Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:35, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника. Объект исследования - детско-родительские отношения. Предмет исследования - детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника. Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений. 2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника. 3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях. 4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3 Глава 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….………………………………………………6 1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника…………….…6 1.2. Детско-родительские отношения в семье...…………………..................17 1.3. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями......................33 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………..…….48 2.1. Методы и организация исследования...…………………………………..48 2.2. Результаты исследования…………………………………………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….…...73 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…...80
Если в почтовый ящик,
относящийся к той или иной
фигурке, ребенком не опущено ни одного
письма, содержание которого обладает
наибольшей эмоциональной насыщенностью,
типа: «Этого человека я люблю», «Этот
человек меня любит», «Этот человек
самый добрый», -- такой факт говорит
об эмоционально не выраженном отношении
к данному лицу (индифферентное).
На безучастность будут указывать и письма,
иллюстрирующие бедность контактов с
этим адресатом, типа: «К этому человеку
я никогда не обращаюсь за помощью»; «Этот
человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении ма-ленького
человека к взрослому, о наличии эмоциональных
проблем в отношениях с ним, естественно,
будет свидетельствовать то, что ребенок
опустит реальным членам семьи (а не эмоционально
нейтральной фигуре Незнакомца) письма
с отрицательными посланиями, типа: «Этого
человека я не люблю», «Этот человек не
любит меня», «Этот человек часто наказывает
меня и ругает» и т. д.
Адресованность одному и тому
же лицу писем, как с положительным, так
и с отрицательным отношением ребенка
или с положительным и отрицательным отношением
этого человека к ребенку можно расценивать
как противоречивость чувств ребенка
к этому члену семьи.
Кто то из детей может адресовать
послания «я… люблю», «...меня любит» эмоционально
нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно,
это свидетельствует об отсутствии у ребенка
объема любви и привязанности из числа
близких людей.
Анкетирование и беседа с
родителями позволяют выявить личностные
качества детей, проблемы и поведенческие
трудности, которые им присуще в
кругу семьи, увидеть детей глазами
родителей. В первой анкете родители
описывали особенности развития
ребёнка до поступления в детский
сад и особенности детского поведения
с начала посещения детского сада,
отмечали кто занимается воспитанием
в семье и к кому ребёнок наиболее привязан,
какие трудности встречают в поведении
и в воспитании ребёнка и как их решают.
Во второй анкете выявлялись
личностные качества, которые присуще
конкретному ребёнку. В форме перечисления
личностных качеств, таких как агрессивный,
глупый, инициативный, несдержанный, болтливый,
весёлый, приветливый, упрямый, конфликтный,
способный, хитрый, активный, общительный,
честный, грубый, пассивный, послушный,
трудолюбивый, наглый, своевольный, аккуратный,
беззащитный, ответственный, замкнутый,
лидер, ленивый, равнодушный, скромный,
неряшливый, дерзкий, застенчивый, злой,
внимательный, невоспитанный, исполнительный,
отзывчивый, доверчивый.
Родители описывали портрет
личности сына или дочери путём выбора
из предложенных характеристик. В анкете
было задание - составить личностный
профиль ребёнка, для этого нужно
было выбрать пять самых ярких
качеств ребёнка, а в конце
отметить кем, по мнению родителей является
их дошкольник: идеалом, личностью, ребёнком-исключением,
ребёнком-раздражением, ребёнком, как
все (см. приложение 7).
Методика Р.М. Геворкян для
диагностики особенностей проявления
воли у дошкольников, в форме наблюдения
по составленной таблице [15, с.66].
Волевые проявления дошкольника
можно наблюдать в разных видах
его деятельности. Они будут различными
в зависимости от того, какой компонент
волевого действия, либо волевого качества
мы хотим изучить.
Так, при исследовании произвольной
активности в игре важно учесть такие
ее признаки, как самостоятельный
выбор ребенком темы игры и планирование
ее хода; выбор средств, для осуществления
игрового замысла, согласование своих
действий с действиями сверстников,
проявление усилий в преодолении
трудностей и др. Эти признаки легли
в основу наблюдений, которые проводились
Р.М. Геворкян по следующему плану:
1. Какие цели дети ставят
в игре и каковы эти игры, как ставят цель
(самостоятельно, с помощью взрослых, подражая
товарищу)?
2. Как обдумывают и
планируют средства достижения
поставленной цели?
3. Достигает ли ребенок
поставленной игровой цели, получает
ли удовлетворение при ее достижении?
4. В каких видах игры
эти признаки проявляются в
наибольшей степени?
