Креативные (творческие) способности и их диагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько типов производства на предприятии: массовое, серийное, единичное, смешанное. Для данной курсовой работы характерен массовый тип производства, т.к. количество обрабатываемых деталей в год составляет 200 000 шт. (при норме 100 000 шт. и более).
Массовое производство характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах. К предприятиям с массовым выпуском продукции, например, можно отнести автомобильные, трактовые заводы.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика.docx

— 23.83 Кб (Скачать)

Креативные (творческие) способности и их диагностика.

   Концепция креативности   как универсальной познавательной творческой  способности  приобрела  популярность   после   работ Дж.Гилфорда.  Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта:  материал-х операции- х результаты - SOI (structure of the intellect).     

   Дж.Гилфорд указал на принципиальное  различие  между двумя типами мысленных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку,  решающему задачу,  надо  на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.  Не может быть еще одного решения, которое могло бы быть элементом этого множества.     

   Соответственно, Дж.Гилфорд отождествил способность  к  конвергентному мышлению с тестовым интеллектом,  т.е.  интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.     

   Дивергентное мышление определяется как "тип мышления,  идущего в различных направлениях" (Дж.Гилфорд). Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.     

   Дж.Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации,  основой креативности  как общей творческой способности.  Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению  и интеллектом.  Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Л.Терстоун.  Он  отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним),  что творческие решения приходят в момент релаксации,  рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.     

   В последствии достижения в области исследования и тестирования  креативности  связаны с работой психологов университета штата Южной Калифорнии,  хотя весь спектр исследований  креативности их деятельностью не ограничивается.     

   Дж.Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации,  необычные ответы; 2) семантическая гибкость - способность выделять  функцию  объекта и предложить его новое использование; 3) образная адаптивная гибкость  -  способность  изменить  форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.  Позже Дж.Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:  1) способность к обнаружению и постановке  проблем;  2) способность  к генерированию большого числа идей;  3) гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;  4)  оригинальность  -  способность отвечать на раздражители нестандартно;  5) способность усовершенствовать объект,  добавляя детали;  6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.     

   На основе этих теоретических предпосылок Дж.Гилфорд  и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Приведем примеры тестов.     

1. Тест легкости словоупотребления: "Напишите слова, содержащие  указанную букву" (например "о").     

2. Тест  на использование  предмета:  "Перечислите как  можно больше способов использования  каждого предмета, (например - консервной  банки).

3. Составление изображений.  "Нарисуйте  заданные  объекты,  пользуясь следующим набором  фигур:  круг,  прямоугольник,  треугольник, трапеция. Каждую фигуру  можно использовать многократно,  меняя ее размеры, но нельзя  добавлять другие фигуры или  лишние".     

И так далее.  Всего  в батарее тестов Дж.Гилфорда 14 субтестов,  из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования.  Надежность тестов Дж.Гилфорда колеблется от 0.6 до 0.9.  Показатели их хорошо согласуются друг с другом (А.Анастази). Время выполнения тестов ограничено.     

Дальнейшим развитием   этой  программы  стали  исследования Е.П.Торранса.Е.П.Торранс разрабатывал свои теты  в ходе учебно-методической  работы  по развитию творческих способностей детей.  Его программа включала в себя несколько этапов.  На первом  этапе  испытуемому предлагались задачи на анаграммы.  Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило,  ведущее  к  решению проблемы.  Тем самым тренировалось конвергентное мышление по Гилфорду.     

   На следующем  этапе  испытуемому предлагались картинки.  Он должен был развить все вероятные и  невероятные  обстоятельства, которые привели к ситуации,  изображенной на картинке и спрогнозировать ее возможные последствия.     

   Затем испытуемому предлагались разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения.  Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок,  и он начинает мыслить творчески и нестандартно.      Под креативностью Е.П.Торранс понимает способность к обостренному восприятию недостатков,  пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д.  Он считает,  что творческий акт  делится  на  восприятие проблемы,  поиск решения,  возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез,  их модификацию и нахождение результата.  Идеальный,  по  Торрансу,  тест  должен тестировать протекание всех указанных операций,  но в реальности Торранс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей.     

   Торранс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).     

   В состав батареи Торранса входит 12 тестов, сгруппированных в три части:  вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие, соответственно, словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое  мышление.     

1. Словесная шкала включает  в себя 7 заданий.  При первых 3 заданиях  испытуемый  должен  спрашивать и отгадывать содержание  загадочных изображений.  Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечисляет все возможные причины возникших ситуаций, перечисляет все последствия этих ситуаций.  В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки при игре.  В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу тех же предметов, и в 7-м задании испытуемый должен  рассказать обо всем,  что может случиться,  если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.     

