (то есть когда по всем субтестам результаты выше среднего значения), и в случае, когда по одним субтестам достигнуты результаты выше среднего, а по другим – ниже среднего.

    IQ или любой другой показатель  следует всегда приводить вместе  с названием теста, в котором  они получены. Тестовые показатели  нельзя интерпретировать в отрыве  от конкретного теста. 

    "IQ не является постоянной величиной  и изменяется под воздействием  окружающей среды. IQ является отражением  как предшествующих, так и последующих  достижений в обучении. Интеллект  не есть единая и однообразная  способность, он складывается  из нескольких функций. Этим  термином обычно обозначается  комплекс способностей, необходимых  для выживания и достижения  успехов в определенной культуре".

Информация о работе Диагностика интелектуальных способностей