Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Девиантное поведение— это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1.Теории и концепции девиантного поведения ……………………….
1.2. Причины дивиантного поведения подростков …………………….
Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……
2.1. Организация исследования и методы изучения девиантного поведения………………………………………………………………….
2.2. Анализ и интерпретация по изучению личности подростка с девиантным поведением …………………………………………
2.3 Рекомендации по изучению девиантного поведения ………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложения

Работа содержит 1 файл

Блохоной диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

— предоставление ребенку из эгоистических соображений излишней самостоятельности;

     — хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

А.Е. Личко  отмечает, что в 80-е годы XX века появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. В результате дети становятся черствыми и жестокими. И наоборот, в некоторых семьях из ребенка делают кумира, неумеренно восхваляя и поощряя его за любые успехи.

Б.Н. Алмазов  выделяет четыре типа неблагополучных  семей, способствующих появлению «трудных» детей: с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные. [16 c.132]

     Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи, с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где подростки тратят много времени и сил на поддержание их материального благополучия. Такие семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, случается, в них вырастают нравственно совершенные люди.

Конфликтные семьи. В них родители не замечают недостатков собственного характера; супруги нетерпимы к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.

Нравственно неблагополучные семьи. В них отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.

Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Случается, что детям предоставляется полная самостоятельность, ведущая к безнадзорности, или культивирующая у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся родителям образцы поведения, не соответствующие возрастному развитию и др. [3 c.132]

Б.Н. Алмазов  указывает и на динамику отклоняющегося поведения подростка, вызванную его социальной дезадаптацией. Она имеет три стадии:

— компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, переориентируется на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, подросток демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу;

—  конфликтно-демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;

—  внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает конфликты в семье, недостаточную любовь родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и др. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности — а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. В таких условиях он будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают. Способствуют появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, их асоциальное поведение, жестокость и насилие над детьми, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений. [4 c.145]

Встречаются случаи развратных действий и сексуального насилия по отношению к детям. В таких семьях ребенок боится отходить ко сну, его нередко мучают ночные кошмары, энурез, нередки попытки суицида. В таких семьях у детей может рано пробудиться сексуальность или возникнуть половая индифферентность на всю жизнь. Возможны побеги из дома, вхождение в преступные группы, систематическое употребление спиртного и наркотиков. Американские ученые установили, что у значительного процента проституток были в детстве интимные связи с отцом.

Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни. Известны случаи убийств жестоких родителей подростками. [26 c.86]

     Жестокость  по отношению к ребенку подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако в силу сложности проблемы учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом или психотерапевтом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.

В  таблице  отражены наиболее типичные ущербные взаимодействия родителей и детей в функционально несостоятельных семьях.

Взаимодействие  родителей и детей

№ п/п Стиль семьи        Характеристика Следствие
1 2 3 4
1 Попустительско-снисходительный Родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие» либо «мы сами были такими же» Педагогу, психологу  в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка  
2 Позиция круговой обороны Родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления не отрезвляет их. Они продолжают искать виновных на стороне Дети в таких  семьях мстительны, лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию
3 Демонстративный Родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности Это приводит к  утрате у ребенка чувства стыдливости, раскаяния за свои поступки, озлобления по отношению к взрослым, родителям, снимает внутренний контроль за своим поведением
4 Педантично-подозрительный Родители не верят, не доверяют детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения Дети не доверяют родителям и больше стараются общаться в кругу сверстников, доверяя им все самое тайное и сокровенное
5 Жестко-авторитарный Родители злоупотребляют физическими наказаниями, чаще отцы. Они по всякому поводу жестоко избивают ребенка, считают, что существует лишь один эффективный воспитательный прием — физическое наказание Дети в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных
6 Увещевательный Родители проявляют  по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать их, бесконечно уговаривать, не применяют никаких волевых воздействий и наказаний Дети в таких  семьях, что называется, «садятся на голову», возникают ситуации из известной басни Крылова «А Васька слушает, да ест». От социального педагога в данном случае нужны твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей
7 Отстраненно-равно-душный Родители, в  частности мать, поглощены устройством  своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам Дети предоставлены  сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. Они с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к воспитателям, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе
8 Воспитание по типу «кумир семьи» Характерно  для немолодых родителей или одинокой женщины по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается На ребенка  готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители
 

     Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей.

Особенно  опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный — к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений. [10 c.95]

     Фактором, влияющим на девиантное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

     Порой даже внешне благополучные семьи (материально  обеспеченные, с хорошими жилищными  условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.

     Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально-экономические, социально-политические, медико-психологические и психолого-педагогические.

          К социально-экономическим причинам можно отнести кризисные явления в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

         Социально-политические причины связаны с общим кризисом института семьи: увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель (или опекун), несовершенством законодательства по вопросам семьи, ее поддержки и воспитания детей. [23 c.234]

     Медико-психологические причины обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье детей-инвалидов).

Психолого-педагогические причины связаны с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на внесемейные интересы

     Долгие годы в нашей стране  теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и считают, что главная их задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание — дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Инерция таких взглядов и представлений все еще сохраняется.

         Немаловажной проблемой в семейном  воспитании является отчуждение между родителями и ребенком, которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверхзанятости родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени. Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты и ласки по отношению к ребенку приводят его в состояние психической депривации. [12 c.34]

     Провоцируют и стимулируют семейные конфликты  пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношениях между супругами и между ними и детьми.

В некоторых  семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями. Часто оно вызвано нежелательностью или преждевременностью его появления на свет либо несоответствием его пола ожиданиям родителей. Многие родители не понимают или не знают закономерностей и своеобразия личностного развития ребенка, предъявляют к нему завышенные требования и ожидания. Их негибкость в отношениях с детьми проявляется в навязывании собственного мнения, резкой смене отношения к ним (недостаток заботы сменяется ее избытком, и наоборот).

     Чрезмерность  опеки, эффективность родителей, как  и их тревожность и страх за детей, мешают их жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к расстройствам нервной системы.

Часто родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя требования без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. [23 c.123]

Информация о работе Девиантное поведение подростков