2. Изобразительная шкала  состоит из 3 заданий. Первое задание  состоит в том,  что испытуемый  должен на белом листе бумаги, используя данную фигуру,  нарисовать  картинку. Во втором задании испытуемому  предлагают дорисовать несколько  линий, чтобы получились рисунки.  В третьем задании испытуемого  просят составить как можно   больше  изображений с помощью  пары параллельных линий или  кругов.  Оценивается легкость,  гибкость,  оригинальность,  точность.     

3. Словесно-звуковая шкала  состоит из двух заданий. Задания  проводятся с помощью магнитофонной  записи.  В тесте "Звуки и  образы" в качестве стимулов  используются  знакомые  и   незнакомые звуки.  Во  втором  тесте "Звукоподражание и образы" используются звукоподражательные слова,  имитирующие  звуки,  присущие  какому-либо предмету.  Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.     

Надежность тестов Торранса (по данным автора) очень велика: от 0.7 до 0.9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные.     

В отличие от тестов Гилфорда,  тесты Торранса предназначены для более широкого спектра возрастов:  от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торранса выявил факторы,  соответствующие специфике заданий,  а не пераметрам легкости,  гибкости, точности  и оригинальности.  Корреляции показателей одного теста выше, чем корреляции аналогичных показателей разных тестов.     

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Е.П.Торрансом.  Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий,  и,  следовательно,  тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость  оценивается как число переключений с одного класса объектов к другому в ходе ответов.  Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы.  Число и характеристика классов определяется экспериментатором,  что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота данного ответа к однородной группе.  В тестах Торранса принята следующая модель.  Если ответ испытуемого встречается менее чем в 1% случаев испытуемых,  то он оценивается 4 баллами, если ответ встречается менее чем в 1-2%  случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее.  0 баллов присваивается тогда,  когда ответ встречается более, чем в 6% случаев.     

   Тем самым оценки оригинальности "привязаны" к частотам  ответов, которые дает выборка стандартизации.

   Опыт применения тестов Торранса показывает,  что влияние характеристик группы,  на которой получены нормы,  очень велико,  и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает  большие ошибки, а зачастую просто невозможен.     

   Точность в тестах Торранса оценивается по аналогии с тестами интеллекта.  Исследования, проведенные Е.Г.Алиевой, показали, что оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой: чем больше ответов, тем они оригинальнее и наоборот.     

   Скоростные качества психики определяют успешность  выполнения  данных  тестов,  и критики справедливо указывают на влияние скоростного интеллекта при решении тестов, диагностирующих креативность  (по  мысли их разработчиков).  Основную критику работ Дж.Гилфорда,  Е.П.Торранса и их последователей дали  М.Воллах  и Н.Коган.  В исследованиях Е.Торранса и Дж.Гилфорда получилась зависимость между уровнем IQ и уровнем креативности.  Чем выше уровень интеллекта,  тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности,  хотя при высоком интеллекте могут встречаться низкие показатели креативности.  Между тем как при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная  продуктивность.  Е.Торранс даже предложил теорию интеллектуального порога.  Он полагает,  что при IQ  ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.     

   Креативность, как и интеллект, диагностируется материалом, который используется в задании.  При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше,  если в тестах используется аналогичный материал (словесный,  числовой, пространственный и пр.) и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности различен.     

   На первый взгляд, в этих результатах подтверждается гипотеза о парциальности креативности.  Возможно, креативности как общего свойства нет, а она определена по отношению к тому или иному материалу,  и,  вопреки мнению Е.П.Торранса, базируется не на общем интеллекте,  а на "парциальных" интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект,  вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Л.Терстоуну).     

    М.Воллах и Н.Коган считают,  что перенос   Дж.Гилфордом, Е.П.Торрансом  и их  последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привел к тому,  что тесты креативности попросту диагностируют IQ,  как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на "шумы",  создаваемые специфичной экспериментальной процедурой).  Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа,  то есть отвергают такой критерий креативности, как точность. В этом положении они ближе к исходной мысли Дж.Гилфорда о различии дивергентного и конвергентного мышления,  чем сам автор. По мнению М.Воллаха и Н.Когана, а также таких авторов, как П.Вернон, Дж.Харгривс для проявления творчества нужна непринужденная свободная обстановка.  Желательно,  чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях,  когда испытуемый может иметь свободный  доступ  к  дополнительной  информации  по предмету задания.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб., 2003.

Информация о работе Креативные (творческие) способности и их диагностика