Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Девиантное поведение— это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1.Теории и концепции девиантного поведения ……………………….
1.2. Причины дивиантного поведения подростков …………………….
Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……
2.1. Организация исследования и методы изучения девиантного поведения………………………………………………………………….
2.2. Анализ и интерпретация по изучению личности подростка с девиантным поведением …………………………………………
2.3 Рекомендации по изучению девиантного поведения ………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложения

Работа содержит 1 файл

Блохоной диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

          Экспериментальные данные, полученные по подросткам группы «норма», коренным образом отличаются от результатов  подростков с девиантными формами поведения  (табл. 3).

Данные  об отсутствии значимых качеств личности у подростков группы «норма» (в %)

Таблица 3

Количество мнений об отсутствии качества Отзывчивый Честный Смелый Умный Веселый Сильный Трудолюбивый Справедливый Надежный и  верный друг Выполняет все  обещания
По  самооценке 10 0 0 5 5 35 12,5 5 5 20
По  оценке одноклассников 0 0 5 0 5 30 0 0 5 5
Величина  расхождений мнений -10 0 5 -5 0 -5 -12,5 -5 0 -15
 

     Здесь мы видим, во-первых, все расхождения  мнений между объективной и субъективной оценкой качеств направлены в  сторону неярко выраженной недооценки подростком группы «норма». Во-вторых, обращает внимание относительно малая величина расхождений мнений. Недооценка своих положительных качеств обычными подростками выражена не ярко (во всяком случае, в 5-6 раз меньше, чем переоценка трудновоспитуемыми подростками своих положительных качеств). Следовательно, субъективная оценка своих положительных качеств обычными подростками должна быть признана критичной, но адекватной.

     Проанализировав полученные данные, мы можем ответить на поставленные выше вопросы. Очевидно, что отсутствие каких-либо определенных личностных качеств, значимых для подростков, надо связывать с их трудновоспитуемостью. Однако дело не только в отсутствии у трудновоспитуемых нескольких определенных положительных качеств личности, но также и в том, что подросток неверно оценивает свои качества. Этот факт подтверждается и в том случае, если мы фиксируем не просто отсутствие качества, а учитываем и степень его развитости, частоту проявления. Качественный анализ такого рода является более строгим. С этой целью было выявлено, сколько подростков труппы «норма» и сколько трудновоспитуемых подростков переоценивают себя по каждому качеству, недооценивают и оценивают адекватно (табл. 4).

Распределение самооценок испытуемых группы «норма» по каждому из качеств (в %)

Таблица 4

Количество мнений об отсутствии качества Отзывчивый, добрый Честный Смелый Умный Веселый Сильный Трудолюбивый Справедливый Надежный и  верный друг Выполняет все  обещания
С заниженной самооценкой 10 0 0 5 5 35 12,5 5 5 20
С завышенной самооценкой 0 0 5 0 5 30 0 0 5 5
С адекватной самооценкой -10 0 5 -5 0 -5 -12,5 -5 0 -15
 

     Распределение самооценок подростков группы «норма»  показывает, что количество испытуемых с заниженной самооценкой немного больше, чем с завышенной; дети, оценивающие себя адекватно, составляют большинство. Эти особенности относятся ко всем качествам, независимо от их содержательной (смысловой) стороны.

          Данные, представленные в таблице  5, показывают, что большинство трудновоспитуемых подростков завышают оценку своих качеств. Подростки, оценивающие себя адекватно по какому-либо качеству, составляют меньшинство. Эти особенности проявляются в оценке каждого из качеств.

Следовательно, точность оценки качества, так же как  и констатация его наличия или отсутствия, зависит от уровня притязаний субъекта, его отношения к себе в целом. 

Распределение самооценок трудновоспитуемых  подростков по каждому  из качеств  (в  %)

Таблица №5

Количество мнений об отсутствии качества Отзывчивый, добрый Честный Смелый Умный Веселый Сильный Трудолюбивый Справедливый Надежный и верный друг Выполняет все  обещания
С заниженной самооценкой 77 72 72 63 70 66 69 74 73 64
С завышенной самооценкой 23 28 28 33 30 34 27 22 27 36
С адекватной самооценкой       4     4 4    
 
 

     Оценивая  свои качества, трудновоспитуемый подросток  исходит не из учета форм проявления этого качества, т.е. не из оценки своего поведения, поступков, а из искаженного мнения о себе в целом, из деформированного отношения к себе как к личности. Это подтверждает существование интегральной, обобщенной самооценки в структуре «Я-образ», опираясь на которую подросток оценивает свое поведение.

