Диагностика интелектуальных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрено понятие и сущность иттеллекта, а также несколько методик рассматриваемые разными авторами.

Содержание

Интеллект. Различные взгляды на интеллектуальные способности.
Методы диагностики интеллектуальных способностей.
Исследования уровня интеллекта.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

- В юго-западном.  

14) Какого числа  в России справляют Рождество?  

- 7 января.  

15) Кто автор  "Гамлета"?  

- Шекспир.  

16) Сколько примерно  жителей в России?  

- 150-170 млн.  

17) Назовите три  вида кровеносных сосудов, находящихся  в организме человека?  

- Артерии, вены, капилляры.  

18) Кто такой  Тютчев?  

- Поэт, писатель.  

19) Почему дрожжи  поднимают тесто?  

- Выделяют углекислый  газ, образуется газ, брожение, происходит ферментация, набухает, образуются воздушные пузыри.  

20) Где находится  Бразилия?  

- В Южной Америке.  

21) Что такое  Ватикан?  

- Центр католической  церкви, религии, папская резиденция.  

22) Кто автор  "Манифеста коммунистической  партии"?  

- К.Маркс, Ф.Энгельс.  

23) На какой  срок избираются депутаты Государственной  Думы России?  

- 5 лет.  

24) Кто автор  "Иллиады"?  

- Гомер.  

25) Сколько км  от Москвы до Владивостока?  

- 9-11 тысяч.  

26) Что такое  фольклор?  

- Устное народное  творчество.  

27) Кто автор  "Фауста"?  

- Гете, Гуно.  

28) Что такое  этнография?  

- Наука о народности.  

29) Что такое  гносеология? 

- Наука о познании.

     Результаты  по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательой направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.

Вывод.

     Так как был проведен 1субтест из 11 существующих, то результаты исследования невозможно представить в виде показателей IQ для каждого испытуемого из-за недостаточности данных. Однако, обработка результатов 1 субтеста проведена по методу Гуревича(стандартизация норм).

Все показатели разделены на 5 подгрупп:

     1 группа - низкий показатель - от 0 до 10 - 0 человек;

     2 группа - ниже среднего -  от 10 до 15 - 4 человека;

     3 группа - средний показатель - от 15 до 20 - 4 человека;

     4 группа - выше среднего - от 21 до 25 - 1 человек;

     5 группа - высокий показатель от 25 до 29 - 1человек.

     Исследование  показало, что большинство исследуемых  в группе, по своим показателям оказалось в интервале от 10 до 15 и от 15 до 20, что соответствует среднему и ниже среднего уровня интеллекта (средний показатель IQ составляет – 90- 109баллов; уровень ниже среднего IQ равен- 80-89 баллов.)

     Однако  присутствуют 2 показателя в группе, у которых уровень интеллекта находится в промежутке от 21 до 25, т.е. выше среднего ( уровень выше среднего IQ равен- 110-119).  И второй показатель находится в интервале выше 25, т.е. высокий уровень ( 120-129баллов IQ ).

Заключение.

    Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения  уровня интеллектуального развития человека.  Интеллект традиционно  исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

    Кризис  в этом направлении заключается  в том, что понятие ''интеллект''' было подменено понятием "способность  к учению". Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д. Экспериментально-психологическое направление как реакция на неконструктивность тестологических теорий представлено теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).

    Кроме вышеназванных, существует структурный подход к исследованию интеллекта, как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

    Под интеллектом в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков, формирующаяся во взаимодействии с ними. Итак, мы приходим к выводу о том, что прогностическая мощь тестов интеллекта при их индивидуальном применении весьма невелика и ограничена во времени. Тем не менее, тесты интеллекта с успехом применяются в разных областях психодиагностики, замены им пока нет.

Список используемой литературы.

  1.  Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 368 с.
  2. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1982.
  3. Дружинин В.Н. Диагностика общих способностей. – М., 1995.
  4. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М., 1994.
  5. Зак А.З. Некоторые методы диагностики интеллектуального развития школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М., 1977.
  6. Зиверт Хорст. Ваш коэффициент интеллекта / Пер. с немец. Нолиж. – М., 1997.
  7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”, 1998. – 632 с.
  9. Практикум  по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
  10. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: 1999.
  11. Романова, Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С.Романова. – СПб: Питер, 2006. – 400 с.
  12. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
  13. Современный словарь по психологии. – М.: «Современное слово», 2005. – 768 с.

14. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов В.М.Кроль - М.: Высшая школа, 2001. - 319с.

15. Психология и педагогика. Уч. пособие/ Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.П.Лаптева, В.А.Сластенина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 585с.

16. В.  М. Блейхер И.В. Крук. «Патопсихологическая диагностика  Психометрические методы  исследования интеллекта» http://azps.ru/hrest.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Диагностика интелектуальных способностей