Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Девиантное поведение— это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1.Теории и концепции девиантного поведения ……………………….
1.2. Причины дивиантного поведения подростков …………………….
Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……
2.1. Организация исследования и методы изучения девиантного поведения………………………………………………………………….
2.2. Анализ и интерпретация по изучению личности подростка с девиантным поведением …………………………………………
2.3 Рекомендации по изучению девиантного поведения ………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложения

Работа содержит 1 файл

Блохоной диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

          Таким образом, во всей совокупности  причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.

     Школа. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. [24 c. 123]

     Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу; не заинтересованы в получении знаний: прогуливающие, срывающие уроки. Почему же это происходит не со всеми подростками, а только с частью из них?

     Отношение к учебному процессу, к школе в  целом, к учителям и одноклассникам формируется еще в начальной  школе. Опросы первоклассников подтверждают, что 98% детей приходят в школу и учатся первые недели с огромным желанием и удовольствием. Значит, что-то в школьной атмосфере не так, если отношение к школе у детей меняется. Происходит это по разным причинам. Например, ученик имеет пробелы в знаниях, так как проболел, не смог догнать товарищей, семья не помогла; как следствие он получил плохую оценку, не захотел (или не смог) ее исправить, стал «плохим» учеником; появилась обида, он начал получать замечания от учителей за разговоры на уроках, прогуливать их, основной отметкой становится «тройка» с чередующимися «двойками», по прошествии некоторого времени такого ученика называют «трудным». Другой школьник вступает в конфликт с учителем, плохо себя ведет, как следствие получает плохие оценки, не желает посещать школу (или в лучшем случае уроки этого преподавателя), в результате неуспеваемость по предмету, и вновь мы слышим — «трудный». Кто-то хорошо знает предмет, но его не спрашивают (учить ведь надо всех), не желают выслушать его точку зрения, у школьника пропадает стимул заниматься. Обида на учителей гасит энергию, и школьник попадает в разряд «трудных». Эти частности всегда связаны с комплексом других причин.

     Социальные  причины. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены школьным неудачам. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать детям свои интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты в школе; доминируют установки соответствующего социального класса. [12 c.123]

С другой стороны, позиция родителей в  отношении школы, интерес, который они испытывают к образованию своих детей, играет основополагающую роль в мотивах, побуждающих ребенка хорошо работать в классе.

     Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки ребенка, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения, степень стабильности семейного очага, через которые он уже прошел. Часто школьные неуспехи — это признак глубокого душевного разлада самого подростка, зависимого от его отношений с родителями. Чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.

     Педагогические  причины. А.С. Макаренко отмечал, что главными задачами педагога, воспитателя являются организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем детям и особенно трудновоспитуемым, так как неблагоприятный климат в школьном коллективе может быть одной из причин появления девиантного поведения.

Причиной  неблагоприятного климата может быть авторитарный педагогический стиль. [23 c.127]

     У авторитарного учителя его воспитанники часто испытывают психологический дискомфорт, неудовлетворенность, они вынуждены искать товарищей на стороне, чтобы реализовать потребность в общении и самоутверждении.

          Авторитарный педагогический стиль  приводит к деформации структуры формальных и неформальных отношений, в результате затрудняется процесс формирования коллектива, он утрачивает свои воспитательные возможности.

           Нечто подобное происходит и в классах с попустительским отношением учителя, где органы самоуправления фактически устраняются от выполнения своих обязанностей по сплочению коллектива. Без правильного педагогического руководства законы коллективной жизни в классе могут подменяться жестокими законами группового конформизма, направленного на подавление отдельной личности, а это в свою очередь является еще одной причиной девиаций. [12 c.45]

           Взаимодействие и взаимовлияние  между учителем и учеником может быть в разной степени целенаправленным (сознательным) и стихийным (бессознательным), или аффективным. В первом случае педагог ставит перед собой задачу изменить что-либо в поведении, мотивах, установках, устранить или усилить проявление отдельных сторон личности. Именно такое влияние, как правило, имеют в виду, говоря о целенаправленном психолого-педагогическом воздействии.

           Одновременно происходит и бессознательное  влияние педагога на школьника,  в результате которого возникает  подражание, копирование, эмоциональное «заражение», сопереживание. Дети копируют поведение, привычки и манеры учителя, а также его реакции негативного характера. К аффективным проявлениям взаимодействия можно отнести аутизм — погружение ученика в мир собственных переживаний, замкнутость, пассивность. Пик его наблюдается в 5—7 лет и старше. Нарушаются социальная и психологическая адаптация, взаимоотношения с людьми, появляются нервозность и агрессивность. Такой ученик больше подвержен девиантным поступкам. Выход из такого состояния ребенок иногда пытается найти в суициде. По данным специального исследования, до 92% суицидов у подростков прямо или косвенно связаны с неблагополучно сложившимися отношениями в школе с учителями (классом) или в семье.

     Другим  аффективным проявлением являются фобии (навязчивые страхи). Страх возникает у школьника в ситуациях предстоящей встречи с учителем, который недоброжелательно, предвзято, грубо относится к нему, его успехам в учебе. Ученик постоянно ждет неблагополучия, испытывает напряжение, волнение, бессонницу, страх. [31 c.134]

Большое, если не определяющее, влияние оказывает  на детей социальная среда. Она является многофакторным образованием. Притязание на социальное признание — важная потребность подросткового возраста. Характерно, что личность может явно не ощущать влияния социальной среды, являясь в то же время источником или мишенью конфликтов, что чревато девиантными отклонениями.

