Способности

Автор: Марина Гордиенко, 09 Июня 2010 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Изучение психического облика личности, - писал С.А.Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросам о том, чего хочет человек, встает вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

Содержание

Введение.
Определение способностей.
Виды способностей.
Структура способностей.
Уровни развития способностей.
Задатки и способности.
Склонности.
Концепции способностей.
Развитие способностей у детей.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

способности.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Введение 

    Изучение  психического облика личности, - писал  С.А.Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый, на который мы стремимся  получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или  иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросам о том, чего хочет человек, встает вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

    Проблема  способностей постоянно ставится перед  человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Понятие о способностях  человека развивалось в связи с общим  ходом развития человеческой мысли  и долго было предметом философского рассмотрения.  Лишь во половине 19 века возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

    Способности человека не даны непосредственно в  его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального  развития.

    В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

    Встречаясь  в жизни с различными людьми, наблюдая за ними  в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить,   почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

    [ 5 ]

    Определение способностей.

    В современной психологии и на протяжении всей истории ее развития можно встретить  разные определения понятия «Способности»: 

    1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определение способностей.

    2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии 18-19 веков.

    3.Способности -  это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено.[ 6 ]

    Термин  «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес ученый Б.М.Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность».

    Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способностям».

    Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

    В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо большие знания. [ 7 ]

    Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение хорошими организационными способностями, то, конечно, не думают при этом, что обладать организационными способностями – значит обладать организационными умениями и навыками. Дело обстоит как раз наоборот: мотивирую выдвижения молодого и пока еще неопытного работника его организационными способностями, предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.

    Эти примеры показывают, что в жизни  под способностями обычно имеют  ввиду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые  могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

    Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, спорт и т.п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.[ 5 ]

    По  отношению к навыкам, умениям  и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.п. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множество условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будут организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся.

    Учебник психологии К.К.Платонова дает следующее определение понятию «способность»:

    Способности – это совокупность таких свойств  личности, которые  определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования  в ней.

      Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

    Таким образом, способности – это индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условиями  успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на ее освоение, то это дает основание заключить о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.[  3 ] 
 

    Виды  способностей.

    Пока  человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющиеся, но и формирующимися в этой деятельности.

    Наиболее  общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на сложные и элементарные, а внутри них уже выделяют конкретные виды. 

 
 
 

 
 
 
     Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых   свойств    личности,    которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

     Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

     Элементарные  общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения  и  запоминать.  Ведь  каждое элементарное   проявление   этих   способностей   есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, — и даже может стать соответствующим навыком.

     Специальные  элементарные  способности  —  это способности,  присущие  уже  не  всем  людям,  они предполагают   определенную   выраженность   каких-то качественных сторон психических процессов.   

       Глазомер — это способность  с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины  зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного   восприятия.

       Музыкальный слух — это определенное  качество слухового восприятия, проявляющееся в способности  к различению музыкальных звуков  и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один  из компонентов  музыкальных способностей.  Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

        Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

     Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

     О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью,  соотношение успеваемости  и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.

Информация о работе Способности