Признаки проявления воли:
1. Осознание ребенком
того, что он хочет
2. Осознание ребенком
того, почему он этого хочет
3. Верная оценка своих
возможностей для до-стижения цели
4. Осознание возможных
препятствий
5. Действия для достижения
осознанных целей
6. Стремление доводить
начатое дело до конца
7. Умение продолжать деятельность
при нежелании, нехотении
8. Умение длительно преследовать
цель
9. Умение проявить упорство
при столкновении с трудностями
10. Проявление терпения
11. Выносливость в деятельности
12. Умение работать в
затруднительных условиях
13. Способность тормозить
свои соблазны, прихоти
14. Умение овладевать своими
эмоциями
15. Умение контролировать
свое поведение
16. Быстрое продумывание
действия
17. Отсутствие растерянности
в затруднительных ситуациях
18. Выполнение принятого
решения без колебания
19. Уверенность в своих
действиях и поступках
20. Организация деятельности
и поступков без посторонней
помощи
21. Выполнение решений
без напоминаний
22. Умение отстоять свое
мнение, не проявляя упрямства
23. Умение самому найти
себе занятие и организовать
свою деятельность
24. Способность не поддаваться
дурным влияниям .
25. Умение выдвигать новые
идеи
26. Способность показать
пример в положительном поступке
27. Участие в осуществлении
новшества, выдумки
28. Проявление творчества,
изобретательности
Степень выраженности проявления
воли у дошкольника, нужно оценить,
следующим образом, редко 1 балл, иногда
2 балла, часто 3 балла.
Можно получить показатели
по данной методики: 1-5 показатели целеустремленности,
6-9 показатели настойчивости, 10-15 показатели
выдержки, 16-19 показатели решительности,
20-24- показатели самостоятельности, 25-28
показатели инициативности.
Методика «Лесенка» С.Г.
Якобсон и В.Г. Щур представляет
собой лесенку, состоящую из шести
ступенек, окрашенных в различные
цвета: от тёмных внизу, где живут
плохие дети, до ярких, радостных наверху,
где живут самые хорошие дети. Шкала с
комплексным описанием качеств (хороший,
умный, добрый…). Выяснить у ребёнка на
какую из ступеней, он бы поставил себя.
Таким образом, можем увидеть, что ребёнок
ставит себя на верхнюю ступень, что свидетельствует
о высокой самооценке, в другом варианте
ребёнок ставит себя на среднюю ступень,
что говорит об адекватной самооценке
и в худшем варианте, когда дошкольник
ставит себя на самую низкую ступень -
показывает низкую или очень сниженную
самооценку ребёнка. Уровень притязаний
ребёнка можно изучить по выбору заданий,
т.е. предлагаются письма с трудным, средней
трудности и лёгким заданиями. Тот, кто
выбирает задания трудные, имеет высокий
уровень притязаний, ребёнок, выбравший
средней сложности задания со средним
уровнем притязаний, а дети, выбравшие
лёгкие задания - низкий уровень притязаний.
2.2. Результаты исследования
Анализ литературных и
научно-методических пособий позволил
изучить проблему и собрать необходимую
информацию по проблеме детско-родительских
отношений.
Метод беседы и наблюдения
помог ознакомиться с семьями
дошкольников (непосредственно с
детьми и их родителями).
Метод анкетирования и
опроса дал возможность выявить
характер детско-родительских взаимоотношений.
Тестирование с помощью
проективных игровых методик
позволило выявить эмоциональные
оценки детьми взрослых и их представление
об отношении со стороны членов семьи,
а также позволило увидеть
эмоциональное самочувствие ребёнка
в семье.
Результаты по анкетированию
родителей дошкольников (участвовало
26 матерей и 12 отцов) позволили выявить,
по первой анкете: трудности в поведении
детей связаны с застенчивость,
замкнутостью - 4 человек (10%), страхом -
6 (16%) , в неумении общаться со сверстниками
- 11 человек (29%), агрессией, конфликтностью
- 7 человек (18%), не отмечают трудности -
10 родителей ( 26%). Волнует в поведении
ребёнка чаще всего упрямство - 12 ( 31%), враньё
- 6 ( 16%), несдержанность - 4 ( 10%), драчливость
- 4 (10%), нецензурные слова - 2 ( 5%), страхи
- 6 ( 16%), не чего не волнует в поведении
ребёнка - 4 родителей (10%). В семье занимаются
воспитанием ребёнка мамы и бабушки в
80% и папы в 20%, а привязаны дети чаще в 55%
случаев к бабушке и дедушке, сестре, брату
(см. приложение 8).
По второй анкете получили
следующие результаты: большинство
родителей 60% отметили среди личностных
качеств своих детей - весёлый, активный,
отзывчивый, добрый, общительный и в меньшем
количестве 40% отмечены качества - упрямый,
конфликтный, способный, замкнутый.
Родителями был составлен
личностный профиль ребёнка, выбраны
пять самых ярких качеств ребёнка:
Отметили кем, по мнению родителей,
является их ребёнок: идеалом - 10%, личностью
- 26%, ребёнком-исключением - 42%, ребёнком-раздражением
- 8%, ребёнком, как все - 14% (см. приложение
8).
