Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:56, контрольная работа
Встречаясь в жизни с людьми, наблюдая за ними в работе, увлечениях и отдыхе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди отличаются друг от друга по своим способностям. А предпосылками развития способностей у человека являются задатки. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы).
Теоретическая часть «Задатки и способности»…………………………... 3
1.1 Задатки. Способности. Деятельность - основа формирования способностей…………………………………………………………..............
3
1.2 Способности общие и специальные, творческие и исполнительские…
5
1.3 Способности как интеграция свойств личности и требований деятельности…………………………………………………………………... 7
1.4. Компенсация недостатка способностей в профессиональной деятельности…………………………………………………………………...
9
2 Практическая часть …………………………………………………………
11
Список литературы……………………………………………………………
13
Содержание
стр.
Теоретическая часть «Задатки и способности»…………………………... | 3 |
1.1 Задатки. Способности. Деятельность - основа формирования способностей……………………………………………… |
3 |
1.2 Способности общие и |
5 |
1.3 Способности как интеграция |
7 |
1.4. Компенсация недостатка |
9 |
2 Практическая часть …………………………… |
11 |
Список литературы…………………………………………………… |
13 |
1
Теоретическая часть
«Задатки и способности»
1.1
Задатки. Способности.
Деятельность - основа
формирования способностей
Встречаясь в жизни с людьми, наблюдая за ними в работе, увлечениях и отдыхе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди отличаются друг от друга по своим способностям. А предпосылками развития способностей у человека являются задатки. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы). Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. [3]
Задатки - биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Но главное здесь то, что задатки неспецифичны по отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются, сформируются на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего.
Задатки представляют собой лишь возможности развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. [10]
А что же такое способность? Способности можно определить как устойчивые индивидуально - психологические особенности личности, от которых зависят их успехи в различных видах деятельности. Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии сложилось не сразу. [2]
Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в 20 веке.
В отличие от характера и всех других свойств личности способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. [9]
Деятельность человека - это трудовые действия, посредством которых человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создаёт материальную и духовную культуру.
Возникая
на основе задатков, способности развиваются
в процессе и под влиянием деятельности,
которая требует от человека определенных
способностей. Вне деятельности никакие
способности развиваться не могут. Ни
один человек, какими бы задатками он не
обладал, не может стать талантливым математиком,
музыкантом или художником, не занимаясь
много и упорно соответствующей деятельностью.
На основе одних и тех же задатков могут
развиваться неодинаковые способности,
в зависимости опять-таки от характера
и требований деятельности, которой занимается
человек, а также от условий жизни и особенно
воспитания. Успешность выполнения любой
деятельности зависит не от какой-либо
одной, а от сочетания различных способностей.
[11]
1.2
Способности общие
и специальные, творческие
и исполнительские
Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация способностей
Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. [12]
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. [13]
Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.
Существует также деление на исполнительские и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали исполнительскими способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что исполнительские способности - это прежде всего общие способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества.
Следует
отметить, что способности не только
совместно определяют успешность деятельности,
но и взаимодействуют друг с другом, оказывая
влияние друг на друга. В зависимости от
наличия и степени развития способностей,
входящих в комплекс способностей конкретного
человека, каждая из них приобретает иной
характер. Такое взаимное влияние оказывается
особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых
способностях, совместно определяющих
успешность деятельности. Поэтому определенное
сочетание различных высокоразвитых способностей
определяет уровень развития способностей
у конкретного человека. [5]
1.3
Способности как
интеграция свойств
личности и требований
деятельности
Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое.
Способность определяют как индивидуально-психологические особенности субъекта, которые выражают его готовность к овладению некоторыми видами деятельности и их успешному выполнению.
Трудолюбие - высокий уровень личностной интеграция психических свойств, отношений и целенаправленных волевых действий, обеспечивающий возникновение таких качеств, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, деловитость, cспособность к творческому дерзанию для достижения цели. [4]
В теориях личности интеграция понимается как синоним целостности личности, которая проявляется в единообразии поведения личности при изменении внешних воздействий.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Интеграция личности подразумевает процесс формирования некоторой целостной личности, осознанно и эффективно действующей в любой ситуации. По своему внутреннему смыслу интеграция предполагает некоторый процесс самоорганизации личности - самостоятельно или с чьей-либо помощью, направленно поддерживаемый в процессе созидания исходно противоречивой внутренней психической среды. [8]
Стадия интеграции – это стадия становления личности, когда появляется желание найти свое место в обществе.
Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, "стать как все";
- внешнее соглашательство, адаптация.
Внутриличностная интеграция
1.4.
Компенсация недостатка
способностей в
профессиональной деятельности
Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в данной конкретной профессиональной деятельность.
Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях. [6]
Например, своеобразной музыкальной способностью является так называемый музыкальный слух (абсолютных слух), выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может высоту отдельных звуков узнавать, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример врожденной способности, т.е. способности, в - основе которой лежат врожденные задатки. Однако умение узнавать высоту отдельных звуков можно выработать и у лиц, не обладающих абсолютным слухом. Это не значит, что у них развит абсолютный слух, но при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности (относительный слух, тембровый слух и т.п.), выработать умение, достигаемое в других случаях на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом псевдо - абсолютном слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми. [1]