Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:35, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника. Объект исследования - детско-родительские отношения. Предмет исследования - детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника. Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений. 2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника. 3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях. 4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3 Глава 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….………………………………………………6 1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника…………….…6 1.2. Детско-родительские отношения в семье...…………………..................17 1.3. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями......................33 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………..…….48 2.1. Методы и организация исследования...…………………………………..48 2.2. Результаты исследования…………………………………………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….…...73 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…...80
II. Демократическая семья,
родители в таких семьях опираются
на потребности и чувства ребёнка,
помогают вместе преодолевать
трудности, чутко реагируют на
их запросы, проявляют симпатию
и уважение к своему малышу.
Проявляют твёрдость, сталкиваясь
с капризами, гневом ребёнка.
Дети из таких семей более
инициативны, открыты, общительны,
эмпатичны, более уверены в себе, развит
самоконтроль. Родители в таких семьях
авторитетны, пользуются уважением своих
детей, они выделяют в ребёнке, такие личностные
черты, как общительность, лидерство, активность,
отзывчивость, способности. Считают, что
их ребёнок является личностью и ребёнком
- исключением. Компетентные дети в таких
семьях, с устойчиво хорошим настроением
уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем
поведения, умением устанавливать дружеские
отношения со сверстниками, стремлением
к исследованию, а не избеганию новых ситуаций,
характеризуются стабильной привязанностью
к родителям, развитыми кооперативными
способами взаимодействия со сверстниками,
богатой конструктивной игрой. При этом
дети имеют адекватную и несколько завышенную
самооценку при высоком и среднем уровне
притязаний. Демократические семьи показывают
высокий и средний уровень взаимодействия
с ребёнком. У родителей выражены симпатии,
близость, уважение к своему малышу, средняя
строгость и требовательность, присутствует
сотрудничество, существует близость
между всеми членами семьи и удовлетворённость
отношениями с ребёнком (9 семей - 37%).
III. Попустительские семьи,
родители не требуют ответственности
и самоконтроля от ребёнка,
не достаточно контролируют поведение
своих детей, не обращают внимание
на вспышки агрессии, злости, конфликтности
ребёнка. Чаще всего родители проявляют
неуважение и в единичных случаях антипатию
к своему сыну или дочери, выражена эмоциональная
дистанция между детьми и родителями,
поэтому такие дети испытывают недостаток
близости, любви, внимания, сочувствия
со стороны взрослых мам и пап. Снисходительные
родители своим равнодушием формируют
отклонения в поведении ребёнка, проявляющееся
в нарушениях дисциплины, правил, норм,
требований. Такие родители часто применяют
физическое наказание, кроме этого лишают
детей своей любви, внимания, сочувствия.
Незрелые дети, неуверенные в себе с плохим
самоконтролем, с реакциями отказа во
фрустрационных ситуациях, они игнорируют
близкого взрослого, защищаясь от дополнительной
негативной стимуляции. Такие дети характеризуются
повышенной уязвимостью к неуспеху, на
который они реагируют уходом, сильным
регрессом, смещенной активностью. Родители
выделяют в личностных качествах своих
детей - общительность, веселость, инициативность,
своевольность, доверчивость, а также
способности, лидерство, упрямство, хитрость,
конфликность. Своего ребёнка в одних
случаях родители считают ребёнком-исключением,
в других ребёнком-раздражением и в-третьих
ребёнком обычным. Дети часто проявляют
себя импульсивно и агрессивно по отношению
к окружающим, они имеют высокую самооценку
со средним уровнем притязаний, в единичных
случаях низкую самооценку с низким уровнем
притязаний. Такие семьи показывают низкий
уровень детско-родительского взаимодействия.
В таких семьях отсутствует сотрудничество
с ребёнком, последовательность в его
воспитании, присутствует мягкость, эмоциональная
дистанция, неудовлетворённость в отношениях
с их ребёнком (5 семей - 21%).
Кроме того, анализируя личность
родителя, мы выделили три группы семейно-необходимых
качеств [44, с.36].
Во-первых, это потребности,
обусловливающие желание человека
жить в семье, преодолевать трудно-сти
и решать в ней возникающие проблемы. К
ним относят: потребности в материнстве
и отцовстве; потребности, удовлетворяемые
в ходе супружеских взаимоотношений.
Во-вторых, это совокупность
способностей, навыков и умений,
необходимых для поддержания
супружеских отношений и воспитания
детей (например, сопереживать, способность
понять и принять другого).
В-третьих, это качества,
необходимые для регуляции своих
эмоциональных состояний, умение подчинять
желания данного момента целям
будущего.
