Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа
Девиантное поведение— это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.
Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1.Теории и концепции девиантного поведения ……………………….
1.2. Причины дивиантного поведения подростков …………………….
Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……
2.1. Организация исследования и методы изучения девиантного поведения………………………………………………………………….
2.2. Анализ и интерпретация по изучению личности подростка с девиантным поведением …………………………………………
2.3 Рекомендации по изучению девиантного поведения ………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложения
Таким образом девиация
Рассмотрим, как конкретизируется это положение применительно к отдельному подростку, участвующему в эксперименте.
С этой целью были выделены следующие группы подростков:
• подростки, личностные отношения которых рассогласованы во всех трех сферах отношений;
• подростки, личностные отношения которых рассогласованы только в двух сферах отношений;
• подростки, личностные отношения которых рассогласованы лишь в одной из сфер;
•
подростки, которым не свойственна
рассогласованность личностных отношений.
Распределение подростков по группам нарушений
личностных отношений (в %)
|
Распределение обычных и трудновоспитуемых подростков по выделенным группам показывает, что рассогласование личностных отношений во всех изучаемых сферах присуще в основном трудновоспитуемым подросткам.
Таким образом, после выявления и анализа психологических механизмов рассогласования личностных отношений трудновоспитуемых подростков мы пришли к следующим выводам:
- существует интегральная оценка подростком самого себя (Я-образ), исходя из которой он оценивает свои поступки, отдельные качества своей личности, других людей. Поэтому адекватность оценки подростком своих конкретных личностных качеств зависит от его самооценки как интегративного личностного новообразования;
— неадекватность в оценке своей личности не осознается подростком. Она не является особенностью восприятия, следствием недостаточного понимания подростком смысла оцениваемых качеств. Природа неадекватности связана с особенностями эмоционального компонента самооценки, с аффектом неадекватности;
— негативизм трудных подростков по отношению к социально одобряемым нормам поведения обусловлен не тем, что подросток не согласен с их содержанием (иначе он не оценивал бы так высоко подростков группы «норма»), а тем, что он сам не соответствует им. В демонстративном обесценивании подростком общепринятых идеалов проявляется действие защитных механизмов личности, позволяющих подростку сохранить удовлетворяющее его отношение к себе;
— степень адекватности-неадекватности хорошо отражает предложенный нами «коэффициент рассогласования»;
— трудновоспитуемым подросткам свойственно выраженное рассогласование оценок своих взаимоотношений, своего положения в коллективе класса;
— существует тесная связь между трудновоспитуемостью и рассогласованием личностных отношений подростка в различных значимых сферах отношений (к себе, к другим и к собственной деятельности). Это рассогласование составляет сущность нарушения личностных отношений подростка;
— поведение
подростков, трудновоспитуемость которых
обусловлена нарушением личностных отношений,
можно корригировать психолого-педагогическими
средствами формирования адекватной самооценки,
уровня притязаний и мотивации достижения
успеха.
2.3 Рекомендации
по изучению девиантного поведения
Изучение «трудных» учащихся, учеников с девиантным поведением предполагает исследовательскую деятельность учителя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины девиантного поведения, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.
Диагностическая карта подростка с девиантным поведением.
1. Выявление
«трудных» школьников с I по XI
класс, составление карточек
2. Установление
характера педагогической
3. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
4. Изучение
полезных интересов,
В
младшем школьном возрасте проявляются
следствия неправильного
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успех», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.
Старшие
подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности.
Но социального опыта, многих практических
умений, необходимых сил и способностей
еще нет. Назревает конфликт между пониманием
норм поведения и их выполнением, чувствами
и разумом, планами и возможностями. Разрыв
между познанием мира и самопознанием
лишает ребенка возможности саморегуляции
и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность
преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимы обращение в микрогруппах
ближайшего окружения, деятельность, направленная
на самопознание и самоопределение, формирование
потребности в постоянном самовоспитании,
активное приобщение к труду, достижение
личных и общественных целей. Таким
образом главное условие для этого
- высокая культура общения и педагогический
такт учителя, долготерпение и вера в силы
подростка.
Заключение
Изучение личностных отношений подростков (к себе, к другим, к собственной деятельности) и применение системы специальных педагогических воздействий, способствующих коррекции трудновоспитуемости, вызванной рассогласованием личностных отношений, позволили сделать следующее обобщение.
У трудновоспитуемых подростков с рассогласованием личностных отношений неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, низкая мотивация достижений.
В отношении трудных подростков к себе существует неадекватность осознания своих личностных качеств, которая проявляется в резком рассогласовании между оценкой качеств личности подростка группой одноклассников и его самооценкой. Это расхождение у большей части трудновоспитуемых направлено в сторону переоценки себя.
Особенностью личностных отношений трудновоспитуемых подростков в сфере общения является рассогласование его оценки о своих взаимоотношениях с одноклассниками с объективно сложившимися отношениями в коллективе. Рассогласованность отношений проявляется в неадекватности оценки своего как благоприятного, так и неблагоприятного положения в коллективе.
Негативное отношение трудного подростка к школе, к учителям, к учебной деятельности в целом обусловлено несовпадением мнения подростка о своих возможностях и достижениях в учебе и его школьной успеваемостью. Подросток формально признает то, что он учится плохо, но искаженно объясняет этот факт не зависящими от него причинами, испытывая при этом яркие аффективные переживания, ссылаясь на якобы несправедливое отношение учителей, чрезмерную сложность учебного материала и т.п. Никто из трудных подростков не называет в качестве причины неуспеваемости свои личностные неблагоприятные особенности, не признает свои неудачи в учебе как свой недостаток. Эта рассогласованность отношений и приводит к неадекватному отношению к требованиям учителей, предъявляемых к подростку, вызывает его сопротивляемость педагогическим воздействиям.
Рассогласованность отношений в изученных нами сферах (к себе, к другим и к собственной деятельности) составляет сущность нарушения личностных отношений подростка. Личностная значимость тех или иных сфер отношений может быть настолько велика для подростка, что рассогласованность отношений даже в одной сфере представляет собой конфликт, способствующий отклонениям в поведении.
Рассогласованность
отношений проявляется в
Для
повышения эффективности