Детско-родительские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений.
2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника.
3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях.
4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….………………………………………………6
1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника…………….…6
1.2. Детско-родительские отношения в семье...…………………..................17
1.3. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями......................33
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………..…….48
2.1. Методы и организация исследования...…………………………………..48
2.2. Результаты исследования…………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….…...73
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…...80

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 111.46 Кб (Скачать)

II. Демократическая семья,  родители в таких семьях опираются  на потребности и чувства ребёнка,  помогают вместе преодолевать  трудности, чутко реагируют на  их запросы, проявляют симпатию  и уважение к своему малышу. Проявляют твёрдость, сталкиваясь  с капризами, гневом ребёнка.  Дети из таких семей более  инициативны, открыты, общительны, эмпатичны, более уверены в себе, развит самоконтроль. Родители в таких семьях авторитетны, пользуются уважением своих детей, они выделяют в ребёнке, такие личностные черты, как общительность, лидерство, активность, отзывчивость, способности. Считают, что их ребёнок является личностью и ребёнком - исключением. Компетентные дети в таких семьях, с устойчиво хорошим настроением уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций, характеризуются стабильной привязанностью к родителям, развитыми кооперативными способами взаимодействия со сверстниками, богатой конструктивной игрой. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний. Демократические семьи показывают высокий и средний уровень взаимодействия с ребёнком. У родителей выражены симпатии, близость, уважение к своему малышу, средняя строгость и требовательность, присутствует сотрудничество, существует близость между всеми членами семьи и удовлетворённость отношениями с ребёнком (9 семей - 37%).

III. Попустительские семьи,  родители не требуют ответственности  и самоконтроля от ребёнка,  не достаточно контролируют поведение  своих детей, не обращают внимание на вспышки агрессии, злости, конфликтности ребёнка. Чаще всего родители проявляют неуважение и в единичных случаях антипатию к своему сыну или дочери, выражена эмоциональная дистанция между детьми и родителями, поэтому такие дети испытывают недостаток близости, любви, внимания, сочувствия со стороны взрослых мам и пап. Снисходительные родители своим равнодушием формируют отклонения в поведении ребёнка, проявляющееся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований. Такие родители часто применяют физическое наказание, кроме этого лишают детей своей любви, внимания, сочувствия. Незрелые дети, неуверенные в себе с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях, они игнорируют близкого взрослого, защищаясь от дополнительной негативной стимуляции. Такие дети характеризуются повышенной уязвимостью к неуспеху, на который они реагируют уходом, сильным регрессом, смещенной активностью. Родители выделяют в личностных качествах своих детей - общительность, веселость, инициативность, своевольность, доверчивость, а также способности, лидерство, упрямство, хитрость, конфликность. Своего ребёнка в одних случаях родители считают ребёнком-исключением, в других ребёнком-раздражением и в-третьих ребёнком обычным. Дети часто проявляют себя импульсивно и агрессивно по отношению к окружающим, они имеют высокую самооценку со средним уровнем притязаний, в единичных случаях низкую самооценку с низким уровнем притязаний. Такие семьи показывают низкий уровень детско-родительского взаимодействия. В таких семьях отсутствует сотрудничество с ребёнком, последовательность в его воспитании, присутствует мягкость, эмоциональная дистанция, неудовлетворённость в отношениях с их ребёнком (5 семей - 21%).

Кроме того, анализируя личность родителя, мы выделили три группы семейно-необходимых  качеств [44, с.36].

Во-первых, это потребности, обусловливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудно-сти и решать в ней возникающие проблемы. К ним относят: потребности в материнстве и отцовстве; потребности, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений.

Во-вторых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания  супружеских отношений и воспитания детей (например, сопереживать, способность  понять и принять другого).

В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих  эмоциональных состояний, умение подчинять  желания данного момента целям  будущего.

Сово-купное наличие вышеперечисленных качеств у супругов и помогают нормализовать детско-родительские отношения, улучшить эмоциональный климат внутри семьи.

Таким образом, по первичным  результатам были выделены наиболее проблемные семьи в сфере детско-родительских отношений, было предложено участие  этих семей в коррекционных занятиях для улучшения внутрисемейной атмосферы.

После прохождения курса  коррекционных занятий, была проведена  контрольная диагностика в группе дошкольников и родителей для  подведения итогов и выводов. Контрольная диагностика после коррекционных занятий показала следующие результаты: родители, составляя портрет своих детей в большинстве случаев 88% оценили их как личность, выделяли лучшие качества, такие как добрый, весёлый, способный, приветливый, отзывчивый в 62%. Уровень взаимодействия родителя с ребёнком повысился, высокий и средний уровень взаимодействия имеют 92% и лишь у 8% уровень взаимодействия остался на низком уровне. Со стороны родителей увеличилась симпатия и уважение к своему малышу 95 %; а также повысилась близость между родителями и детьми в 80%. Кроме этого, у большинства детей повысилась самооценка 92% и уровень притязания 60%, усилились волевые проявления в качестве настойчивости, целеустремлённости, выдержки, самостоятельности в 98%. Выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась частично. Так с помощью корреляционного анализа подтверждена прямая зависимость между характером детско-родительских отношений и формированием самооценки ребёнка, а уровень притязания и волевые качества дошкольника показали слабую значимость коэффициента корреляции (см. приложение 15).