Сово-купное наличие вышеперечисленных
качеств у супругов и помогают нормализовать
детско-родительские отношения, улучшить
эмоциональный климат внутри семьи.
Таким образом, по первичным
результатам были выделены наиболее
проблемные семьи в сфере детско-родительских
отношений, было предложено участие
этих семей в коррекционных занятиях
для улучшения внутрисемейной атмосферы.
После прохождения курса
коррекционных занятий, была проведена
контрольная диагностика в группе
дошкольников и родителей для
подведения итогов и выводов. Контрольная
диагностика после коррекционных занятий
показала следующие результаты: родители,
составляя портрет своих детей в большинстве
случаев 88% оценили их как личность, выделяли
лучшие качества, такие как добрый, весёлый,
способный, приветливый, отзывчивый в
62%. Уровень взаимодействия родителя с
ребёнком повысился, высокий и средний
уровень взаимодействия имеют 92% и лишь
у 8% уровень взаимодействия остался на
низком уровне. Со стороны родителей увеличилась
симпатия и уважение к своему малышу 95
%; а также повысилась близость между родителями
и детьми в 80%. Кроме этого, у большинства
детей повысилась самооценка 92% и уровень
притязания 60%, усилились волевые проявления
в качестве настойчивости, целеустремлённости,
выдержки, самостоятельности в 98%. Выдвинутая
нами гипотеза исследования подтвердилась
частично. Так с помощью корреляционного
анализа подтверждена прямая зависимость
между характером детско-родительских
отношений и формированием самооценки
ребёнка, а уровень притязания и волевые
качества дошкольника показали слабую
значимость коэффициента корреляции (см.
приложение 15).
Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
1. Существует ряд факторов,
которые влияют на тип детско-родительских
отношений: особенности личности
родителей и форм их поведения;
психолого-педагогическая компетентность
родителей и уровень их образования;
эмоционально-нравственная атмосфера
в семье; диапазон средств воспитательного
воздействия (от наказаний до
поощрений); степень включенности ребенка
в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных
потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
2. Одним из важнейших
направлений психологической помощи
семье является консультативная
работа. Работа психолога в этом
направлении имеет своей целью
выявление ошибок и пробелов
в воспитании ребенка и оказание
непосредственной помощи родителям
и воспитателям.
3. Психокоррекционная работа
с семьями дошкольников помогает ребёнку
и взрослому развить собственные возможности,
научиться управлять своим поведением,
считаться с потребностями и нуждами других,
замечать свои ошибки, переживать чужие
радости и печали, как свои, т.е. развивать
эмпатию и принятие другого.
4. Игровая семейная терапия
позволяет родителям более адекватно,
спокойно, внимательно и последовательно
относиться к ребёнку, а у
детей повышается активность
и самооценка, уверенность, самостоятельность,
как только они почувствуют
надёжную родительскую поддержку.
В целом после совместных занятий
меняются детско-родительские отношения
в лучшую сторону, лишь в
единичных случаях коррекция
в сфере отношений ребёнок
- взрослый не дала результатов,
когда сами родители недостаточно
были заинтересованы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья оказывает решающее
влияние на формирование личности ребенка.
Общаясь с мамой и папой, братьями
и сестрами, малыш усваивает отношение
к миру, думает и говорит так, как
думают и говорят в его семье.
Став взрослым, он может сознательно
не принимать некоторые черты
своей семьи, однако бессознательно
все равно несет в себе манеру
поведения, речи, качества характера, заложенные
семьей. Все это, стиль жизни, уникальное
соединение черт, поступков и навыков,
которые в совокупности определяют
маршрут движения ребёнка к его
жизненным целям.
Вопросы влияния характера
взаимодействия взрослого с ребенком
на формирование личности дошкольника
широко обсуждаются в отечественной
литературе. К настоящему времени
сформировалось убеждение, что тип
детско-родительских отношений в
семье является одним из основных
факторов, формирующих характер ребенка
и особенности его поведения.
Наиболее характерно и наглядно тип
детско-родительских отношений проявляется
при воспитании ребенка.
Как известно, современная
семья включена во множество сфер
жизнедеятельности общества. Поэтому
на климат внутри семьи влияет множество
факторов и политические, и социально-экономические,
и психологические. Сокращение свободного
времени родителей из-за необходимости
поиска дополнительных источников дохода,
психологические перегрузки, стрессы
и наличие множества других патогенных
факторов стимулируют развитие у
родителей раздражительности, агрессивности,
синдрома хронической усталости, что
сказывается на эмоциональном самочувствии
ребёнка и как следствие накладывает
определённый отпечаток на личность
дошкольника.
