Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа
Девиантное поведение— это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.
Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1.Теории и концепции девиантного поведения ……………………….
1.2. Причины дивиантного поведения подростков …………………….
Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……
2.1. Организация исследования и методы изучения девиантного поведения………………………………………………………………….
2.2. Анализ и интерпретация по изучению личности подростка с девиантным поведением …………………………………………
2.3 Рекомендации по изучению девиантного поведения ………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложения
Для
определения адекватности отношения
к себе у каждого подростка
мы ввели единицу измерения
Здесь уместно рассмотреть вопрос об эталоне адекватности самооценки. Если мнение человека о самом себе приближается к мнению других людей, это говорит о том, что человек относится к себе адекватно. Значит, если отношение групповой оценки личности испытуемого к оценке своих личностных качеств этим же испытуемым приближается к единице, то мы можем говорить об адекватности самооценки. Если «коэффициент рассогласования выходит за пределы (0,5>К>1,5), то самооценка подростка неадекватна оценке его качества группой одноклассников.
Проанализировав в соответствии с предложенными параметрами значения «коэффициента рассогласования» у каждого подростка изучаемых групп (трудновоспитуемые и группа «норма»), мы получили высокую степень связи между трудновоспитуемостью подростка и неадекватностью его отношения к себе.
В заключение можно отметить, что существует интегральная оценка трудновоспитуемым подростком самого себя. Исходя из этой цельной, единой оценки он оценивает свои поступки, отдельные качества своей личности. Неадекватность в оценке своей личности не осознается трудновоспитуемым подростком. Негативное отношение трудновоспитуемых подростков к социально одобряемым нормам поведения обусловлено не тем, что он не согласен с их содержанием, а тем, что подросток сам не соответствует им. Существует тесная связь между трудновоспитуемостью и рассогласованностью в отношении подростка к себе.
Наряду с выявлением оценок и самооценок трудновоспитуемых подростков нас интересовало, каково их реальное положение в классном коллективе. Об этом мы судили по результатам социометрии. Социометрическая методика — одна из самых распространенных и наиболее широко применяемых в социально-психологической исследовательской практике не только у нас в стране, но и за рубежом. Подобная популярность социометрии объясняется тем, что данная методика позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдателя информацию о характере межличностных отношений в группе. Она обладает всеми преимуществами, которые присущи любому «экспресс-приему». Социометрический метод и в процедурном, и в интерпретационном планах достаточно гибок и поддается модификации, что обеспечивает экспериментатору возможность работать практически с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности и половозрастных особенностей ее состава. Социометрическая методика по замыслу ее создателя, американского исследователя Дж. Морено, рассчитана на выявление характера непосредственных отношений типа «симпатии—антипатии» между членами контактной группы.
По
условиям исследования испытуемый должен
ответить на один или несколько вопросов,
декларируя тем самым факт своих
персонифицированных
В зависимости от задач конкретного исследования, а также численности группы экспериментатор непосредственно в рамках инструкции может либо определить предельно допустимое число выборов, либо не оговаривать необходимость подобного ограничения избирательной активности обследуемого. В первом случае (такой вариант социометрической методики традиционно обозначают как параметрический) испытуемому предоставляется возможность осуществить, как правило, не более трех последовательных выборов. При этом он может по своему усмотрению остановиться на одном или на двух выборах, а может и вовсе от них отказаться - ограничение коснется лишь верхнего предела его избирательной активности. В отличие от непараметрического варианта реализации социометрической процедуры данная форма ее применения значительно менее трудоемка, а полученные эмпирические данные несравнимо легче поддаются как графической компоновке, так и статистической обработке. Кроме того, сам факт изначального количественного ограничения возможных выборов закономерно повышает степень их избирательности и приоритетности.
Здесь практически исключены случаи уклончивых ответов, когда испытуемый указывает не фамилии конкретных людей, а вписывает в бланк фразы типа «Я пригласил бы всю группу» и т.п. (что, кстати, нередко происходит, если социометрическое обследование осуществляется в непараметрической форме).
Подведем итоги проведенного
анализа. Большинство
Подростки неадекватно относятся к своему неблагополучному положению. Разговор на тему «Друзья», «Наш класс» вызывает у них отрицательные эмоциональные реакции, что свидетельствует о внутреннем конфликте, связанном с неосознаваемой реакцией подростка на оценку своих взаимоотношений с одноклассниками. Следовательно, эти подростки пусть пока еще неосознанно, но все же достаточно ярко переживают свой неуспех в общении. Они находятся как бы в стадии перехода от неадекватного спокойствия к адекватной, т.е. к критической оценке своего поведения.
Судя по субъективному представлению о своем положении в коллективе, 12% подростков показали, что они даже не подозревают о своем неблагополучном положении в классе. На наш взгляд, это не является неадекватным спокойствием, так как отрицательный социометрический статус подростков группы «норма» отличен от отрицательного статуса трудновоспитуемых подростков. Это подтверждается, в частности, тем, что если трудновоспитуемые подростки получают в основном одни отвержения, то десять подростков из группы «норма» получили примерно одинаковое количество отвержении и выборов.
Сопоставление объективного положения подростков в классе и их субъективного отношения к своему месту в коллективе позволяет сделать следующие выводы:
- все подростки группы «норма» относятся адекватно к своему как благополучному, так и неблагополучному положению в коллективе;
- подростки
с девиантными формами
Анализируя осознание
Расхождение величин индекса самооценки в общении и реального
статуса у трудновоспитуемых подростков с высоким (100%)
коэффициентом удовлетворенности общением
Таблица 6
|
Изучая отношение подростка к
учебной деятельности, мы фиксировали
объективные показатели
Для исследования были
Распределение испытуемых в соответствии с отношением к успеху и неуспеху в ситуации эксперимента (в %)
|
Проанализировав
отношение подростков к результатам
своей деятельности, мы получили следующую
картину распределения изучаемых групп
подростков в зависимости от их отношения
к результатам своей деятельности.
Особенности отношений подростков к результатам своей деятельности в экспериментальной ситуации (в %)
Таблица 8
|