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1. Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских  отношений: особенности личности  родителей и форм их поведения;  психолого-педагогическая компетентность  родителей и уровень их образования;  эмоционально-нравственная атмосфера  в семье; диапазон средств воспитательного  воздействия (от наказаний до  поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

2. Одним из важнейших  направлений психологической помощи  семье является консультативная  работа. Работа психолога в этом  направлении имеет своей целью  выявление ошибок и пробелов  в воспитании ребенка и оказание  непосредственной помощи родителям  и воспитателям.

3. Психокоррекционная работа с семьями дошкольников помогает ребёнку и взрослому развить собственные возможности, научиться управлять своим поведением, считаться с потребностями и нуждами других, замечать свои ошибки, переживать чужие радости и печали, как свои, т.е. развивать эмпатию и принятие другого.

4. Игровая семейная терапия  позволяет родителям более адекватно,  спокойно, внимательно и последовательно  относиться к ребёнку, а у  детей повышается активность  и самооценка, уверенность, самостоятельность,  как только они почувствуют  надёжную родительскую поддержку.  В целом после совместных занятий  меняются детско-родительские отношения  в лучшую сторону, лишь в  единичных случаях коррекция  в сфере отношений ребёнок  - взрослый не дала результатов,  когда сами родители недостаточно  были заинтересованы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение  к миру, думает и говорит так, как  думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно  не принимать некоторые черты  своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его  жизненным целям.

Вопросы влияния характера  взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности дошкольника  широко обсуждаются в отечественной  литературе. К настоящему времени  сформировалось убеждение, что тип  детско-родительских отношений в  семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка  и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип  детско-родительских отношений проявляется  при воспитании ребенка.

Как известно, современная  семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому  на климат внутри семьи влияет множество  факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости  поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы  и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у  родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что  сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает  определённый отпечаток на личность дошкольника.

Обобщая, детерминанты родительского  отношения в различных психологических  концепциях, можно выделить следующие: особенности личности родителя (концепция  А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер); личностные и клинико-психологические (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона); этилогические факторы (С. Лейбовичи); социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М. Лаоса); особенности внутрисемейных отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).

Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей  жизни. В дошкольном возрасте формируются  не только те особенности психики  детей, которые определяют общий  характер поведения ребенка, его  отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой "задел" на будущее.

Разрабатывая программу  исследования, мы исходили из того, что  на каждой возрастной ступени ребенок  приобретает не только общие для  всех детей черты личности, но и  свои индивидуальные особенности психики  и поведения, позволяющие ему  быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

Складывающиеся разного  рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические  структуры субъекта деятельности, общения  и познания, интенсивный процесс  социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают  реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.

Существует ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей  и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень  их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств  воспитательного воздействия (от наказаний  до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность  семьи; учёт актуальных потребностей ребенка  и степень их удовлетворения.

Контрольная диагностика  после коррекционных занятий  показала следующие результаты: родители, составляя портрет своих детей в большинстве случаев 88% оценили их как личность. Выделяли их лучшие личностные качества, такие как добрый, весёлый, способный, приветливый, отзывчивый в 62%. Уровень взаимодействия родителя с ребёнком повысился, высокий и средний уровень взаимодействия имеют 92% и лишь у 8% уровень взаимодействия имеет низкий уровень. Увеличилась симпатия и уважение к своему малышу 95 %; а также близость между родителями и детьми в 80%. Кроме этого, у большинства детей повысилась самооценка 92% и уровень притязания 60%, усилились волевые проявления в качестве настойчивости, целеустремлённости, выдержки, самостоятельности в 98%. Выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась, лишь в том, что существует прямая зависимость между характером детско-родительских отношений и формированием самооценки ребёнка, что было подтверждено математическим анализом, а уровень притязания и волевые качества дошкольника показали слабую значимость коэффициента корреляции.

Библиографический список

1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.

2. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.- 1988.- 46с.

3. Бейкер К. Теория семейных  систем М. Боуена // Вопросы психологии.- 1991.- №6.- с.155-164.

4. Берг-Кросс Л. Терапия  супружеских пар / Перев. С англ. Н.Рассказовой, А. Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.- 528с.

5. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1994.- №1.- с.122-127.

6. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

7. Варга А.Я. Системная  семейная психотерапия. Краткий  лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

8. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982.- т.4.

9. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.

10. Голод С.И. Моногамная  семья: кризис или эволюция // Социально-политический  журнал.- 1995.- №6.- с.74-87.

11. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М.: Форум, 2004.- 258с.

12. Дробот О. Любить друг друга - значит смотреть не на друг друга, а в одну сторону // Семья и школа.- 1999.- №10.- с.10-13.

13. Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология.- СПб.: Питер, 2001.- 320с.

14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 567с.

15. Диагностика и коррекция  психического развития дошкольника:  учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 237с.

16. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.

17. Думитрашку Т.А. структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.104-113.

18. Захарова Е.И. Исследование  особенностей эмоциональной стороны  детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.

19. Запорожец А.В. Избранные  психологические труды: В 2 т.- М, 1986.

20. Зверева Н.В. Семья  и воспроизводство человеческого  капитала // Вестник Московского  университета.- 1998.- №5.- с.39-47.

Информация о работе Детско-родительские отношения