     Социальная  среда и личность подростка находятся  в двустороннем взаимодействии. Причем такое влияние бывает как позитивным (социальное творчество), так и негативным (социальная патология). Социальная среда диктует личности подростка свой набор норм существования; личность же старается следовать (или не следовать) этим нормам и правилам. Возможен диапазон алгоритмов действий и поступков, если он не изменяет при этом сути социальных норм среды. Иначе появится некий дисбаланс среды и личности. В личностном плане этот дисбаланс проявляется в стрессе из-за неудовлетворенности собственных притязаний, в социальном (средовом) — в конфликтах и девиантном поведении. И то и другое дестабилизирует социальное взаимодействие, нарушает привычный процесс социализации.

По мнению некоторых исследователей, на человека действует более 200 факторов, вызывающих социально негативные последствия. В действительности их еще больше, так как многие так называемые положительные факторы могут способствовать развитию социально негативных форм девиантного поведения (например, позитивный индивидуализм может при наличии определенных обстоятельств обернуться социальным эгоизмом и др.). [31 c.231]

     Субъективные  причины. Каждый возрастной этап развития ребенка не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении учащихся, а приводит к качественным переменам в психике. Поэтому дети подчас лучше понимают друг друга, чем их взрослые воспитатели. Дети далеко не всегда похожи на своих родителей. Решить проблему помогает чтение психологической и педагогической литературы и постоянное наблюдение за школьником. В противном случае возникают трудности в общении с ребенком.

     Психическое развитие имеет свои движущие силы. Саморазвитие происходит как преодоление внутренних противоречий личности. Что это за противоречия? Чаще всего говорят о противоречии между имеющимся уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения. Указывают также на противоречия между тем, каков ребенок в настоящее время и каким его хотят видеть взрослые; между тем, кто он есть и каким хочет стать; между приобретенными знаниями и возрастными возможностями и др. Воспитателю необходимо выявлять эти противоречия в сознании ребенка и помогать успешному их разрешению. Без этого не может быть развития, отбора и воспитания потребностей ребенка.

Психическое развитие ребенка идет противоречиво. Это показал Д.Б. Эльконин на примере усвоения ребенком общественного опыта: его потребностно-мотивационная сфера и операционно-техническая возможности не только взаимодействуют друг с другом, но и вступают в борьбу. В результате то одна, то другая сторона выступает на первый план на том или ином этапе развития. [23 c.38]

          Для психического развития детей  характерно наличие не только  эволюционных, спокойных жизненных  периодов, но и возрастных кризисов. При их возникновении ребенок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорожденного, 1 года, 3, 7, 13 и 17 лет. В периоды возрастных кризисов ребенок часто становится трудновоспитуемым. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда подросток требует от взрослого признания его права на относительно большую самостоятельность и независимость (в поведении, планировании времени, организации деятельности). [7 c.120]

     Если  учитывать перечисленные субъективные причины, то многие трудности в поведении  подростков могут быть поняты, устранены  или значительно облегчены. 

     Психологи считают, что ребенок не является слепой игрушкой в руках биологических и социальных начал. Напротив, ребенок активен. Движущие силы его психического развития, как уже отмечалось, связаны с возникновением и разрешением внутренних противоречий. Однако нельзя снимать со счетов важность социального и биологического факторов для психического развития. К сожалению, в отечественной психологической науке в течение многих лет преуменьшалось значение биологического фактора. Сейчас это положение меняется.

     Нарушения поведения и эмоционально-волевой  сферы детей, подростков и молодежи не наследуются. Исключения из этого  правила связаны с редким рядом  заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. Это, в частности, болезни, вызванные нарушением обмена веществ, ряд пороков, связанных с хромосомными заболеваниями (синдром Дауна).

     Как определяют психологические словари, характер — «это индивидуальное сочетание  устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах». Характер человека формирует как он сам, так и его окружение.

          Ученые полагают, что решающее  влияние на формирование характера имеют внешние факторы. К ним относится прежде всего воздействие общественных отношений.

     В любом обществе существуют слабохарактерные люди, а порой и с антиобщественной направленностью. Вот почему для  формирования характера требуется  специальное целенаправленное воздействие, т.е. воспитание. [15 c. 59]

     О чем нужно помнить при воспитании характера? О большом влиянии мировоззрения, примера окружающих, сознательного усвоения требований морали и общественных норм поведения.

          Внешние обстоятельства, социальная  среда и воспитание в конечном  счете определяют формирование характера. Но действуют они на человека, преломляясь через особенности его внутреннего мира (накопленный и осмысленный жизненный опыт, сложившиеся свойства личности и др.). Поэтому эффект внешнего воздействия во многом зависит от внутренней позиции человека.

     Большое влияние на характер оказывают часто  переживаемые человеком психические состояния (радости и душевного подъема или тоски и упадка и др.). Повторяясь, они нередко закрепляются, становятся чертами характера. Поэтому человека (школьника) надо ставить в такие ситуации, в которых он пережил бы соответствующее психическое состояние, а потом закрепил бы его как постоянное свойство личности. [27 c.57]

          При этом нужно учитывать возрастные  особенности. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, грубости, порождает конфликты с воспитателями.

          Неблагоприятно влияет на подростка  переоценка или недооценка его характерологических качеств. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность (недисциплинированность, невыдержанность) своих детей их нервностью, т. е. известной болезненностью. Это способствует появлению у них чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют учителям и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я — нервный!» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Девиантное поведение подростков