Контент-анализ родительских
сочинений выявил следующие взаимодействия
в семье: симпатию к своему ребёнку испытывают
80% - антипатию 20%; уважение в 75% - неуважение
25% родителей; близость 78% - отдалённость
22% ( см. приложение 9).
По опроснику И.И. Марковской
получили параметры по десяти шкалам в
баллах и выделили уровни взаимодействия
родителя с ребёнком, получили следующее
: высокий уровень - у 11 родителей (29%), средний
уровень - у 19 родителей (50%) , низкий уровень
- у 8 родителей (21%) взаимодействия (см.
приложение 10).
Анализ по тесту «Почта»
в котором каждый ребёнок выражал своё
эмоциональное оценочное отношение к
каждому из адресатов и распределял письма-послания
по собственному усмотрению показал следующее,
а именно положительное отношение к маме
и бабушке в 60% случаев; противоречивость
чувств ребёнка к маме в 30%; негативное
отношение к маме в 10%. Индифферентное
(эмоционально невыраженное) отношение
ребёнка к папе в 25%; противоречивое отношение
в 20%; негативное отношение в 15%; положительное
отношение в 40% (см. приложение 11).
Для диагностики развития
воли у дошкольников использо-вался
метод наблюдения Р.М. Геворкян, мы получили
такие результаты: обладают целеустремлённостью
5 детей - 21%; настойчивостью 7 детей - 29%;
выдержкой 3 - 12%; самостоятельностью 7 ребят
- 29%; инициативностью 2 ребёнка - 9%; по решительности
не получили ни одного показателя (см.
приложение 12)
Проективный тест «Лесенка»
показал следующие результаты - дети
с высокой самооценкой 13 человек,
что составляет 55%; с адекватной самооценкой
6 детей - 25%; с низкой самооценкой 5 дошкольников
-20 %. Оценка уровня притязаний у детей
данных групп показала: высокий уровень
притязаний у 6 детей - 25%; средний уровень
притязаний у 8 ребят - 33%; низкий уровень
притязаний у 10 - 42% (см. приложение 13).
В ходе исследования детско-родительских
отношений нами был выявлен ряд
аспектов, позволяющий «нарисовать»
наиболее полную картину отношений
между детьми и родителями: реальное
взаимодействие родителя с ребенком;
отношение к ребенку, основанное
на неосознанной мотивации родителя;
отношение к ребенку, сформированное
в ходе рефлексии.
Анализируя результаты бесед,
анкетирования, тестирования родителей,
и личность дошкольников-респондентов
в ходе наблюдения, бесед, тестирования,
мы выявили, согласно В.В. Столина, Е.О.Соколовой,
А.Я. Варги несколько категорий детей с
особенностями в личностной сфере, изучили
стили воспитания родителей, типы взаимоотношений
их с ребёнком и выделили несколько групп
семей с различными вариантами детско-родительских
отношений (см. приложение 14):
I. Контролирующая семья,
родители ограничивают поведение
ребёнка, однако при этом отсутствует
разногласие между родителями
и детьми, есть уважение, чёткое
понимание ребёнком смысла ограничений.
Если требования порой достаточно
жёсткие, то у детей формируется
слабый самоконтроль, развиваются
чувства вины, порой страха, злобы,
раздражения повышенной тревожности
и застенчивости по отношению
к взрослым членам семьи. С
большим трудом проявляется душевная
близость родителей с ребёнком,
родители скупы на похвалу
и выражения чувств, поэтому между
ними редко возникает чувство
привязанности. Родители характеризовали
своих детей, как застенчивых,
добрых, аккуратных, трудолюбивых, послушных.
Считали, что их ребёнок в
одном случае ребёнок - исключение
или идеал, в другом - ребёнок,
как все остальные. Дети в
этих семьях, наиболее эмоционально
уязвимые, часто проявляется в
отношении родителей агрессивность,
вспышки гнева у ребенка, с
преобладанием уныло-грустного настроения,
трудно устанавливающие контакты
со сверстниками. Эмоциональную
недостаточность такой ребенок
стремится компенсировать за
счет неадекватного тактильного
контакта со взрослым (цепляние, прижимание,
приставание). Отсутствие взрослого дезорганизует
поведение ребенка и толкает его к регрессивной
аутостимуляции. Для детей из таких семей
характерна сниженная самооценка с высоким
уровнем притязаний. Контролирующие семьи
показывают средний и низкий уровень взаимодействия
со своим ребёнком. Выражены эмоциональная
дистанция, контроль, повышенная требовательность,
отсутствие сотрудничества и неудовлетворённость
отношениями с ребёнком (10семей - 42%).