Обобщая, детерминанты родительского
отношения в различных психологических
концепциях, можно выделить следующие:
особенности личности родителя (концепция
А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер); личностные
и клинико-психологические (работы М.И.
Лисиной, Н. Ньюсона); этилогические факторы
(С. Лейбовичи); социокультурные детерминанты
(X. Харлоу, М. Лаоса); особенности внутрисемейных
отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская,
А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).
Дошкольное детство - период
интенсивного психического развития,
появления психических новообразований,
становления важных черт личности ребенка.
Это период первоначального формирования
тех качеств, которые необходимы
человеку в течение всей последующей
жизни. В дошкольном возрасте формируются
не только те особенности психики
детей, которые определяют общий
характер поведения ребенка, его
отношение ко всему окружающему,
но и такие, которые представляют
собой "задел" на будущее.
Разрабатывая программу
исследования, мы исходили из того, что
на каждой возрастной ступени ребенок
приобретает не только общие для
всех детей черты личности, но и
свои индивидуальные особенности психики
и поведения, позволяющие ему
быть неповторимой личностью с собственными
интересами, стремлениями, способностями.
Складывающиеся разного
рода качественные образования, такие,
как личностные свойства, психологические
структуры субъекта деятельности, общения
и познания, интенсивный процесс
социализации естественных форм психики,
ее психофизиологических функций, создают
реальные предпосылки для перехода
к школьному периоду жизни. Взрослые
во многом определяют своеобразие и сложность
психического развития дошкольника, формируя
его, как личность и психологическую готовность
к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов,
которые влияют на тип детско-родительских
отношений: особенности личности родителей
и форм их поведения; психолого-педагогическая
компетентность родителей и уровень
их образования; эмоционально-нравственная
атмосфера в семье; диапазон средств
воспитательного воздействия (от наказаний
до поощрений); степень включенности
ребенка в жизнедеятельность
семьи; учёт актуальных потребностей ребенка
и степень их удовлетворения.
Контрольная диагностика
после коррекционных занятий
показала следующие результаты: родители,
составляя портрет своих детей в большинстве
случаев 88% оценили их как личность. Выделяли
их лучшие личностные качества, такие
как добрый, весёлый, способный, приветливый,
отзывчивый в 62%. Уровень взаимодействия
родителя с ребёнком повысился, высокий
и средний уровень взаимодействия имеют
92% и лишь у 8% уровень взаимодействия имеет
низкий уровень. Увеличилась симпатия
и уважение к своему малышу 95 %; а также
близость между родителями и детьми в
80%. Кроме этого, у большинства детей повысилась
самооценка 92% и уровень притязания 60%,
усилились волевые проявления в качестве
настойчивости, целеустремлённости, выдержки,
самостоятельности в 98%. Выдвинутая нами
гипотеза исследования подтвердилась,
лишь в том, что существует прямая зависимость
между характером детско-родительских
отношений и формированием самооценки
ребёнка, что было подтверждено математическим
анализом, а уровень притязания и волевые
качества дошкольника показали слабую
значимость коэффициента корреляции.
Библиографический список
1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития
семьи: исследования и проблемы // Вестник
МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.
2. Арутюнянц Э. Педагогический
потенциал семьи и проблема социального
инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.- 1988.-
46с.
3. Бейкер К. Теория семейных
систем М. Боуена // Вопросы психологии.-
1991.- №6.- с.155-164.
4. Берг-Кросс Л. Терапия
супружеских пар / Перев. С англ. Н.Рассказовой,
А. Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии,
2004.- 528с.
5. Бодалёв А.А. О взаимосвязи
общения и отношения // Вопросы психологии.-
1994.- №1.- с.122-127.
6. Божович Л.И. Избр. психол.
труды. Проблемы формирования личности
/ Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
15. Диагностика и коррекция
психического развития дошкольника:
учебное пособие / Я.Л. Коломинский,
Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская,
1997.- 237с.
16. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных
факторов на формирование индивидуальности
// Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
17. Думитрашку Т.А. структура
семьи и когнитивное развитие детей //
Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.104-113.
18. Захарова Е.И. Исследование
особенностей эмоциональной стороны
детско-родительского взаимодействия
// Психолог в детском саду .- 1998.-
№1.- с.9-17.
19. Запорожец А.В. Избранные
психологические труды: В 2 т.-
М, 1986.
20. Зверева Н.В. Семья
и воспроизводство человеческого
капитала // Вестник Московского
университета.- 1998.- №5.- с.39-47.