     Показательно  в плане изучения интегральной самооценки личности и то, как оценивали подростки  качества других людей. Например, оценивая качество «сильный» у учеников, которые  пользовались любовью и уважением одноклассников, дети приписывали им более высокий балл, несмотря на то что некоторые из «популярных» одноклассников не отличались выраженностью данного физического качества. Физически сильные дети, которых одноклассники по всем личностным качествам оценивали низко, получали более низкие оценки и по качеству «сильный». Обычно ребята объясняли свои оценки так: «Ну и что, что М.С. сильный, зато он не знает, куда эту силу применить, а только малышей обижает и со всеми дерется. М.Г. тоже, хотя и выше всех в классе, и руки у него, как кувалды, а самый настоящий трус. Какой же он  Следовательно, если подросток нравится ребятам, если они его считают хорошим, то и все личностные качества его они оценивают более высоко. Если же ребенок по каким-то причинам не нравится одноклассникам, то он получает низкую оценку по всем положительным качествам, так как дети оценивают его как «плохого», и эта обобщенная оценка определяет все их суждения. Следовательно, ребенок оценивает себя и других, прежде всего, обобщенно и исходя из этой интегральной оценки («Я хороший» или «Он плохой») дает оценки тем или иным конкретным качествам личности.

     Опираясь  на этот вывод, мы анализировали в  дальнейшем отношение подростка  к себе в целом, т.е. сравнивали оценки не каждого качества в отдельности, а суммарную оценку своих качеств подростком и обобщенную групповую оценку личности

     Статистическая  обработка данных подтвердила положение, уже отмечавшееся нами выше, что  трудновоспитуемые подростки отличаются от подростков группы «норма» тем, что большинство из них значительно переоценивают свои положительные качества личности в целом.

     Возникает вопрос: совпадает ли переоценка своих  качеств с переоценкой качеств  других либо, напротив, переоценка себя связана с недооценкой других. Присуща ли подростку неадекватность в оценке только своих качеств либо она распространяется и на оценку качеств других людей?

Для выяснения  этого вопроса сравнивались средняя  самооценка и оценка других ребят  своего класса.

     Оказалось, что ребята, переоценивающие себя, оценивают других детей в среднем на 2 балла ниже, чем себя, а подростки, оценивающие себя адекватно, оценивают других детей на 4 балла ниже, т.е. в два раза ниже себя. Таким образом, дети с адекватной самооценкой оказались более критичными по отношению к другим, чем дети, переоценивающие себя. На первый взгляд, результаты получились несколько парадоксальными. Оказалось, что дети, которые вошли в группу «адекватные», не стесняются ставить некоторым одноклассникам оценки более низкие, чем себе. Ученики, переоценивающие себя, напротив, практически никогда не ставят одноклассникам оценки более низкие, чем себе.

     Чтобы объяснить полученные результаты, мы дополнительно проанализировали оценки и самооценки трудных подростков и подростков группы «норма». Выяснилось, что подростки группы «норма» получают высокую положительную оценку (11,5 и 14,1 балла), а трудновоспитуемые — низкую (0,7 балла) и даже отрицательную (—0,3 балла).

     Подростки группы «норма» приравнивают себя к  своим одноклассникам этой же группы («норма»). При этом ученик проявляет объективность и скромность в оценке своих качеств, несколько недооценивая себя в сравнении с товарищами. Совсем иначе они оценивают трудновоспитуемых подростков своего класса, резко отрицательно отзываясь об их качествах (средняя оценка — 0,3 балла), так как они тормозят успешное осуществление коллективом класса общественно важных задач.

     Трудновоспитуемые подростки высоко оценивают качества своих одноклассников, относящихся  к группе «норма», и приравнивают оценки своих качеств именно к этой категории детей. Следовательно, они хотят видеть себя равными по своим личностным качествам подросткам группы «норма». Трудные дети смело ставят низкие оценки трудновоспитуемым ученикам своего класса именно потому, что они не относят себя к этой категории учащихся. Трудновоспитуемые подростки не осознают своей принадлежности к категории «трудных», а значит, внутренне отвергают все требования об изменении своих личностных качеств, предъявляемые к ним со стороны воспитателей. Следовательно, показная бравада трудновоспитуемых, их пренебрежение к «хорошим детям1» является следствием аффективного отношения к создавшемуся положению, когда трудный подросток, внутренне приравнивая себя по своим личностным качествам к «хорошему ученику», не встречает подтверждения в этом со стороны окружающих.

Информация о работе Девиантное поведение подростков